Из школьных учебников истории мы помним, что в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1242 годах было над Русью установлено монголо-татарское иго, власть Золотой Орды, которая просуществовала с 1224 по 1483 год, причём с 1224 по 1266 год находилась в составе Монгольской империи, затем стала самостоятельной.
Только вот немногочисленная монгольская верхушка Золотой Орды очень быстро ассимилировалась среди местного тюркского населения. А в XVII веке в Европе появились монголы без примесей, ведь калмыки являются монгольским народом ойратской группы.
Первая группа калмыков, появившаяся в междуречье Яика и Волги в 1609 году, была немногочисленной. Но постепенно численность калмыков увеличивалась и в 1633 — 1771 годах появилось Калмыцкое ханство. Оно заняло своё достойное место среди монгольских государств того времени. В 1664 году Калмыцкое ханство было официально признано Россией.Число калмыков в XVII веке в Калмыцком ханстве по официальной точке зрения насчитывало около 280 тысяч человек, хотя существует мнение, что их было около полумиллиона человек. Если учесть, то на Руси тогда проживало около 10,5 миллионов человек, то это была солидная цифра.
Столица первого калмыцкого хана, а перед этим ставка последнего главного калмыцкого тайши Аюки (1642 — 1724) располагалась в 1697—1724 годах по ту сторону Волги от Саратова, на месте, где нынче располагается город Энгельс.
Уезжая за границу в составе "Великого посольства" 1697-1698 годов, царь Пётр Первый. поручил Аюке охрану южных границ России.
13 июня 1722 года российский император Пётр Первый побывал в гостях у хана Аюки.
Картина Мергена Викторовича Мошулдаева (1962 года рождения) "Встреча Петра Первого и хана Аюки" (Из Интернета)
Калмыцкое войско участвовало во многих войнах, в том числе в Семилетней (1756-1763), русско-шведской (1788-1790), Отечественной войне 1812 года и дальнейшем походе в Европу. Калмыки одними из первых вступили в Париж, в честь чего в Элисте установлена Триумфальная арка Французы боялись калмыцких верблюдов,а калмыки вошли в Париж.
В 1815 году калмыцкое войско было расформировано.В январе 1771 года большая часть калмыцких кибиток (30 909 из 42 007) покинула места кочёвок по приказу последнего калмыцкого хана Убаши вместе с ним и совершила семимесячный переход с берегов Яика в Джунгарию, потеряв при этом около двух третей людей и весь скот. Калмыцкое ханство перестало существовать и границы обитания калмыков сжались до пределов современной Калмыкии. Теперь, чтобы добраться из Саратова до столицы Калмыкии, недостаточно форсировать Волгу, нужно совершить бросок в несколько сотен километров на юг.
Своеобразной летописью калмыков являются Золотые ворота, на которых в живописной форме показаны основные вехи истории калмыцкого народа.
Разговорился я в Элисте с местным калмыком в национальном уборе.
По его словам он ездил в Монголию в гости и там ему подарили шапку. Выходит, что какие-то контакты с родиной своих пращуров калмыки поддерживают.Раньше любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было.
Одежда калмыков постепенно менялась, уже к XIX веку как воспоминание о славном прошлом старики носили чапан — монгольский стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. А молодежь предпочитала одевать бешмет — мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником, который застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса.Неотъемлемой деталью одежды считались кушак — пояс из длинного широкого куска материи или кожи.
Женские летние кафтаны (цегдег) от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов.
Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив, который состоял из длинной широкой блузы и шаровар. Под кафтаны калмычки надевали платье из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу.
Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Женщины ходили в шапках, различавшихся в зависимости от семейного положения, статуса женщины, её возрастом, а также от того, праздник это или будни. Считалось, что простоволосой быть неприлично. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь. Сейчас все эти приметы остались в прошлом.
Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами, которые для мужчин и женщин были повседневной обувью.
В Калмыкии прямо в степи разбросаны субурганы (буддийские ступы), в столице их тоже хватает.
Самая большая и самая первая на постсоветском пространстве — это Ступа Просветления Мчимся мимо Ступы Просветления, построенная в 1999 году.До второй половины XVI века калмыки исповедовали шаманизм. Но затем приняли буддизм под влиянием монахов-миссионеров из Тибета. Множество достопримечательностей в столице Калмыкии связано с буддийской верой. Главная из них — это буддийский хурул. Золотая обитель Будды Шакьямуни.
Еще до принятия буддизма калмыки поклонялись хозяину времени, распорядителю жизни людей и долголетия рода Белому Старцу Белый старец.
Затем Цаган Аав был включен в буддийский пантеон божеств. Интересно, что Белый Старец родился сразу стариком. Существует древнее поверье, что во время калмыцкого нового года Зул Белый Старец спускается на землю и обходит свои владения. Если люди живут неправедно, то год чреват засухой, падежом скота, разными другими напастями.Интересно, что в добуддийских верованиях калмыков в качестве громовержцев почитались верблюд и дракон. В эпосе "Джангар" верблюд предстает как дышащий вулкан. Верблюд считался проводником между верхним и средним мирами,животному-символу жизненного движения, смены лет и расплода: "Верблюд уходит, верблюжонок приходит". Дракон-хозяин воды зимой находится на дне океана, а в начале весны поднимается на поверхность. Поэтому среди скульптур распространены верблюды Путь к Солнцу
и драконы Весёлый китайский дракон Фонтан "Мальчик и дракон".Много в Калмыкии буддийских молитвенных флажков Развевающееся на ветру счастье.
Здесь хватает различных пагод Пагода на месте памятника Ленину,
которые придают восточный колорит. Иногда они относительно небольшие и малопосещаемые, а есть места, активно посещаемые туристами Первый памятник Будде в Европе.Крыши автобусных остановок стилизированы
под крыши пагод.Ступенчатые узоры
встречаются повсюду, куда не брось взгляд.Калмыки долгое время были кочевым народом, передвигались верхом на лошадях, в повозках и санях, запряжённых лошадьми, верблюдами, волами. Традиционным жилищем была решётчатая юрта, обычно перевозившаяся в повозках в неразобранном виде.
Одним из любимых занятий калмыков была охота с беркутами Орлиная охота из списка ЮНЕСКО.
Основными ингредиентами калмыцкой кухни являются молоко и мясо. Отражение былой специфики кочевой жизни, хотя мучных блюд тоже хватало. За своё недолгое пребывание в Калмыкии я успел отведать мясной бульон (шелюн) с сырым репчатым луком и варёным картофелем (подобие казахского бешбармака, но без лепёшек),
крупные пельмени бёреки и лепёшки борцоги, которые напомнили мне казахские баурсаки, лепёшку борциг и калмыцкий чай (джомба) с молоком, маслом, солью. Чай на любителя, мне он не понравился и когда в магазине увидел его, то не стал покупать даже для экзотики. А вот всё остальное было вкусным.От пищи телесной перейдём к пище духовной. У калмыков существует свой героический эпос "Джангар", который по мнению многих исследователей сложился в XIII—XIV веках и сохранился в памяти народной благодаря народным сказителям джангарчи. Много памятников Калмыкии посвящено эпосу, начиная от джангарчи Ээлян Овла
и продолжая монументами героям "Джангара" : Главный герой калмыцкого эпоса, Алый лев, выпускающий из лука по четыре стрелы сразу и Золотой всадник. Помимо эпоса калмыки сложили множество легенд, преданий, сказок и обрядовых песен.Летосчисление у калмыков вплоть до начала XX века велось по лунно-солнечному календарю, который был введён в XIII веке монгольским ханом Хубилаем Восточный гороскоп калмыцкого парка.
Так, например, Зул — калмыцкий Новый год — отмечается в двадцать пятый день месяца Коровы.Если бы не побывал в Калмыкии, так бы и не знал, что монголы очень любили шахматы, которые попали к ним еще на стадии шатранджа — прямого предшественника шахмат. Назвали они их Хиашатар. Правда у них поля были одного цвета, в отличие от подаренных Монголией в шахматный музей Элисты, но дарёному слону в хобот не смотрят.
Калмыки были одним из монгольских племён, поэтому шахматы тоже любили. Но жизнь в калмыцких степях не похожа на монгольские степи и помимо деревянных шахматных досок у них появились войлочные.Да и часть фигур поменяли свой вид и название. Король стал ханом, ферзь — воином, слон превратился в верблюда, правильно — откуда в Калмыкии слонам взяться, зато верблюдов — навалом было раньше, ладья превратилась в быка, а самое многочисленное воинство из пешек превратилось в овец. Лишь конь сохранился в неизменном виде.
Поэтому шахматы — одни из властителей дум людей и улиц столицы Калмыкии. Построен целый шахматный город Нью-Васюки.От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения
с дворцом Нью-Васюки. Дворец Шахмат и великолепным шахматным музеем Шахматный музей имени Михаила Таля . И даже памятник великому комбинатору Остапу Бендеру в момент его шахматного озарения имеется Памятник Остапу Бендеру. Как рождаются туристические легенды.Множество шахматных досок по всему городу, правда с фигурами мы увидели лишь в шахматном дворце.
Но доски были перед Домом правительства, где по рассказам гида регулярно выносятся шахматные фигуры, в парке Дружбы в Восточной ротонде и даже где-то на улице разбитых фонарей.Численность калмыков могла быть гораздо больше. Было три волны массового покидания мест проживания. В 1771 году — резкое уменьшение численности из-за откочевки большей части калмыцкого народа в Джунгарию, после Гражданской войны, расколовшей народы России на "красных" и "белых", последним пришлось эмигрировать. В 1943 году весь народ был выселен из родных мест Четырнадцать долгих лет от исхода до возвращения и вернулся в них со значительными потерями после 1956 года. Одной из причин депортации стал Калмыцкий кавалерийский корпус, созданный после оккупации территории Калмыцкой АССР немецкими войсками летом 1942 года и принимавший участие во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии, причём воевал корпус не только в СССР.
В 1993 году у Калмыкии появился новый флаг.
Государственный флаг Республики Калмыкия — Хальмг Тангчин туг представляет собой прямоугольное полотнище золотисто-желтого цвета, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков. Верхние пять лепестков лотоса олицетворяют пять континентов земного шара, четыре нижних лепестка — четыре стороны света, символизирующие стремление народов республики к дружбе, сотрудничеству со всеми народами мира.
Золотистый цвет символизирует буддизм и солнце, голубой — цвет неба, вечности и постоянства, лотос — традиционный символ чистоты, счастья, духовного возрождения.
В буддизме лотос – символ чистоты. Согласно легенде, там, где ступал юный Будда, вырастали прекрасные цветы лотоса.
Одна из самых известных мантр в буддизме "Ом ма́ни па́дме хум" в буквальном переводе звучит как "О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!".
Есть давняя калмыцкая сказка. Жила-была капризная калмыцкая красавица. Объявила она, что выйдет замуж за того, кто привезёт ей в подарок самый прекрасный в мире цветок. Один юноша долго странствовал по свету и увидел красивейший цветок в далёкой Индии. Обрадовался и собрался сорвать цветок в дар любимой. Но старый жрец-индус попытался остановить его, мол тогда ты потеряешь самое прекрасное, что у тебя есть в жизни. Не послушал его юноша и, забрав цветок, отправился в родные места. В дороге до него дошли вести, что гордая красавица заболела. Юноша ускорил своё движение, думая, что когда он подарит цветок своей любимой девушке, то она сразу выздоровеет. Но увы, когда он приблизился к её юрте, девушка испустила дух.
Юноша построил в честь любимой храм, а цветок посадил в камышовых зарослях устья Волги. Так на Волге появились лотосы.
А в Элисте на главной площади цветёт фонтан из трёх цветков лотоса Фонтан со священными цветками.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Пожалуйста!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Хронологически не так.
Сначала калмыкам предоставлялось царём право кочевать на землях близ рек Камышлов, Ишим, Иртыш и Омь. Затем калмыки появились в междуречье Яика и Волги и создали Калмыцкое ханство. В 1630–40-е гг. они периодически совершали набеги на русские города – Самару (1639) и Астрахань (1644). И только в середине 1650-х гг. царь Алексей Михайлович закрепил полупустующие степные пространства Поволжья в качестве кочевий калмыков.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Очень много калмыков ехало поклониться горе Богдо на берегу озера Баскунчак, когда был там на экскурсии. Это, видимо, у них святыня еще с тех времен, когда Калмыкия распространялась, аж за Волгу.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Гора Большое Богдо священна для калмыков. Они верят, что она освящена Далай-Ламой и приходят ей поклоняться. В начале XX века на вершине горы располагалось буддийское обо и изваяние Белого Старца.
По легенде там побывал Далай-лама, разжег огонь, приготовил себе еду, поел, но похлебка оказалась пересоленной. И Далай-лама, так и не доев ее, выплеснул остатки в низовья горы. Так образовалось соленое озеро Баскунчак.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А чай, на мой вкус, — жуть :-)))
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Чай — гадость. Я в Казахстане вырос, чай люблю, но калмыцкий что-то не понравился.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Рад, Майнур, что немного шокировал Вас! Главное — чтобы мозги от излишней информации не взорвались!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Пожалуйста!