Логистически следующий после храма Репсиме Красота пережившая века (начало) объект это Эчмиадзин. Эчмиадзин резиденция главы армянской церкви, католикоса. Место важное, и обычно в агентствах тур называется поездкой в Эчмиадзин. Если честно, мне там не очень интересно. Официально дата заложения четвертый век. Что там четвертого века точно не скажу. Каждый следующий католикос старался сделать «свой дом» покрасивее. Сейчас это такая восточная сказка, был когда то аскетичным древним армянским храмом, потом наверно станет еще чем нибудь. Судьба офисного здания.
В Эчмиадзине находится одна их самых значительных библиотек старинной литературы в мире и семинария. Здесь формируется костяк высшего духовенства Армянской Апостольской церкви. Семинаристы часто мужики в солидном возрасте и с устоявшимися взглядами на жизнь. Периодическое сидение во дворе Эчмиадзина и общение с посетителями, видимо, один из уроков. Во всяком случае, мне в беседе никогда не отказывали. Семинаристы одинаково хорошо говорят как на русском, так и на английском языках. Наверно говорят и на других, но не со мной.
Есть в Эчмиадзине и сокровищница, в которой находятся древнейшие христианские реликвии и драгоценные одеяния священников. Что касается реликвий, они практически везде меня удивляют. Я привык мыслить логически и полагаться на свои знания. Я еще не видел реликвий которые могли бы соответствовать своим названиям. В музее Эчмиадзина я впервые получил хороший ответ на свои сомнения. Армянские священники, в отличии от их коллег во многих странах, часто достаточно разумно отвечают, вместо того что бы лезть драться.
Когда я сказал что «Копье Ленгина» (копье которым римский легионер Ленгин убил Иисуса Христа, чтобы избавить его от мучений) сильно напоминает мне наконечник от пики конного рыцаря. Священник ответил, что не надо воспринимать реликвии как физический объект, их суть — это философский образ. С такой постановкой не могу не согласиться, тем более, что сама идея, которую несет этот образ, в частном рассматриваемом случае, чрезвычайно интересна и заставляет думать. Это, наверно, гораздо важнее чем примитивный углеводородный анализ стали. Отличный ответ, их не зря учат.
Территориально следующий за Эчмиадзином храм — это храм святой Гайане. Я упоминал о настоятельнице женского монастыря Гайане в своей предыдущей заметке. Давайте я напишу про этот монастырь мало. Просто посмотрите как он красив. Какой он женский. Архитектор сумел перевести женскую красоту на язык камня. Строгий и элегантный памятник женской красоте. Храм построен в начале седьмого века на месте более ранней церкви... Да собственно какая разница? Что это я опять? Он гармоничен и беззащитен!!! Он прекрасен!!! Много веков спустя другой гений, Арам Хачатурян, перевел тот же образ, те же чувства на язык музыки. * «Что более Матери Истории ценно?» Так ведь совсем не важно на каком языке создано Великое. Просто мужики не будьте ослами (свиньями). Берегите самое прекрасное, нежное и хрупкое что есть на свете — женщин. То чем они обладают нельзя отнять или выпросить, но они могут подарить свою любовь достойным. Храм Святой Гайане и балет Гайане как раз про это.
Над входом роскошная фреска. Надо сказать, что в Армянских церковных традициях отсутствуют каноны на живопись, т.е. по сути икон нет. Есть фрески и картины, получается очень красиво.
В храм Звартноц давайте заедем уже на обратном пути. Знаете, когда я слушаю музыку я всегда заранее выбираю что нибудь напоследок. Эта последняя тема будет звучать в голове еще долго, долго. Когда я последний раз был у психиатра, он настойчиво выпытывал, нет ли у меня такого чувства, что где то постоянно тихо играет музыка. Видимо это состояние заметно по моему лицу. Я ловко обманул психиатра, и сделав удивленную физию спросил: «Какая музыка?». Это я так чтобы вы знали, что, в случае чего, нужно отвечать. Мне бы хотелось что бы те полчаса, которые вы будете ехать до Еревана вас сопровождал ноктюрн «Звартноц на фоне Арарата» (кстати в ряду музыкальных ассоциаций здесь ближе всего Ноктюрн Арно Бабаджаняна в классической аранжировке без слов).
Звартноц в своем седьмом веке был тем же что Ракеты Королева в двадцатом — дерзновенный прорыв в будущее. Огромный купол поставленный прямо на землю, стен почти не было, ближайшая геометрическая ассоциация колокол. Архитектор Звартноца принял вызов строителей храма Святой Репсиме. Он пошел дальше, он отказался от любых и всех традиций, включая обязательную крестообразность по виду сверху. Он сделал круглый в сечении храм устремленный вверх. Он изменил догму, стремление к Богу показалось ему важнее чем поклонение ему.
За триста лет, которые простоял храм здесь побывали все, сколь либо значительные, архитекторы того времени. Ведь раньше главной школой серьезного архитектора было путешествие по миру с посещением значимых архитектурных и инженерных конструкций. Не самый дурной вариант, если честно. Существуют несколько попыток повторить храм. Одна из церквей такого типа находится сейчас в г. Ани на территории Турции. Она, в отличии от Звартноца, в реставрируемом состоянии, ведутся переговоры о проведении работ или выкупе и вывозе материалов храма.
И все же в конструкции был изъян. Собор был разрушен землетрясением. Раз за разом современные архитекторы совместно с математиками гоняли модель и раз за разом на семи балах, колонны второго яруса били в подкупольное пространство и центральная часть собора обрушивалась внутрь. Развести нагрузку техническими средствами седьмого века современным архитекторам не удалось, даже в рамках компьютерной модели. Помогли бы «бабочки», но до их открытия было далеко, многие, многие века.
Не горюй Мастер, ты был настоящий мужик. Инженер должен работать на грани. Ты прорвался через время и ушел вперед. В великолепных куполах Леонардо и Микеланджело есть доля твоего труда.
Под постепенно затихающий ноктюрн мы вернулись в Ереван. Медленно жуем в ресторане печенные овощи со всякой зеленью и орешками, запиваем чуть кисловатым армянским вином. Потихонечку перебираем картинки в голове. Мне кажется, что этот день останется в вашей памяти. Вы видели новое и удивительное, то единственное что нельзя увидеть в другом месте. С открытием вас.
* Не обращайте внимание на то что в балете Гайане танец танец с саблями танцуют доблестные советские пограничники, а колхозница Гайане ловко ловит террористов обижающих геологов. Это дань 1938. Гайане в Армении конкретный образ.