Для тех, кто совсем не знаком с Ельцом, скажу, что город находится в Российской Федерации, является районным центром Липецкой области. Чудесное расположение - на холмах, по берегам реки Быстрой Сосны (на самом деле, не такой уж и быстрой), - правого притока Дона - придает ему индивидуальность и очарование.
Город старенький - на год старше Москвы. Был задуман и построен, как укрепление для защиты русских земель от половцев на границе Рязанского княжества. С "юного " возраста терпел неудачи - горел, разрушался. В 1395-м - был полностью разорен войсками Тамерлана, а через пару десятков лет - татарами. Да и потом судьба не жаловала... Со временем город-крепость перестал быть пограничным, стал расти, заселяться мирными людьми. Потом и промысел заработал, и торговля... Официально городом Елец был объявлен в 1778 году, и выглядел он тогда уже солидным торговым центром. Особенно бойко торговали хлебом. Кроме "хлебного" производства, в городе не плохо развивалось производство кожи, табачных изделий, процветал кузнечный промысел. Из материалов посещенного ранее музея, еще помню, что елецкие кузнецы в 1708 году сумели выполнить срочный заказ Петра I на 50 тысяч передних подков для армии. Не простая штука - не подвести государя! И не подвели! И выполнили все в срок и сполна!
А уж кружева елецкие - что и говорить! О плетениях елецких кружевниц знали далеко за пределами города. Стучанием коклюшек наполнялись все городские дворы. Елецкое кружево - необыкновенное. Его можно без труда узнать, и отличить от всех остальных. А главная фишка - в мягком контрасте природного и геометрического узора - и тончайшего ажурного фона. Узоры для плетения кружев подсказывала сама природа, она же дарила и краски. Елецкие кружева принесли славу городу - кустарное, ремесленное производство переросло в комбинат художественных промыслов, а затем - в объединение "Елецкие кружева".
В каждый наш приезд мы посещали фирменный магазин "Елецкие кружева". Ну, что сказать? Нас еще в школе учили, что все, что продается, называется товаром. Глядя на эти воздушные творения, я не могу произнести слово "товар". Я говорю - великолепные работы, высокохудожественные изделия, высокое мастерство и совершенство. Я заглядывалась на кружева, и немножко завидовала тем женщинам, которые умеют творить такие чудеса. А купить - ничего не купила. То, что понравилось - не по размеру, да и стоит немерено. К примеру, небольшой воротничок - около трех тысяч, большая салфетка - почти 38 тыс.
...Елец богат на достопримечательности. О ряде музеев я уже рассказывала. О храмах тоже можно говорить нескончаемо долго. Одно время в Ельце их было то ли 33, то ли 39 - уже забылось даже самими старожилами. Да и историки путаются в цифрах... Но, допустим, если даже З0. Представляете, 30 храмов!
Елецкие купцы строили храмы вовсе не из того, что их не хватало в городе. Суть в другом. Купцы разбогатевшего Ельца стремились сделать свой город красивым, богатым, и... губернским. А богатство города, прежде всего, определялось наличием в нем храмов - больших, красивых, богатых и роскошных... Таковыми и были построены Вознесенский собор, и Великокняжеский, и Введенский, и Михаилиа Архангела... Как ни печально, но старания купечества оказались напрасными. Революция, гражданская война и последующие за ними события, непрошеными гостями ворвались в жизнь, набирающего силу, провинциального городка, и повлекли за собой чудовищные разрушения и разорения во всем. Остановилось строительство, замерло... Из всех храмов осталось только 13. Волна разрушений набрала такую силу, что ее действия проявились еще совсем недавно, в 1969-м, когда были разрушены Троицкий собор, Троицкая и Сретенская церковь.
Но Елец все равно остается настоящим, живым музеем под открытым небом.
По замыслу елецких купцов, Главный собор города по размерам, величию и роскоши должен был быть чуть-чуть меньше, чем Исаакиевский в С-Петербурге и Христа Спасителя в Москве. Зачем перебарщивать!? Как-никак - столицы государства Российского - настоящая, и бывшая - за ними - и величие первое. А Елец - так и быть - третьим будет! Примерно так размышляли елецкие купцы, перед тем, как построить Вознесенский собор. И построили. Пожертвования на строительство собирали 75 лет, учет строгий вели, в шнурованную книгу записывали... И не только в Ельце собирали, а и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Вот только со временем просчитались: планировали за 6-7 лет возвести, а растянулось строительство на все 44 года, и только в 1889 году прошли торжества по поводу освещения храма. Но до конца строительство так и не дошло: колокольня, которая должна была быть на 7 метров выше креста главного купола, осталась недостроенной. Да и роспись стен не была закончена, и крылечки ажурные... Но, даже в незаконченном виде, собор был бесподобен! Еще бы! Автором проекта был придворный академик архитектуры Константин Андреевич Тон, тот самый, который Кремлевский Дворец строил, и Палату Оружейную... и храм Христа Спасителя... К нему лично Елецкие купцы с просьбой обращались... Внял просьбе великий Мастер...
Но не долго радовал горожан своей красотой и величием Вознесенский собор. Рассказывают притихшим, дрожащим голосом старожилы... Буря налетела... Новые власти в 1934-м собор закрыли. И не только закрыли, а варварски уничтожали... иконы сжигали прямо в храме, а сусальное золото с золоченых окладов и иконостаса смывали в огромных ваннах с кислотой... Храм Божий превратили в зернохранилище... и грузовики колесами заезжали... и на тракторах ездили внутри храма... Все колокола были сняты... Лозунг придумали - «Перельем колокола на трактора»...
В годы Великой Отечественной войны Вознесенский храм стал в ряды защитников - на крыше собора был установлен пулемет, который, вместе с установленными вокруг зенитными орудиями, обеспечивал противовоздушную оборону города.
После войны, изуродованный и разграбленный, храм вернули верующим.Трудно было залечивать тяжелые раны, но время - хороший лекарь. Вознесенский собор восстановился, и кроме своего прямого назначения - служить, он является еще и огромной художественной сокровищницей. Не только внешние архитектурные формы вызывают восхищение, но и внутренние стенные росписи, живописные полотна, иконы, большинство из которых принадлежат кисти выдающихся русских художников - К. Лебедева и А. Корзухина. И кощунственные заезды машин и тракторов под своды храма не смогли повредить мозаичный пол из итальянского мрамора. Храм жив!
... В соборе пахло ладаном, таявшим пчелиным воском... язычки пламени от свечей тенями падали на образа... а свет из окон струился на расписные колонны, на резной иконостас....
11 февраля 2011 года одна из церквей Ельца будет отмечать сто лет со дня рождения. Эта церковь - Великокняжеская. Появилась она в Ельце благодаря инициативе хоругвеносцев и Александра Николаевича Заусайлова - елецкого купца и мецената, на деньги которого была построена. Скажу честно - хотела в двух словах обмолвиться об этой жемчужинке, но подумала, что это будет совсем несправедливо. О ее истории, о судьбе ее родителя надо рассказать. Так что, о Великокняжеской церкви будет отдельный рассказ. А пока только - одна общая фотография замечательного комплекса.
Из тринадцати церквей, так или иначе выживших и сохранившихся после "активных действий вождей пролетариата", действующих пока только 10. Да и те не все оправились от минувшего шока.
Церковь Введения. Построена в 1761 году по древнерусскому образцу "восьмерик на четверике". В следующем, 2011-м году, ей исполниться 250 лет! В глубокую старину на ее месте возвышалась Данковская башня Елецкого кремля. Церковь Введения интересна тем, что является первой каменной церковью города. Фундамент здания сложен из блоков известнякового камня, а стены и своды - из кирпича, хотя древнерусские мастера первоначально возводили храмы целиком из каменных блоков. Кирпич, используемый при строительстве Введенской церкви, отличается от наших современных образцов размерами и качеством - он очень крупный и прочный - по размеру - больше современного на 7-8 см. Кладка стены церкви велась "ложок-тычок", т.е. длинная и короткая стороны кирпича чередовались. Отделочным материалом собора также стал кирпич. Декоративное оформление придает праздничность русской архитектуре, но, в целом, вносит изменение в древнерусский стиль - время корректирует все, в том числе, и архитектуру: памятник принадлежит к расцвету барокко.
На 10 лет моложе Введенской оказалась Преображенская церковь - с 1771 г.
Церковь Михаила Архангела. Мнение специалистов-профессионалов об этой церкви в переводе на народный язык, прозвучало бы так: "Что выросло - то выросло!" А все дело в том, что церковь состоит, как бы из трех частей, которые строились в разное время: колокольня - самая ранняя - выстроена в 1788 году, трапезная построена на месте прежней в 1828-м, а, собственно церковь, на месте бывшей деревянной, возводилась с 1845 по 1860 год. Вот и получилось, что каждая часть, несет на себе отпечаток своего времени. Разбирая "по косточкам" каждое из зданий всего комплекса, специалисты сошлись на том, что «собственно церковь своим официальным русско-византийским стилем вторглась чужеродным элементом как в общую композицию храма, так и особенно в характер его архитектурного декора», и, соответственно, это «не может не снизить архитектурно-художественной ценности памятника, играющего большую роль в создании запоминающегося силуэта города Ельца».
Конечно, специалистам виднее - у них знания, авторитет... А мне - даже руины храма понравились... И представилось, каким был храм во времена Бунина, когда звучали колокола... «Гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса…»(И. Бунин "Жизнь Арсеньева")
Успенская церковь 1815-1847 гг . Давая характеристику Успенской церкви, специалисты отметили, что она "своими размерами и монументальностью, отличными пропорциями и чистотой стиля здание производит неизгладимое впечатление". Церковь находится в центре города, на пересечении ул. Советской и К.Маркса. Архитектор неизвестный, но известно, что церковь строилась, как Памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 церкви присвоен статус памятника федерального значения. В настоящее время она активно восстанавливается. Дай-то Бог, как говорится...
Как говорят сухим языком документы, в частности, музейные, задолго до революции "жилой фонд" и "застройка" Елеца представляли собой множество удивительных каменных купеческих особняков, сказочных деревянных домиков-теремков горожан, разнообразных мещанских торговых лавок, общественных заведений и доходных зданий. Город давно расправил плечи, распрямился и вытянулся. Мостились булыжником центральные улицы, тротуары выкладывались известняковыми плитами. Местное купечество старалось изо всех сил. Гордые, высокомерные, а город свой любили. Для освещения улиц ставили фонари на конопляном масле, а для обеспечения города водой купцом А. Н. Заусайловым была построена водонапорная башня. Открывались новые колодцы и колонки на улицах.
Нам приятно было ходить по размытым дождями окраинным улицам, спускаться по старым ступенькам к ручью, - невзирая на тот же дождь, который в послеполуденное время то периодически ослабевал и прекращался, то припускался с новой силой.
Елец - один из немногих городов, где можно забыть на время о двадцать первом веке и часами бродить среди домов предков, где-то еще совсем крепких, где-то уже покосившихся, но одинаково прекрасных. Ведь дома эти строились так, чтобы и себе, и людям было приятно смотреть на витиеватую резьбу наличников, карнизов и козырьков, на ажурную ковку балконов... В Ельце не нужно выискивать, "что бы посмотреть". В Ельце всего много, и от этого " всего" становится тепло на душе и приятно.
Чудесные домики с деревянным кружевом карнизов и наличников еще остались на уютных улочках города, имеющего уникальную планировку XVIII века. Не знаю, как живется в таких домиках ельчанам, но, мне кажется, ни за что на свете не поменяют они свои милые уголки на городские квартиры.
В Ельце до сих пор сохранились слова и названия от городского прошлого. У них нет "микрорайонов", а есть "слободы" - Ямская, Монастырская, Ламской, а на табличках-указателях улиц под советскими названиями подписаны бывшие, русские -- Октябрьская - Соборная, Советская - Успенская, Профсоюзная - Введенская, Кооперативная - Малая Архангельская... Городской рынок по старинке называют Мясным, а Центральный рынок - Бабьим базаром...
Великая Отечественная война в Елец не принесла массовых разрушений. Фашистами была оккупирована лишь часть города, и всего пять дней - с 4 по 9 декабря 1941 года. Хотя вплоть до 5 августа 1943 Елец оставался лакомым кусочком для немцев и подвергался бомбардировкам, потери все же, сравнительно, невелики.
Мы бродили по улицам и улочкам Ельца долго. И только уже к вечеру вспомнили, что рюкзаки наши все еще находятся на вокзале... Мы поспешили. Надо было еще устраиваться в гостиницу. А на завтра с утра у нас намечался переезд в Лебедянь. Но об этом я расскажу в другой раз.