21 материал по 9 объектам, 467 фотографий
- GPS
- Россия, Россия Волгоградскиая область поселок Эльтон ул. Геологов, 56, Этнографический центр Алтын-Нур
Музей «Алтын-Нур». Русский культурный центр. Ч.63
Этот совет является частью дневника «ПОКА НА МЕСТЕ НИЧТО НЕ ДЕРЖИТ, И НЕ НАСКУЧИЛ МИР ЭТОТ МНЕ…»
Деревянное сооружение не сильно похоже на избу, больше напоминает какой-то сарай, но зато на его крыше видим символическое гнездо аиста, и понимаем, что это уже русская традиция. Аисты, будучи символами новой жизни, указывают на важность продолжения рода.
Слева и справа от двери можно увидеть разнообразные инструменты, так необходимые в хозяйстве.
Мы еще не вошли в дом, а Смагул информирует нас, насколько важно правильно расположить вход в него. Оказалось, что наши пращуры, строя дом, вход в него располагали отнюдь не на востоке, а на юге. Всем 4 сторонам света наши предки дали определение, и восток – это восход солнца, рождения дня. С него начинается и наша жизнь после рождения. Сознательная взрослая наша жизнь (детство, юность, зрелость) обращена на юг, а к старости смотрит уже на запад. А когда солнышко зайдет за горизонт, то наступает смерть. И это север, именно поэтому наши прадеды северную стену дома делали глухой, чтобы ненароком не «позвать смерть в гости». А чтобы в дом пришла жизнь, ей открывают восток (рождение) или юг (детство, юность, зрелость), откуда идет тепло. Да и печку всегда делали с северной стороны, где нет окон и дверей, чтобы уберечься от негатива и предотвратить холод и смерть.
Печь обустраивать приглашали специально обученного человека, а помогали ему всей семьей с песнями. Так рождался семейный очаг, и после того, как печь была готова, то устраивали заСТОЛье. Стол, по русскому обычаю, считался «Божьей ладонью», за ним было нельзя сквернословить, бить по столу кулаком или ладонью. Даже садиться спиной к столу было не принято. К сожалению, говорит Смагул, западные ценности привнесли нам манеру задирать ноги на стол, танцевать на нем. И с его точки зрения, все эти признаки дикого запада были свойственны ковбоям, людям без роду и племени. Русский человек никогда-бы так не сделал, потому что для него стол – это престол, как в церкви.
За столом можно было сидеть либо на подвижной скамье, либо на лавке, которую насмерть вмонтировали в тело избы, замуровывая в паз широкую доску в стенку между вторым и третьим бревном. Интересно и то, что на лавке сидели мужчины, а женщины сидели только на скамье. И это не было никаким унижением, потому что женщина, как хозяйка, могла встать и отодвинуть скамью, чтобы пойти к печи и принести оттуда еду. Русскому мужику заглядывать в печь было нельзя, это считалось для него позором.
Еще оказывается, если мужчина сидел на лавке, то он опирался на стенку, которая служила опорой всей избы, а для жены, сидящей на скамье без опоры, ею был муж.
Ложки на столе традиционно лежали выемкой книзу и переворачивались только перед трапезой. Выемкой кверху ложки на столе лежат только на похоронах и поминках. Мы слушаем Смагула с восторгом и сожалением, что не знаем своих корней и традиций. И он задает нам вопрос, откуда пошла эта традиция перевертывать ложку после трапезы. Оказалось, что все просто и логично, потому что полы в домах были земляные или глиняные, и пыль могла бы оседать на выемке. У каждого была своя персональная ложка, а трапезу начинал старший в семье, и пока он не начал есть, все сидели и ждали его. Скажем, дедушка заходил в дом, мыл руки, вытирал их утиркой (полотенец тогда не было), молился и только потом все приступали к трапезе. Интересно, что у старейшего в роду и ложка была самая большая, и если кто-то нарушал порядок, то он огребал по лбу этой ложкой. Я росла в городе, без бабушек и дедушек, и эту науку постигала уже в замужестве в деревне у бабушки мужа.
Боковые стены вдоль стола украшены красивыми полотенцами с вышивкой. Первое, что нам приходит в голову, что это рушники, но Смагул поправляет нас – на Руси такие полотенца называли накрючниками, и использовались они для украшения избы по праздничным дням и в дни совершения обрядовых действий. «Накрючник изготавливался из белого тонкого домашнего холста, отделывался на концах вышивкой, ткаными узорами, лентами, кружевом, блёстками. Его вывешивали на крюк на стене, отсюда и название». К слову сказать, узоры тоже легко считывались нашими предками.
В избе собрано много утвари, характерной для старинной русской избы. И среди них горшки, утюги и даже экзотические приспособления для глажки (рубель) и для стирки (валек). И тот и другой я видела в деревне у бабушки мужа.
Каждое свободное местечко в избе чем-то занято, например, здесь столб украшен самодельными игрушками.
Здесь же имеются прялки и приспособления для сбивания масла.
Чтобы человеку сопутствовала удача, при выходе из дома, нужно было прочесть молитву.
У входа замечательное резное зеркало, которое состоит из двух частей. Маленькое сверху – это для Бога, а нижнее для человека.
Витиеватая резьба тоже имела свой сакральный смысл, и содержала определенную информацию, которая была понятна нашим предкам.
Чтобы экскурсантам было понятно, в чем ходили наши предки, Смагул выставил плетеные лапти. Их он собирает, а отдельные экземпляры ему даже присылают.
Есть здесь и детская люлька. Оказалось, что и в русской традиции было стелить солому, золу или мох под люльку, чтобы через отверстие туда стекала детская моча, и в избе не пахло. Мама не каждые пять минут могла подходить к ребенку, у нее было полно дел в огороде или со скотиной. Так выходили из положения наши предки.
И образцы нарядов женской одежды.
В красном углу иконки, а рядом семейные фотографии.
Не поленился Смагул сделать небольшой макет русской деревеньки, чтобы и детям и взрослым было понятно, как и чем жили их предки.
Есть здесь и много лечебных трав и уж, кончено пучки зерновых культур. А еще есть веник-голик, которым хозяйки мели пол «от образов до порога», а мусор бросали в печь, следуя традиции «сор из избы не выносить».
Очень ценно то, что в музее разрешается трогать любой экспонат, пощупать его и подержать в руках.
В заключение еще раз хочу поделиться тем, как спокойно и размерено говорит Смагул, как уважительно он относится к двум культурам, в которых он и «свой среди чужих и чужой среди своих». Думаю, что такое его отношение к чужой культуре полностью характеризуется его же словами: «Хотя у нас разная внешность — разрез глаз, к примеру, но Всевышний, создавая нас, хотел, чтоб мы жили без войн, вражды, кровопролитий». И как актуальны эти слова, особенно сегодня.
Мы делаем перерыв и выходим во двор, в котором обнаруживаем огромные аммониты юрского периода.
.
А еще спелые груши на дереве.
И желтые дыни-эфиопки на земле.
Программа экскурсии включает также посещение небольшого краеведческого музея, также созданного Смагулом и действующего здесь же, в его дворе — Музей «Алтын-Нур».История страны,войны,письма с фронта. Ч64.
Продолжение следует...
- Адрес:
Россия
Волгоградскиая область
поселок Эльтон
ул. Геологов, 56,
Этнографический центр Алтын-Нур
Дешёвый ✈️ по направлению Эльтон
- 8 июн 2023, 23:20удалитьСколько мудрости можно услышать и увидеть. Танюша, замечательный рассказ!
- 9 июн 2023, 10:57удалитьКто-то в интернете не очень положительно отзывался об этом музее. Я же слушала с интересом к традициям, своим и чужим и даже записала рассказ на телефон частично. Какой молодец этот Смагул! Всем бы такой пример брать!