Этот музей без сомнения является гордостью Кувейта, как впрочем, и всего арабского региона. Экспозиция находится в подвальном помещении одного из особняков, коих в городе большое множество, причём фасад здания отличается от других строений разве что вывеской — именно так и подумали иракские солдаты во время своего вторжения.
Три дня на разграбление города – этот принцип на Востоке будет действовать всегда. Оккупанты прошлись по дому, и далее спустились в подвал, дверь которого Тарек Раджаб завалил мусором. Отодвинув всякий хлам, солдаты попробовали винтовками выбить дверь (на косяке до сих пор остались следы от прикладов),
Во время оккупации хозяин боялся, что кто-то из соотечественников, расскажет иракцам о его коллекции, однако этого не произошло. Экспозиция вновь открылась для посетителей только после вывода американских войск.
Нашим гидом в Ираке был индиец по имени Алекс. «Фотографировать в музее строго запрещено» — предупредил Алекс, и сам деликатно ушёл в сторону, поэтому я снимал украдкой. Прошу строго не судить за качество снимков. Экспозиция очень большая, и здесь на фото лишь малая её часть.
Теперь хочется рассказать о истории создания музея.
Тарек Раджаб был первым из жителей Кувейта, кто был послан в Англию, изучать искусство. В Лондоне он женился, а позже, вернувшись на родину, стал директором департамента древностей и музеев Кувейта. На этой должности Тарек Раджаб проработал до 1969 г.
Он и его супруга Джехан Веллборн собирали экспонаты на протяжении 50 лет, путешествуя по восточным странам. В результате, в 1980 году был открыт музей исламского искусства.
В этой частной коллекции более 30 000 предметов, собранные за последние 50 лет, причём из них всего 10 тысяч находятся на экспозиции.
Музей разделён на две части. В одной половине выставлены для осмотра ювелирные украшения, национальные костюмы, оружие, текстиль, музыкальные инструменты и всё такое прочее. Для каждой страны здесь свой стенд.
Московский музей Народов Востока очень сильно проигрывает в сравнении с этой экспозицией.В другой части музея представлены древние манускрипты, керамика, различные рукописи Корана. Здесь я почти не снимал, так как рядом находится охрана.
По выходу из музея у нас с женой одновременно возникли одинаковые чувства. Нам приходилось бывать в восточных странах, и посещать при этом антикварные лавки, базары и музеи. Могу сказать точно — ювелирные украшения в старину выполнялись ремесленниками практически на коленке, отчего многие из них имеют какие-либо неровности огранки и всё такое прочее. Добавим к этому, старинные украшения, ружья, сабли и посуду редко когда можно увидеть в идеально сохранившемся состоянии, в то время как для кино организаторы всегда найдут сверкающие костюмы, всевозможные кольца, браслеты и цепочки.
Вот и у нас возникло чувство, что здесь работали какие-то ювелирные мастера на заказ? Многие из подобных украшений в Афганистане и в других исламских странах могли принадлежать только правящей династии. Тогда если это так, и если экспонаты как-то попали в Кувейт, вполне логичным выглядит запрет на фотосъёмку. Вдруг кто-то что-то своё опознает? А если наоборот, всё увиденное является китайской подделкой?
В любом случае, удивляют старинные экспонаты сверкающие новизной.