Возвращаясь к религиозной архитектуре Реджио-Эмилья, нужно в первую очередь упомянуть церковь Сан-Просперо, которую я обревизовал ещё по дороге к центру. В своё время культ святого Просперо был весьма широко распространён в центральной Италии, так что такие известные города, как Болонья, Лукка и Парма считали за честь построить у себя соответствующие церкви. Не осталась в стороне от этого процесса и Реджио-Эмилья, где в 997 году началось строительство базилики Сан-Просперо. До наших дней от того здания дошли лишь отдельные фрагменты фундамента, потому что в начале XVI века церковь перестроили по новому проекту. Как и во многих подобных случаях, размах замыслов был велик, а результаты гораздо более скромны: на полное воплощение архитектурных идей средств не хватило, так что даже впечатляющая восьмиугольная башня по правую сторону фасада так и не была никогда закончена, не говоря уже о самом фасаде, где не хватает многих изначально запланированных объектов, в том числе львов у ворот. Куда большим интересом туристов пользуется внутреннее убранство храма, включающее многочисленные скульптуры и картины.
Именно эту церковь, вероятно, держал в уме архитектор Манфредини, когда занимался проектом здания, посвящённого святому Антонию. Тем не менее, несмотря на определённое внешнее сходство этих двух построек, церковь святого Антония далека как от слепого копирования, так и от даты основания: возвели её в отличие от большинства местных церквей сравнительно недавно, в 1963 году. При взгляде на храм хочется отдать дань почтения зодчему, сумевшему придать своему детищу оригинальный внешний вид, благодаря чему получилось интересное сочетание местных традиций и новых веяний архитектуры.
Ещё один хороший образец архитектурного искусства представляет собой церковь святого Петра, которую выстроили в 1586 году под руководством Джулио делла Торре. До своего появления в Реджио-Эмилья автор проекта работал в Болонье, и, видимо, как раз оттуда привёз привычку оформлять свои здание в стиле Ренессанса. Вот chiesa di San Pietro и стала видным представителем подобного стиля, возведённая спустя шесть лет после того как руководство бенедиктинского монастыря решило перестроить свою старинную обитель по новым лекалам. Правда, дело затянулось на более долгий срок, нежели рассчитывали монахи: купол был закончен лишь через сорок лет после начала строительства, а фасад был окончательно завершён вообще только в 1782 году.
Ну а самой почитаемой церковью в городе является, пожалуй, базилика святой Девы Марии: с древних пор считается, что она чудотворна. Легенда об этом восходит к средним векам, когда, согласно преданию, один глухонемой исцелился, после того как истово помолился на лик Богородицы, что находился на стене мужского монастыря. После этого к месту молитвы инвалида начался приток верующих, так что в 1597 году церковные власти приняли решение построить базилику. Автором проекта был выбран архитектор Франческо Паччиони, а первый камень в основание храма положил лично местный епископ. Спустя два с лишним десятка лет здание было готово и с того момента стало отличаться от других храмов пышностью интерьера и богатством отделки: во время формирования декора широко использовались и мрамор, и позолота. Особый интерес туристов вызывают многочисленные фрески, выполненные художниками школы Карраччи.
Как и во многих других итальянских городах, в Реджио-Эмилье не могли проигнорировать культ святого Франциска Ассизского, набравший популярность в средние века. Дело даже дошло до того, что уже существовавшее здание церкви святого Луки власти отдали монахам-францисканцам, которые мигом переокрестили храм в честь "своего" святого; случилось это в 1272 году. Монастырь этот просуществовал довольно долго, и его заботам мы обязаны тем, что до наших дней дошли ценнейшие статуи, фрески и картины, в том числе "Святой Франциск в экстазе", "Мадонна с младенцем" и другие произведения. Одна из наиболее интересных вещей находится, кстати, прямо на главном фасаде церкви, и представляет собой мозаичное панно "Святой Франциск получает стигматы".