Вот мы и завели разговор про Комо Дуомо — красиво звучит, и красиво смотрится! Собор действительно хорош, причём как снаружи, так и внутри, плюс помимо оформления он поражает своими колоссальными размерами. Особенно сильные впечатление получают те, кто начинает знакомство с городом прогулкой по набережной: вроде бы привыкаешь к идиллическим пейзажам тихого курорта, как вдруг тебя шарахает подобная постройка просто-таки гигантских габаритов. Такая махина под стать, пожалуй что, Милану или Риму, но никак не столь небольшому городку, как Комо. Интересно, что в своё время местные жители всерьёз собирались потягаться со столицей Ломбардии по части строительства, и одно время работы и там, и там шли параллельно. Сходство на этом не заканчивается, ведь как и в Милане, возведение собора сильно затянулось, и начав в XIV столетии, комовцы завершили храм только через четыреста лет. Им всё же не удалось превзойти соседей ни по масштабам работ, ни по убранству, однако лично я на их месте жалеть о проигрыше "состязания" не стал бы: если миланский аналог выглядит яркой визитной карточкой, то в Комо стоит более одухотворённый, более близкий к людям вариант...
Вход в собор бесплатный, но даже если бы надо было заплатить, я всё равно рекомендовал бы раскошелиться, чтобы увидеть незаурядное внутреннее убранство Como Duomo.
Тесную компанию собор Комо составляет здание местного муниципалитета. Считается, что его построили так близко, впритирку с храмом не зря: отцы города этим манёвром хотели подчеркнуть, что, мол, народ и партия едины, то есть светские и духовные власти живут в тесном согласии друг с другом. Возможно, так дела и обстояли, потому что лично я не обнаружил следов таких противостояний, какие сотрясали Флоренцию или, допустим, Сиену. Как зажили горожане на этом месте ещё при Юлие Цезаре, так и поживали всю античность, все средние века, а потом вошли в состав Италии. Тихая такая, достаточно мирная история, и Бролетто, комовская ратуша, служит своего рода олицетворением такого процветания. Её возвели ещё в тринадцатом столетии, однако свой впечатляющий вид здание обрело только через двести лет, когда его украсили облицовкой из мрамора разных цветов; типично ломбардская затея, к слову. Вот эти самые мраморные плиты придают Бролетто чертовски импозантный вид, и разве только серая, ничем не отделанная башня малость портит всю картину.
В паре кварталов на юго-восток от собора находится другой храм, chiesa San-Fidele. Эта церковь неизменно привлекает внимание туристов из-за своего оформления, включающего грифонов и прочих монстров — не совсем обычное дело для культового здания христианской религии. Правда, оформлением дело, по сути, и заканчивается, так как Сан-Фиделе лишь поначалу кажется средневековой, реально же её построили в начале XX века. Выбор архитекторами неороманского стиля, без сомнения, украсил здание, и тем самым как бы продолжилась традиция, ведущая своё начало с XII столетия, когда была построена предшественница нынешней церкви.