Ереван – это город, город серьезный, столичный. Это не какой нибудь Париж Латинской Америки или Нью Йорк Азии. Ереван — город с ярко выраженной индивидуальностью, здесь не спутаешь не ошибешься. Может сегодняшний день не самое лучшее время в его почти трехтысячелетней истории, но не смотря на разбитый асфальт центральной улицы, селом его никто не обзовет.
Ереван немного старше Рима, но в отличии от последнего старины и мощи не видно. Столица, одно из немногих мест в Армении, которое не выглядит древним. Это не удивительно, только в течении 16 века, во время Персидско – Турецкой войны, Ереван четырнадцать раз брали штурмом, четырежды возводилась новая крепость, а к началу семнадцатого века город был уничтожен отступающими персами, а жители выселены на ее территорию, что бы туркам ничего не досталось. Случайно уцелевшая часть старинной крепости, а также церкви и мечети были разобраны на камень в тридцатые годы двадцатого века.
При всех напастях, Ереван семидесятых-восьмидесятых прошлого столетия, с точки зрения архитектурного вкуса, оказался, пожалуй, лучшим городом Союза. Здесь огромную роль сыграл во первых единый и продуманный план застройки и во вторых повсеместное использование цветного туфа как отделочного материала.
Сейчас он конечно отстал от нефте-газодобывающих городов, сказывается безденежье и война. Спасает то что у Еревана безусловно есть свое лицо, его нельзя спутать ни с одним другим городом во всем мире.
Важной чертой города являются памятники и городская скульптура. Любая страна развивается многомерно и в каждом направлении своего развития имеет свой относительный масштаб. Вот и Армению, если оценивать по территории или населению то получается мало, а если по уровню развития шахмат, так она в любой момент готова сразится с таким гигантом как Израиль:) Так и со скульпторами... С ними в Армении все в порядке, много их и они хорошие. Памятников в Ереване тоже много, наверно больше тысячи. Есть хорошие.
Немного в стороне и выше (по своей значимости) стоят монументы созданные Ервандом Кочаром. Странный человек, который бросил свою успешную карьеру во Франции, выпил на прощанье с Пикассо и Роденом и приехал в Советскую Армению, где, естественно, сел надолго в тюрьму. Во время хрущевской оттепели успел сделать пару совершенно поразительных памятников.
Я позволю себе дать пару разъяснительных комментариев к монументу Кочара Давид Сасунский. Без знания эпоса некоторые символы могут остаться непонятными. Давид не правильно держит меч, он не воин, он крестьянин. У коня нет узды, уши коня повернуты назад. Конь не слышит криков врагов, у него нет жалости к ним, для него важны только слова Давида. И главное, почему крестьянин и его конь, бросив работу в поле, несутся в бой и готовы сокрушить врага? В армянском эпосе есть очень важный объект – Чаша Терпения. Вон она под копытами коня. Она переполнена, из нее на землю ручьем льются слезы. Ждать и думать можно пока не переполнилась Чаша. Дальше нужно драться, как умеешь и тем что есть под рукой, пока не перебьешь всех врагов или пока не убьют тебя. Давид простой человек, над ним часто посмеиваются, но когда ситуация становится критической именно от него и таких как он зависит на чьей стороне будет победа.
Памятник жутко плохо стоит, на грязноватой вокзальной площади, но Мастер сам начал играть в символизм и факирство, остановить это уже было нельзя. Вот и место оказалось самым подходящим, отсюда в девяностом уходили в Карабах эшелоны с добровольцами. Здесь у переполненной Чаши Терпения они клялись, что вернуться с победой или умрут. В какой то момент хорошие памятники, также как книги, начинают жить самостоятельной жизнью...
За время моего более чем тридцатилетнего отсутствия в Ереване произошли некоторые изменения в монументостроении. Исчез памятник Ленину.
Появился памятник Сахарову.
Наверно правильно. Мне тоже Сахаров нравится больше чем Ленин. Одна проблема, памятник Ленину был намного лучше памятника Сахарову. Не мне судить, но у меня внутреннее ощущение того что народ так долго страдавший от погромов и разрушений не должен был уничтожать предметы искусства.
В Ереване много музеев. Среди них есть очень симпатичные, например музеи Сарьяна и Кочара. Есть уникальные — Матенадаран, колоссальное собрание древних рукописных манускриптов. Есть удивительные. Например музей истории Армении. Вот на стенде симпатичная золотая безделушка ей шесть тысяч лет. ШЕСТЬ. Ее потеряли за четыре тысячи лет до того как родился Христос. Вот голова языческой богини Любви — Анаид. Две с половиной тысячи лет назад великий скульптор захотел рассказать нам о любви. Хорошо быть великим, захотел и сделал, а мы вот здесь стоим и смотрим, открыв рот. Все поменялось, а это как было прекрасным так и осталось.
Если говорить о городе как о застройке, то он в первую очередь своеобразен. Главная отличительная черта — облицовка практически всех домов цветной туфовой плиткой. Туф минерал магматической группы, но довольно мягкий и легко поддающийся обработке.
Облицовка придает городу неповторимый вид. Ты попробуй повтори, такие запасы туфа есть только здесь, а возить денег не хватить. В последнее время туф стал традиционным «армянским» камнем. Когда диаспоры возводят церковь за морями-океанами или миллиардер, при строительстве очередной калифорнийской виллы, хочет подчеркнуть свое армянское происхождение, они заказывают в Армении облицовку из туфа. Получается хорошо.
Наверно все... В короткой заметке я попытался пересказать вам ощущение от прогулки по городу в котором давно не был. Хороший город. Если не видели обязательно нужно съездить, второго такого нет. Если уже бывали, ничего не буду говорить, вы и сами вернетесь. Все возвращаются.