Чувствуя, что прогулка вдоль берега сулит мне самые положительные впечатления, я решил двигаться на юг именно вдоль русла реки, а не по городским кварталам, как планировал ранее. В любом случае, я так и так попал к местной цитадели, куда и собирался: прочитав книгу Стендаля "Пармская обитель" и посмотрев соответствующий фильм, я представлял себе крепость Пармы как нечто подобное средневековому замку, возносящему в небеса свои башни. Реальность оказалась куда прозаичнее.
Начать надо с того, что пармскую крепость начали строить в Новое время, а именно в конце XVI века, что автоматически заставляло создателей цитадели отказаться от высоких стен и заменить их бастионами, эскарпами и куртинами. Строительство, ведшееся по приказу герцога Александра Фарнезе, было завершено в 1599 году, и с тех пор пятиугольная крепость в основном использовалась в качестве казармы и тюрьмы. Проходя на территорию цитадели по мосту надо рвом, обратите внимание на массивные ворота, украшенные гербом Фарнезе. Когда-то это место символизировало для отправленных в казематы узников расставание с надеждами, а теперь стайки молодёжи весело носятся туда-сюда, потому что внутри бывшей крепости устроено спортивное ядро.
Что ж, пользуясь случаем, я немного побродил по территории крепости, а потом взял курс на возвращение в центр; по дороге меня ждала россыпь старинных зданий, некогда принадлежавших местной знати. По мере продвижения на север я разглядывал то палаццо Карми, то палаццо Тараскони, то палаццо Боччи. Встретилась мне и довольно приятная на вид церковь святого Ульрика, построенная как минимум 1000 лет назад. В 1440 году она подверглась кардинальной перестройке, так как монахи из бенедиктинского монастыря нуждались в просторном здании для своих молитв: монастырь как раз был основан и его обитатели осваивали новую территорию. Обители монахов, между прочим, до сих пор сохранились при церкви, так что при желании их можно посетить. Ну а нынешний вид храм приобрёл в 1762 году, после того как архитектор Гаэтано Гидетти несколько исказил начальный готический облик здания и придал ему барочные черты.
Магистраль, по которой я продвигался к центру, strada Luigi Farini и её окрестности оказались сущим раем для любителей делать покупки: чуть ли не каждый дом приютил какой-нибудь магазин. Мне же в тот момент больше всего хотелось чего-нибудь прохладительного, и холода от кондиционированных торговых залов тут явно было мало. Выручил меня бар "Мадзини", где помимо напитков торговали также мороженым. За два шарика надо отдать 2 евро, а если повезёт, можно не просто купить лакомство, но и посидеть на свежем воздухе под тентом, но даже если все места заняты, как это было в моём случае, то не стоит унывать, так как одна из красивейших площадей Пармы в паре шагов, и можно устроиться там, не только лопая холодную вкуснятину, но и созерцая прекрасное.
Увы, это я только представляю, как славно выглядит площадь в обычное время, потому как к моему визиту пармезанцы не удосужились подготовиться как следует и затеяли на piazza Garibaldi ремонтные работы в самое неподходящее для этого времени. Пришлось включить воображение...
Итак, когда площадь находится в нормальном состоянии, лучше всего в её ансамбле смотрится дворец губернатора, занимающий северную часть местности. Он, несмотря на свой величественный вид, всё- таки существенно уступает своим соседям в возрасте: тогда как они были построены в XIII веке, дворец относится к Новому времени, а нынешний свой вид он вообще приобрёл в 1760 году, после ряда переделок. Автором проекта был французский зодчий Эммануэль Петит, придворный архитектор при дворе Филиппа Бурбонского, и эта должность мастера определённо наложила отпечаток на его творение: дворец получился роскошным, выдержанном в помпезном стиле и весьма большим, так как его длина достигает семидесяти метров. Здание, кстати, дополняла высокая башня, но она рухнула, и вместо неё была построена другая, более скромная по размерам. А вот колокола от старого варианта переехали на верхушку нового.
Куда более древней является церковь святого Петра, построенная тысячу с лишним лет назад: впервые храм на площади Гарибальди появился в далёком 877 году - тогда, конечно, площадь называлась по-другому, да и церковь выглядела иначе. В период с 1492 по 1511 годы архитектор Кристофоро Занеччи перестроил здание, а окончательный вид chiesa di San Pietro приобрела в 1716 году, когда после 6 лет работ была закончена её перестройка. Впоследствии изменениям подвергался лишь фасад, выполненный в 1762 году по проекту Эннемонда Пети. Внутренним убранством, включающим алтарь и фрески, занимался в середине восемнадцатого века Джованни Веццани, сумевший создать прекрасный антураж, которому могут позавидовать многие более известные храмы.