Самолет коснулся посадочной полосы аэропорта «Звартноц» и подрулил к крытому переходу. Пассажиры, как всегда в России, поаплодировали экипажу и устремились на выход. На пограничном контроле я предъявил свой паспорт пограничнику с очень строгим лицом, последовали формальные вопросы. На вопрос «Был ли я раньше в Ереване?» я ответил «Да был, в далеком 1980 году, перед Олимпийскими играми в Москве». Услышав мой ответ, пограничник спросил «Это еще при Советской Власти?», не дожидаясь ответа, вскочил, раскинул руки во все стороны, и широко улыбаясь во весь рот, заорал «Добро пожаловать в Армению!». Я тоже заулыбался и направился к выходу, заранее предупреждаю, что улыбка у меня не сходила все время пребывания в Армении. Такого отношения к русским я еще нигде не встречал, исключая, конечно же Сербию. На выходе меня встречала принимающая сторона, последовали приветственные слова, посадка в шикарный «Мерседес» и мы помчались сразу знакомиться с 12-ой столицей Армении. До нее столицами Армении являлись города Ван, Армавир, Ервандашат, Арташат, Тигранакерт, Вагаршапат, Двин, Багаран, Шираеаван, Карс, Ани. Армянская столица основана в 782 году до нашей эры, он старше Рима на 39 лет. Город был основан царем Урарту – Аргишти I. Клинописное свидетельство об этом хранится в музее «Эребуни». Слово «Барев» вынесенное в заголовок в переводе с армянского языка означает «Здравствуй». Так что здравствуй Ереван!
Матенадаран в переводе с армянского языка означает хранилище рукописей. И это действительно одно из крупнейших в мире хранилище очень древних манускриптов. Научно-исследовательский центр Матенадаран имени Месропа Машотца был создан в 1920 году из национализированной коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Современное здание хранилища было построено в 1959 году по проекту архитектора Марка Григоряна. В настоящее время здесь хранится более 17 тысяч рукописей и свыше 100 тысяч архивных документов. Древнейшей рукописью Матенадарана является Евангелие Девы Марии, датируемая VII веком. Кстати, на ней приносят клятву президенты Армении, вступая в должность.
А далее наш путь лежал к монументу Мать Армения.
На вершине холма в парке Ахтанак (Победа) в 1950 году был сооружен монумент в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне. На пьедестале возвышалась скульптура И.В. Сталина работы архитектора Сергея Меркурова, а внутри на трех этажах расположились большие залы музея. В 1962 году скульптуру И.В. Сталина демонтировали и выкинули, а на освободившееся место в 1967 году установили 22-х метровую статую «Мать Армения», работы скульптора Ары Аратюняна. Образом для воительницы с мечом послужила юная девушка по имени Евгения Мурадян, которую автор случайно встретил в магазине и предложил позировать для скульптуры.
Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата перед монументом «Мать Армения» был зажжен в 1970 году. В 1985 году могила Неизвестного солдата с Вечным огнем была перестроена по проекту Ашота Алексаняна и Анаит Навасардян.
Возле памятника устроена смотровая площадка с видом на центр города и Арарат, который в этот момент был закрыт облаками.
А это знаменитый ереванский долгострой «Каскад». Еще в начале ХХ века склоны Канакерских холмов по генеральному плану, разработанному архитектором Александром Таманяном, предлагалось украсить огромным каскадом, соединив, таким образом, два района Еревана – Кентрон и Канакер-Зейтун. И только в 1971 году началось строительство каскада по проекту архитекторов Джима Торосяна, Аслана Мхитаряна и Саргиса Гурзадяна. Первый этап строительства каскада был завершен к открытию Олимпийских игр 1980 года. В конце 80-х годов строительство было приостановлено в связи со Спитакским землетрясением, распадом Советского Союза и Карабахской войной. Каскад долго оставался забытым наследием советской эпохи, пока американский меценат Джерард Гафесчан (1925-2013) в 2002 году не возобновил работы по строительству, реставрации и благоустройству комплекса. После смерти Д. Гафесчана в 2013 году строительство Каскада приостановилось, к настоящему времени недостроенной остается верхняя часть высотой 78 метров. Проект окончания строительства разработан, к реализации приступят в ближайшее время.
Перед Каскадом установлен памятник архитектору Александру Таманяну, главному вдохновителю строительства.
Сразу за памятником А.О. Таманяну раскинулся скульптурный сад Гафесчана, открытый в 2009 году. В основу коллекции положено личное собрание скульптур Д.Л. Гафесчана таких авторов, как Линн Чедвиг, Барри Фланган и Фернандо Ботерои многих других именитых скульпторов.
Мы остановились в семейном отеле «Каскад», который был открыт совсем недавно в одном из самых интересных мест Еревана. Он находится в самом центре города возле знаменитого Каскада – Центра современного искусства. Отель современный, построен с использованием мрамора и ценных пород дерева. Хоть отель и находится в центре города, он далек от уличного шума.
Каскад выходит на площадь Франции, она была открыта в 2006 году президентами Жаком Шираком и Робертом Кочаряном, с участием французских гостей, в том числе Шарля Азнавура. Во вступительном слове Жак Ширак сказал: «Я испытываю волнение, когда думаю о древности связей, которые объединяют нас с того времени, когда король Иерусалима Бодуэн Булонский женился на армянской княгине Ардай, когда в 14 веке в Кале скончался последний король Армении Левон VI Лузинян, могила которого находится в Базилике Сен-Дени, рядом с могилами французских королей.Испытываю волнение и уважение к героической и трагической истории армянского народа. Сегодня корни около полумиллиона французов восходят к земле Армении». Через пять лет в Армению с официальным визитом прибыл новый президент Франции Николя Саркози. В подарок городу он привез работу Огюста Родена – скульптурный портрет художника Жюля Бастьена-Лепажа (1848-18840. И Жюль Бастьен-Лепаж, и Огюст Роден были известными «армянофилами» во Франции. Памятник установлен посреди площади и подойти к нему не было возможности.
Памятник Мартиросу Саргисовичу Сарьяну (1880-1972), великому армянскому живописцу, пейзажисту, графику и театральному художнику, народному художнику Советского Союза, Герою Социалистического Труда, Лауреату Ленинской и Сталинской премий, был установлен в 1986 году в сквере его же имени. Авторы памятника – скульптор Л.Токмаджян, архитектор А.Тарханян.
В сквере Комитаса в 1988 году был установлен памятник Комитасу, настоящее его имя Согомон Геворг Согомонян (1869-1935). Священник Армянской церкви, композитор, певец, хоровой дирижер, фольклорист, музыковед, основоположник армянской музыкальной школы полифонической музыки. Выпускник частной консерватории Рихарда Шмидта и Берлинского университета собрал более 4 тысяч народных песен, нашел ключ к древним армянским нотам и сумел их расшифровать. Во время армянских погромов в 1915 году в Константинополе, где жил Комитас, результаты дешифровки хазов был уничтожены. Узнав об этом, композитор лишился рассудка и последние 20 лет жизни провел в психиатрической клинике под Парижем. В 1937 году прах Комитаса был перевезен в Ереван и предан армянской земле. Авторы памятника – скульптор Ара Харатюнян и архитектор Феникс Дарбинян.
Рядом находится памятник, посвященный армянскому поэту и ашугу Саят-Нове (1712-1795). Установлен в 1963 году к его 250-летию. Авторы памятника – скульптор А. Арутюнян и архитектор Э. Сарапян.
И еще один памятник был установлен в 2008 году в сквере Комитаса. Это памятник известному американскому писателю и драматургу армянского происхождения Уильяму Сарояну (1908-1981). За свои труды он был удостоен Пулитцеровской премии и премии Оскара. После смерти тело писателя было кремировано, половина праха была захоронена на Араратском кладбище на его родине во Фресно (США), другая – в пантеоне имени Комитаса в Ереване. Авторы памятника – скульптор Давид Ереванци, архитекторы Рубен Асратян и Левон Игитян.
Одна из центральных площадей Еревана – площадь Свободы, она считается одной из самых красивых в городе. Площадь буквально окружена многочисленными скверами с большим количеством зеленых насаждений и деревьев. В перестроечное время здесь бурлит политическая жизнь, устраиваются демонстрации и различные пикеты с требованиями к местным и государственным властям.
В центре площади Свободы возвышается монументальное здание Национального академического театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна. Театр был спроектирован архитектором Александром Туманяном в 1939 году, а в 1963 году был пристроен Большой зал филармонии, ныне носящей название Концертный зал имени Арама Хачатуряна. Кстати, проект театра был удостоен «Гран-при» на Международной Выставке в Париже в 1937 году.
Перед Концертным залом установлен памятник великому армянскому композитору Араму Ильичу Хачатуряну (1903-1978). Его музыка к балетам «Гаянэ» и «Спартак» покорили весь мир. Авторы памятника – скульптор Юрий Петросян и архитектор Роман Мартиросян.
С южной стороны театра в 1957 году были установлены два памятника выдающимся деятелям культуры Армении. Ованес Тадевосович Туманян (1869-1923) – армянский поэт, писатель, общественный деятель, один из основоположников современной культуры. Создал современный армянский букварь. Автор памятника – скульптор Гукас Чубарян.
Александр Афанасьевич Спендиарян (1871-1928) – русский и армянский композитор, дирижер, основоположник армянкой классической музыки, общественный деятель и педагог, ученик Н.С. Кленовского и Н.А. Римского-Корсакова. Авторы памятника – скульпторы Ара Саргсян и Гукас Чубарян и архитектор Феникс Дарбинян.
В 1964 году в южной части площади Свободы было сооружено «Лебединое озеро» по проекту архитектора Г.Мушегяна. По своим очертаниям точная копия озера Севан. Летом здесь можно укрыться от полуденного зноя в прохладе тенистых деревьев, а зимой озеро превращается в каток.
В 1988 году в верхней части Лебединого озера был установлен памятник карабахской женщине. Скульптор Давид Ереванци за основу взял образ танцовщицы и певицы Арев Багдасарян, уроженки Шушикенда.
В 2003 году на берегу озера был установлен необычный памятник советскому композитору Арно Бабаджаняну (1921-1983). Горожане сначала негативно отнеслись к такому памятнику, но со временем привыкли. Авторы – скульптор Давид Беджанян и архитектор Левон Игитян.
А еще возле Лебединого озера раскинут ковер, и не простой, а каменный. В 2017 году Овик Джон Мегерян от имени всей семьи подарил этот ковер городу, в начале ХХ века семья Мегерян иммигрировала в Нью-Йорк и там занялась ковровым бизнесом, восстановлением древних и уникальных армянских ковров. У наследников появилась идея сделать необычный подарок Еревану. Ковер «Вишапагорг», состоящий из 900 тысяч мозаичных деталей из таких камней как мрамор, гранит, азурит, туф-песчаник. Дизайн этого ковра взят из оригинала драконовского ковра XVI века, который находится в музее истории Лондона. Само название Вишапагорг обозначает ковер с изображением драконов-вишапов, популярных персонажей в армянской и грузинской мифологии.
Северный проспект – современная пешеходная зона в самом центре Еревана, соединяющая площадь Свободы с площадью Республики. Проспект совершенно новый, финальное благоустройство завершилось в 2014 году, застроен зданиями в псевдоисторическом стиле с облицовкой из розового туфа и травертина. Здесь безупречно чисто, повсюду расположены зеленые островки из клумб, газонов, кустарников и деревьев. По обе стороны проспекта находятся бутики мировых дизайнерских брендов, дорогие рестораны высокой кухни и стильные кофейни. Вечерами здесь часто выступают музыканты и уличные артисты.
В 2006 году на Северном проспекте был установлена скульптура «Шагающий человек». Авторы – канадско-армянский архитектор Арто Чакмакчян и скульптор Мкртич Мазманян.
В одном из старых уголков города находится площадь Шарля Азнавура. Имя великого французского шансонье армянского происхождения было присвоено площади в 2001 году, за большой вклад в восстановлении Армении после землетрясения в 1988 году. Площадь действительно красивая, кинотеатр «Москва» и гостиница «Гранд Отель Ереван» создают уют и покой среди городского шума. На площади перед кинотеатром в 2010 году была открыта «Аллея кинозвезд».
В центре площади в 1983 году был установлен фонтан «Знаки зодиака» работы архитектора Арсена Меликяна и скульпторов Арарата Овсепяна и Владимира Атаняна.
А еще здесь есть металлический паук, сделанный из металлолома. Автор – скульптор Ара Алекян.
Улица Абовяна – одна из старейших улиц Еревана, названа в честь выдающегося армянского поэта Хачатура Абовяна, до революции называлась сначала Крепостной, потом Астафьевской. Это был культурный, экономический и политический центр города, до революции место проживания городской знати и зажиточных горожан.
По всей протяженности улицы пестрят магазинчики восточного и европейского стиля.
В настоящее время здесь много антикварных магазинчиков, где можно приобрести интересные вещи.
Определенный колорит улице придают черные дома из местного черного туфа.
На улице Абовяна в 1991 году был установлен памятник местному нищему – Карабале, работы известного армянского скульптора Левона Токмаджяна. Бронзовый, несчастный старик стоит на тротуаре с корзиной цветов в руке.
Центральная площадь Еревана существует уже много столетий. В начале ХХ века было принято решение о грандиозной перестройке площади. В 1924 году был принят к исполнению план, разработанный архитектором Александром Таманяном. В те времена площадь, как и положено в главных городах страны, была названа в честь В.И. Ленина. Строительство новых зданий на площади продолжалось почти 50 лет! Проект площади неоднократно дорабатывался, вносились новые элементы, но результат получился потрясающий. Сейчас это одна из красивейших центральных площадей столиц мира. Площадь окружена пятью главными зданиями из розового и белого туфа в неоклассическом стиле с исконно армянскими мотивами.
Особое украшение и неповторимый шарм дают площади бассейны с фонтанами, их соорудили в 1953 году. А в 1970 году армянские специалисты произвели настоящий фурор в Советском Союзе. Они научили «петь и светиться» весь фонтанный комплекс. В других городах СССР таких не было на тот момент, а за рубежом имелось всего три цветомузыкальных фонтана, построенных французами в Нью-Йорке, Касабланке и под Парижем.
Музыка все время меняется, но финал неизменен – традиционно ежедневная программа заканчивается композицией Шарля Азнавура «Вечная любовь».
В самом центре Еревана, в самом начале улицы Амиряна, находится одноименная таверна «Ереван». Основанная в 2006 году она сразу завоевала популярность не только жителей армянской столицы, но и гостей города. Здесь можно познакомиться с армянской национальной кухней.
А настроение вам поднимет волшебная музыка дудука и народные песни, исполняемые ансамблем «Акунк».
Арам Арутюнович Манукян – армянский революционер, политический, военный и государственный деятель, один из основоположников Первой республики Армения. Памятник был открыт в 2018 году при участии всего руководства Армении.
Небольшой сквер вроде бы ничем не примечателен, большое открытое пространство с цепочкой небольших фонтанов. Создан и благоустроен он в 2010 году. Но есть небольшое «но», в этом сквере установлены копии хачкаров, уничтоженные современными варварами в конце 90-х и начала «нулевых» годов. Кладбище хачкаров в Старой Джуге (Нахичевани) было одним из грандиозных памятников армянской культуры. В разных источниках фигурируют цифры от 6 до 10 тысяч хачкаров, некоторые из них были изготовлены с VIII по XVI век. С 1998 года кладбище стали уничтожать по приказу азербайджанских властей. В сквере выставлено несколько копий утраченного культурного наследства мирового значения.
В конце сквера в 2016 году был установлен памятник герою национально-освободительного движения начала XX века Гарегину Нжде. Авторы памятника – скульптор Гагик Степанян и архитектор Аслан Мхитарян. Со стороны России на открытие памятника последовала негативная реакция, и было из-за чего. Настоящая фамилия Г.Нжде – Гарегин Егишевич Арутюнян (1886-1955), Нжде – псевдоним, с армянского языка переводится как «скиталец». Свою революционную деятельность начал, как и все революционеры ХХ века, с отсидки в тюрьмах, участвовал в повстанческой деятельности на территории Турции, принимал участие в Персидской революции 1907 года, а также в Балканских войнах, за что был награжден болгарскими и греческими орденами. С началом I Мировой войны воевал в составе Русской императорской армии на территории Турции, за свои боевые подвиги был награжден орденами Святой Анны, Святого Владимира, Святого Станислава и Святого Георгия, получил звание поручика. Во время Гражданской войны воевал против Красной Армии, в 1921 году скрылся в Иране, оттуда перебрался в Болгарию. Здесь ничего зазорного нет, через все это прошли многие миллионы людей. Но с начала Второй мировой войны Гарегин Нжде встал на сторону фашистской Германии и принял деятельное участие в подрывной деятельности против Советского Союза. Сотрудничал с СД и Абвером, засылал к нам в тыл диверсантов. В 1944 году был арестован в Болгарии и выдан советским властям, умер в 1955 году в заключении во Владимирской тюрьме. Но как бы там не было – установка памятника Г.Нжде внутреннее дело Армении. Пример другой страны, начинавшей с увековечивания фашистских приспешников и чем это для нее закончилось, приводить не хочу.
Чтобы поближе познакомиться и прочувствовать колорит страны, надо ехать на рынок и лучше всего на народный рынок. Один из таких мест в городе – блошиный рынок «Вернисаж». Он спонтанно появился в Ереване в 80-х годах и с тех пор является лучшим местом в городе, где можно приобрести очень интересные вещи в подарок или для домашнего интерьера. Сам рынок довольно большой, растянулся на эспланаде вдоль улиц Арама и Бузанда. Какая же здесь шумная, многолюдная и позитивная царит атмосфера!
По «Вернисажу» можно гулять часами, любоваться самыми настоящими шедеврами народного искусства. Объект является обязательным к посещению, получите невероятное удовольствие от увиденного и общения с мастерами.
В 1975 году в парке Еритасардутян был открыт удивительный памятник, посвященный армянскому полководцу Вардану Мамиконяну. Автор – скульптор Ерванд Кочар. Этот памятник является уникальным в мировой истории конных статуй. Нигде и никогда фигура всадника не спускалась сверху вниз, все четыре ноги коня находятся в воздухе, нигде и никогда не ставили скульптуру коня, пыль из-под копыт которого была бы изваяна. В результате конь опирается только на одну точку – на пыль, которая поднялась от копыт и достигла подбрюшья коня.
Прогуливаясь по парку Еритасардутян, неожиданно оказываешься в совершенно очаровательном месте. Перед нами открывается искусственный пруд, а посреди него возвышается декоративная скульптурная группа «Возрожденная Армения», автор – американский художник и скульптор Хорен Тер-Арутюнян (1909-1991). Скульптор изобразил символ плодородия земли предков, передал духовную связь ушедших и живущих поколений.
А сразу за водоемом возвышается величественный собор Святого Григория Просветителя. Это самый большой армянский собор в Ереване, и наряду с собором Самеба в Тбилиси, является самым большим в Закавказье. Построен в 2001 году в память 1700-летия принятием Арменией христианства как государственной религии. Здесь хранятся реликвии, связанные с Григорием Просветителем. Инициатива возведения собора в честь юбилея принадлежит Католикосу всех армян Гарегину I. Автор проекта – архитектор Степан Кюркчян. Собор состоит из трех храмов – главного Григория Просветителя, и двух боковых Святого Тиридата III и Святой Царицы Ашхен. Главная церковь комплекса была построена на пожертвования Алека Манукяна и его семьи. На строительство других храмов финансовые средства выделили Назар и Артемида Назаряны и Геворг и Линда Геворгяны. Спонсором строительства колокольни был Эдуардо Эрнекян. К торжественному освящению Храма сюда переправили мощи Святого Григория Просветителя из Неаполя, которые покоились там более 500 лет.
Перед собором Святого Григория Просветителя в 2002 году был установлен интересный памятник Зоравару Андранику. Монумент запоминается своим необычным обликом – на двух лошадях восседает всадник, символизирующий разделенную Армению, за объединение которой сражался герой. Зоравар это не имя, это слово в переводе с армянского языка означает Полководец. Авторы памятника – скульптор А. Шираз и архитектор М. Мхитарян. Андраник Торосович Озанян (1865-1927) настоящее имя Зоравара. А.Т. Озанян являлся лидером армянского национального движения в Османской империи конца XIXвека – начала XX века. Всю свою жизнь посвятил борьбе за создание независимого государства Армения, за что в Армении его звали Зоравар Андраник, в Российской империи – генерал Андраник, в Османской империи Андраник-паша.
В 1968 году столица Армении с размахом отметила 2750 лет со дня своего основания. Одним из многочисленных подарков городу стало открытие фонтанного комплекса с 2750 фонтанами на бульваре Шаумяна. За прошедшие годы парк в центре Еревана стал излюбленным местом отдыха горожан и гостей города.
А спустя пятьдесят лет, уже к 2800-летию Еревана, был открыт еще один парк с одноименным названием и являющийся по сути продолжением Парка 2750-летия Еревана. Новое место отдыха сразу полюбилось всем посетителям парка независимо от возраста.
Памятник Александру Мясникову смотрит на площадь России, которая была торжественно открыта в столице Армении 21 октября 2008 года в присутствии Президентов Армении и России Сержа Саргсяна и Дмитрия Медведева. Площадь окружают здания Мэрии Еревана, Музея истории Еревана, Посольство Швеции, универмаг Milenniel Showroom, культурно-деловой центр «Дом Москвы», головной офис Ардшинбанка. Строительство площади началось в начале 80-х годов, и только к 2008 году было закончено.
На левом берегу реки Раздан с древних времен действовал монастырь с высокой крепостной стеной. В состав монастыря, наряду с другими церквями, входила церковь святого Саркиса. Церковь была официальной резиденцией Верховного патриарха и Католикоса всех армян. В 1679 году сильное землетрясение полностью уничтожило древний монастырь. В 1842 году на месте старой церкви была возведена новая церковь с тем же названием. В 1972 году церковь святого Саркиса подверглась основательной реконструкции, фасад был облицован оранжевым туфом.
В Ереване есть один дом-музей, посвященный одному художнику, в котором он никогда не жил. Речь идет о Сергее Иосифовиче Параджанове (1924-1990), армянском кинорежиссере, сценаристе и художнике. Мировая известность к нему после съемки культовых фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната». В Ереван переехал в 1988 году, начал строить собственный дом и музей, но в 1990 году умер от рака легких. Дом-музей открыли ровно через год – в 1991 году, в этнографическом квартале Дзорогюх.
Напротив дома-музея Сергея Параджанова находится стадион «Раздан». Это единственный и самый большой в Армении двухъярусный стадион. Его построили в 1970 году и именно здесь футбольные болельщики «Арарата» были свидетелями побед любимого клуба, приведшие к золоту чемпионата СССР в 1973 году, и Кубка СССР 1973 и 1975 годов. Сначала стадион вмещал 76 000 зрителей, после реконструкции 2002 и 2008 годов съежился до 55 000. Интересный момент – стадион строился на финансовые средства «Фонда Галуста Гюльбенкяна». Галуст Саркис Гюльбенкян (1869-1955) – британский финансист, промышленник и филантроп армянского происхождения, крупный нефтяной магнат первой половины ХХ века. У нас известен, как один из покупателей полотен из коллекции Эрмитажа в 30-х годах прошлого века.
Одним из удивительно красивых зданий Еревана является Голубая соборная мечеть. Голубая мечеть была построена в 1766 году правителем Эриванского ханства Гусейнали-ханом Каджаром. Армения в те времена была под персидским владычеством и соответственно мечеть построена в шиитском стиле. Ее большой купол и фасад облицован декоративной фаянсовой плиткой, украшенной майоликой. Это единственная оставшаяся мечеть в Армении, хотя в начале ХХ века в Эривани функционировали 7 мечетей.
Гуляя по улицам Еревана необходимо подумать и о подарках для родственников и сослуживцев. Самое лучшее – это зайти в крупнейший крытый рынок ГУМ. В советские годы на его месте действовал Государственный Универсальный Магазин, так и закрепилось название.
Замечательный рынок с очень задушевными продавцами. Как и на любом рынке, здесь нужно отчаянно торговаться, хотя цены и так доступные. Вместо банальных сувениров необходимо прикупить домашний лаваш, обалденные и красиво упакованные сухофрукты с орехами, чурчхелу, бастурму и суджук. Стоит обратить внимание на местные специи и кофе самых разных сортов. Чего-чего, а армяне известные кофеманы, и толк в кофе знают.
Находиться в Ереване и не посетить один из коньячных заводов «Арарат» я думаю, что это большое преступление. Армянский коньяк знаменит на весь мир, наравне с французским. Производство коньяка в Ереване начал в 1887 году Нерсес Таирян. В 1898 году завод переходит Николаю Леонтьевичу Шустову, а после его смерти сыновьям. В 1900 году, во время всемирной выставки в Париже, коньяк Шустовых был признан лучшим и получил золотую медаль, а также право размещать слово «коньяк» на этикетке вместо «бренди». Здесь проводят ознакомительную экскурсию и приглашают в дегустационный зал, где предлагают попробовать два вида коньяка. В заводском магазине я приобрел бутылочку 10-ти летнего коньяка «Ахтамар», который стоит в баре до сих пор.
Вот такой мой "небольшой" репортаж о посещении Еревана и его достопримечательностей. Продолжение следует.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: