Зная, что буду в Экс-ан-Провансе, я почему-то ничего о нём не прочитала, подумав, что о Провансе я представление имею. Какая самонадеянность...Смутило название городка, он рисовался в моём воображении как картинка нарисованная пастелью — красивый, неброский, в светлой цветовой гамме, тихий, уютный, провинциальный, вообщем очарование старины глубокой.
Увиденное по приезду поразило. С XII столетия и до революции Экс был столицей Прованса, затем столицей стал Марсель, но это, по-моему, ничего не изменило. Город выглядит столичным, да и местные жители так считают.
Основан Экс-ан-Прованс еще древними римлянами в 120 году до нашей эры. Термальный источник, который они обнаружили здесь, стал той точкой, вокруг которой и начал развиваться город.
Вот с этих источников мы и начали осмотр. Здесь находится термальный комплекс, который удачно вписался в древнеримские Термы Секстиуса. Так история гармонично уживается с современностью.
Достопримечательностей в городе много, исторический центр довольно большой, но можно и без программы просто походить по городу.
Так неспешно подошли к площади Ротонды и великолепному фонтану находящемуся в центре её.
Построен он в 1860 году, диаметр фонтана 41 метр, его украшают фигуры львов и головы гепардов. Композицию венчают три мраморные статуи, символизирующие правосудие, торговлю и изящные искусства. В жаркий, солнечный день он спасает своей прохладой.
Экс называют городом фонтанов, их здесь бесчисленное множество, от старинных и изящных, до небольших, в которых многочисленные прохожие, независимо от возраста старались намочить ноги.
Если обойти Ротонду с левой стороны, то сразу же увидите памятник художнику Полю Сезанну, который родился в этом городе, и прославивший его своими пейзажами, в частности, видами на гору Сан-Виктуар.
Он уезжал, возвращался, но именно здесь завершил свой жизненный путь. Он так говорил об этом:"Когда я жил в Эксе, мне казалось, что мне будет лучше в другом месте. Уехав, я скучаю по нему. Если вы родились там – все пропало, ничто другое вам не впрок".
Напоминание о его причастности к городу можно найти даже на асфальте.
А затем знакомство с городом продолжилось с его главной улицей — бульваром Мирабо. Длина которого всего четыреста метров. А застройка его началась ещё в XVII веке. С обеих сторон его расположены элегантные особняки, дворцы выполненные в итальянском стиле и построенные из желтого песчаника, за счёт чего бульвар кажется солнечным в любую погоду.
Неспешно прогуливаясь ими можно любоваться. Вот какой красавец с атлантами,
у другого красивые, богато украшенные двери, причём одна из них ведёт в музей.
Здесь можно увидеть дом в котором прошли детские годы знаменитого художника – Поля Сезанна.
Когда-то бульвар украшали вязы, высаженные по обе стороны, но они по какой-то причине погибли и вместо них посадили платаны, которые разрослись и образовали зелёный туннель, что придаёт бульвару свой особенный шик и создаёт тенистую прохладу.
И они совершенно не мешают любоваться на такие вот интересные детали, украшающие большинство домов.
Здесь много всевозможных магазинов и кафе, которые стоит посетить, что бы приобрести, как говорят местные жители, четыре вещи: пастис (аперитив), марсельское мыло, лавандовое масло и калиссоны.
Калиссоны представляют собой сладости из миндального теста, апельсина и засахаренной дыни, покрытые сахарной глазурью. Экс славится ими с ХV века. Купить их можно в любом из магазинов города. Но на проспекте Виктора Гюго расположен специализированный магазин по продаже калиссонов. Мне они, честно говоря, не понравились...
Пастис представляет из себя анисовую водку, которая настояна ещё на многочисленных травах и пряностях и пить её нужно разводя водой в соотношении где-то 1 : 5. Тоже не произвёл впечатления. Поэтому я купила только мыло и лавандовое масло!
Я упоминала уже о фонтанах Экса, так вот и на бульваре Мирабо их находится несколько, и насколько они необычны судите сами.
Вот весь поросший мхом фонтан Девяти Пушек 1691 года постройки. Откуда взялось такое название и с чем оно связано?!
Пройдём дальше и увидим другой фонтан с водой из термального источника, похожий на грецкий орех. Зимой,говорят, что он окутан паром.
А заканчивается бульвар фонтаном со статуей доброго короля Рене с виноградной кистью в руках. При Рене Анжуйском город укрепил за собой славу культурного центра. Да и сам король знал несколько языков, сочинял музыку, разбирался в математике, астрологии и геологии, рисовал и покровительствовал художникам.
Он способствовал введению народных празднеств, котрые сохраняются и по сей день, способствовал развитию города. Не зря его назвали Добрым.
У ног короля лежат книги и палитра, свидетельствующие о любви короля к искусствам. Этой статуей решили увековечить память короля Рене, правителя Прованса. В постамент статуи замуровали свинцовый ларец с деньгами и роялистскими медалями.
Король Рене является одой из знаменитых фигур европейской цивилизации периода так называемого проторенессанса. О нём можно рассказать много интересного.
Даже в опере П.И. Чайковского "Иоланта" мы найдём упоминание о нём.
Но это уже отступление.
А мы продолжим.
Чуть углубившись в сторону от бульвара можно узенькими улочками выйти к зданию университета, открытого ещё в 1014 году. Сейчас здесь остались только гуманитарные факультеты, но он пользуется популярностью среди молодёжи.
Недалеко от университета стоит бюст сеньору де Пейреску — это французский астроном, историк, зоолог. Уроженец этих мест он помогал художникам, сам являлся страстным коллекционером. Видно, что горожане помнят о своих знаменитых гражданах.
Продолжаем свой путь по улочкам города, которые могут заканчиваться уютными, небольшими площадями, вот и одна из них — площадь Ратуши. Она построена ещё в XIV веке.
Фасад её богато декорирован, но часть декора уничтожена была во время революции. Этим французы с нами схожи, разрушить, а потом уже подумать.
Но меня больше привлекла Часовая башня, которая была построна ещё в 1661 году, причём основание осталось с римских времён. Из-за циферблата выезжают деревянные фигурки, изображающие четыре сезона года. А саму башню украшает бюст Людовика XIII, который посещал город.
На площади находится один из многочисленных фонтанов города, в центре его римская колонна, а водные струи бьют из маскаронов.
Рядом с Ратушей находится бывший Рынок злаков с красивым треугольным фронтоном, на которм скульптурная группа. Она представляет аллегории рек Роны и Дюранс — именно они снабжают водой замели Прованса. Одна представлена в мужском обличье, вторая в женском. Они окружены изображениями даров сельского хозяйства, для появления которых и нужно обильное орошение.
Одна из скульптур как бы пытается сойти, показана в движении, это намёк на то, что река Дюранс часто выходит из берегов.
С Ратушной площади можно выйти на другую, одну из самых старых площадей города, где каждое утро, включая воскресенье, размещается городской рынок. И чего здесь только нет! Глаза разбегаются от изобилия!
А тут такие вот помощники у продавца, но видно, что скучают! Хотя на заигрывания с ними не отвечают. Умные!
В двухсот метрах от Ратушной площади находится Собор Святого Спасителя — кафедральный собор Экс-ан-Прованса. Строительство начато в XII веке и продолжалось вплоть до начала XVI века. Собор составляет единый комплекс со зданиями каноников и внутренним клуатром. В интерьере собора выделяется триптих "Неопалимая купина". Но о нём стоит рассказать отдельно.
Немного ниже собора – Архиепископский дворец и прилегающая к нему площадь. В этом красивом, просторном здании сейчас располагается музей гобеленов и мебели XVII-XVIII вв., а также театральных костюмов разных эпох.
Вообщем Экс показался нарядным, элегантным, совершенно не провинциальным, но и без показной роскоши.
Очень зелёным и с горой воспетой Сезанном,
жаль что ракурс у меня получился не как у художника...И обидно, что не показала ещё много интересного, что можно увидеть в Эксе.