В Екатеринбурге существуют три линии пешеходных маршрутов:
«Красная» — знакомит с достопримечательностями исторического центра Екатеринбурга;
«Синяя» — соединяет места, связанные с именем царской семьи;
И вот недавно появилась «Фиолетовая» — арт-линия, которая познакомит с работами уличных художников.
Собираясь в поездку в Екатеринбург и разрабатывая план маршрута, за основу нашей прогулки я взяла «красную» линию и добавила к ней некоторые объекты, заинтересовавшие нас.
Кольцевой туристический маршрут обозначен специальной разметкой на асфальте, длина маршрута 6,5 км. Пройти его можно за пару-тройку часов, но это только, если не заходить в музеи. Мы, конечно, эти музеи планировали, поэтому на маршрут у нас ушло гораздо больше времени – два дня.
Итак, приступим.
# И начинается наша прогулка с площади 1905 года. Это одна из старейших городских площадей и в настоящее время является главной площадью Екатеринбурга. Своё нынешнее название площадь носит с 1919 года, а ранее она называлась Кафедральной, т.к. в 1774 здесь была построен двухэтажный Богоявленский собор, который пятьдесят лет спустя получил статус кафедрального. Величественное здание собора, построенного в стиле барокко, могло вместить до 4500 прихожан, это было самое высокое здание города. Собор был снесён в 1930 году.
В 1906 году недалеко от собора был установлен памятник Александру II Освободителю. Царь был изображен в полный рост в обще генеральской форме без шинели, с непокрытой головой. В правой руке он держал свиток с надписью «19 февраля 1861 года» — Манифест об отмене крепостного права, а левой опирался на тумбу. Памятник отлили из чугуна на Каслинском заводе.
Весной 1917 года, ещё при Временном правительстве, памятник свергли с постамента, а сам постамент почему-то оставили. В мае 1918 года место заняла статуя Свободы — почти такая же, какая стоит сейчас в Нью-Йорке, в короне и с горящим факелом в руке. Она простояла всего несколько месяцев, в том же 1918 году её разобрали пришедшие в город отряды Чехословацкого легиона и Белой армии. Через год на постаменте появилась голова Карла Маркса работы Степана Эрьзи.
В мае 1920 года место на постаменте свергнутого царя-освободителя занял легендарный мраморный памятник Освобожденному труду работы того же Эрьзи. В представлении скульптора он выглядел как шестиметровый обнажённый мужчина с натуралистично выполненными анатомическими деталями. Горожане этот памятник невзлюбили и прозвали «Ванькой голым». Тем не менее памятник просуществовал на этом месте пять лет, пока жители города не настояли на его демонтаже.
С 1948 по 1953 годы на площади стоял памятник Сталину. И, наконец, в 1957 году был установлен памятник Ленину работы скульптора В.И. Ингала, который стоит там и по сей день.
Вот такой «парад памятников» пережила площадь 1905 года.
Сегодня, кроме памятника вождю мирового пролетариата, на площади расположено здание горсовета (мэрия) в стиле «сталинского ампира» – с башней, часами и позолоченным шпилем,
парковка и несколько торговых центров.
Коротко о двух следующих объектах.
# Особняк 1890 года постройки по проекту главного архитектора Екатеринбурга Юлия Дютеля. Заказчиком был городской голова Илья Иванович Симанов, но на этапе строительства дом выкупил золотопромышленник Степан Тупиков.
После его смерти дом унаследовала его вдова Евгения Григорьевна, женщина набожная. Каждый год на Рождество она устраивала детские балы, лично приветствуя маленьких гостей. Эту традицию продолжают нынешние хозяева дома – Союз Театральных Деятелей РФ, устраивая театрализованные представления в старинном стиле: у входа детей, как и прежде, встречает дворник в белом фартуке, гувернантки и нянюшки, и, конечно же, сама «хозяйка дома г-жа Тупикова».
# Следующее здание — первая гимназия в Екатеринбурге, получившая имя императора Александра II и открывшая свои двери 22 ноября 1861 года, — в год отмены крепостного права в России. Учебные занятия начались в четырех классах для 92 первых учеников — мальчиков, а первым директором гимназии стал бывший инспектор Пермской гимназии Крупенин Александр Дмитриевич. Верхний этаж занимал пансион, средний – домовая Покровская церковь, классы, библиотеки — фундаментальная и ученическая, физический кабинет, конференц-зал и комната для преподавателей. На нижнем этаже располагались канцелярия, квартиры директора, инспектора, законоучителя и пансионная кухня.
И сегодня 9-я Гимназия остается одной из лучших общеобразовательных школ города.
# Пройдём по набережной Рабочей Молодёжи и выходим к Историческому скверу.
Это именно то место, откуда «есть пошла земля Екатеринбургская». Здесь в 1723 году, в рекордные сроки, были возведены заводская плотина, фабрики и регулярная крепость. Из этого всего до нынешнего времени сохранилась лишь плотина – самое старое сооружение Екатеринбурга, именуемое в народе «Плотинка».
Плотина построена на сваях из лиственницы, которая под водой не гниёт, а каменеет, если находится там без доступа воздуха. Гранитную рубашку плотина приобрела при реконструкции 1830-50-х гг. На подпорной стене плотины расположены барельефы «Рождение города», воссозданные по рисункам и фотографиям уже в 1973 году.
Здесь, в ныне Историческом сквере, располагались особые уникальные производства, принесшие немалую славу Екатеринбургу: монетный двор и Императорская гранильная фабрика. В течение 140 лет здесь чеканилась львиная доля всей Российской медной монеты, а продукция гранильной фабрики и сегодня украшает Эрмитаж и Мраморный дворец в Санкт-Петербурге и Екатерининский дворец в Царском селе.
Больше всего исторических зданий уцелело по восточной границе «Плотинки».
Сейчас там находятся музеи – архитектурный и музей природы. А также на открытой площадке размещена выставка старинных станков.
В западной части «Плотинки» — своего рода геологический музей под открытым небом, где расположились образцы горных пород: железная руда, розовый и голубой мрамор, родонит, гранит, вермикулит, — огромные глыбы, символизирующие богатство Уральского края. К сожалению, под снегом рассмотреть всё это великолепие невозможно.
Здесь же на западной части находится Музей изобразительных искусств, в котором представлено Чугунное кружево и не только.
# Есть рядом с «Плотинкой» ещё один интересный исторический объект – Водонапорная башня. Построена она была в 1880-х годах для обслуживания Екатеринбургских железнодорожных мастерских, появившихся к тому времени на месте механической фабрики и отслужившего Монетного двора. До наших дней башня дошла практически в первоначальном виде – нижняя часть шестигранного объёма выложена из гранитных блоков, верхний ярус – деревянный.
В настоящий момент здесь расположен филиал музея истории Екатеринбурга.
# Здесь же, у «Плотинки» находится памятник отцам-основателям города — Василию Никитичу Татищеву и Вилиму Ивановичу де Геннину.
Установлен памятник был в 1998 году, к 275-летию Екатеринбурга, по проекту скульптора Петра Чусовитина. Многие краеведы восприняли данный памятник весьма неоднозначно – Татищев и де Геннин недолюбливали друг друга, а между тем на памятнике они, словно братья.
История такова: в марте 1720 года на Урал приехал В.Н. Татищев. Перед ним стояла цель реформирования и развития горных заводов. Обосновавшись на Уктусском заводе, Татищев вскоре понял его бесперспективность из-за мелководности Уктуса и в феврале 1721 года выше по течению реки Исети выбрал место, подходящее для постройки нового крупного завода. Но из-за возникшего конфликта Татищева с влиятельными Демидовыми Берг-коллегия неожиданно отказала в разрешении на строительство. Дошло до того, что Никита Демидов написал на Татищева донос и в августе 1722 года Татищев был отстранен от должности и оказался под следствием. На замену Татищеву на Урал отправили генерала-майора В.И. де Геннина, который на выбранной Татищевым площадке и начал строительство завода. Именно под руководством де Геннина был построен завод и новый крупный административный центр. Татищев смог снова вернуться на Урал лишь в 1734 году. В итоге основателями Екатеринбурга считаются эти две личности.
# Здание Главпочтамта было построено в 1934 году в стиле конструктивизма и называлось Дом Связи. В этом крупнейшем на Урале комбинате связи жители и гости Свердловска могли получить самые разнообразные почтовые услуги. В здании размещалось почтовое отделение, междугородная телефонная станция и телеграф.
# Следующей точкой нашего маршрута стал Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, где находятся настоящие Сокровища Медной горы Хозяйки.
# Один из красивейших особняков Екатеринбурга – Дом Севастьянова.
Дом, который ныне именуют Севастьяновским, ещё в начале 1817 года начал строить маркшейдер Горного правления Иван Васильевич Полков, уважаемый человек в Екатеринбурге и прекрасный специалист. Незадолго до смерти Иван Васильевич завещает большой дом на берегу Исети своим не богатым сватам – Медведчиковым. Семья Медведчиковых владела зданием до 1860 года, испытывая большие затруднения с его содержанием и постоянно ища на него «достойного покупателя». Таковым и стал коллежский асессор Николай Иванович Севастьянов, скромный служащий Горного правления. Будучи весьма состоятельным предпринимателем, Севастьянов заказывает реконструкцию особняка архитектору Александру Ивановичу Падучеву, который в ту пору считался в Екатеринбурге одним из самых модных частных архитекторов.
По воспоминаниям архитектора, когда он приехал к Севастьянову, чтобы сообщить о своём согласии и уточнить, в каком стиле заказчик хотел бы видеть свой дом, он долго объяснял Николаю Ивановичу разницу между стилями барокко и рококо, пока тому не надоело. «Ваяй сразу во всех! – заявил он архитектору, — Денег хватит…» По получению проекта реконструкции дома Севастьянов сразу одобрил его, подписав каждый лист из альбома эскизов, и попросил «поспешать со сметой».
«Николай Иванович был невероятно доволен проектом. Больше всего ему понравилось то, что оба крыла здания выглядели неодинаково. А от оформления фасадов он и вовсе пришёл в какой-то детский восторг, — вспоминал позднее Александр Падучев. — Тщетно пытался я убедить его не спешить и посмотреть другие проекты».
Таким вот образом в городе появился яркий и необыкновенный особняк. Впрочем, уже через восемь лет Севастьянов навсегда покинул город, продав дом муниципалитету. Сначала в доме разместился окружной суд, потом здесь находился первый в стране Уральский комиссариат труда (биржа труда), затем здесь долгие десятилетия размещался ЦК профсоюзов. С 2009 особняк является резиденцией Президента РФ.
Сегодня это здание не только внесено в перечень объектов культурного наследия федерального значения, но и в 2008 году его изображение было отчеканено в памятных серебряных монетах Центробанка серии «Памятники архитектуры России».
# Особую часть архитектурного наследия Екатеринбурга составляют купеческие городские усадьбы. К их числу относится и усадьба Тарасовых, состоящая из главного дома, двух боковых флигелей и ограды, сейчас уже в несколько перестроенном виде. Дом купца Тарасова – одно из старейших каменных жилых зданий в городе. Савва Тарасов купил особняк в 1837 году, и его семья и потомки жили здесь до самой революции.
В советское время дом Тарасовых превратился в Дом учителя, а в 1997 году комплекс зданий был реконструирован и перестроен под резиденцию губернатора. С тех пор именно здесь ежегодно вручается Демидовская премия – главная российская научная премия.
# «Литературный квартал» — один из крупнейших литературных музеев России – объединённый музей писателей Урала, созданный на базе нескольких литературно-мемориальных музеев. При путешествии по Красной линии можно увидеть: мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка,
литературно-мемориальный дом-музей Ф.М. Решетникова, который можно узнать по верстовым столбам,
музей «Литературная жизнь Урала XIX века», а также музей «Литературная жизнь Урала XX века», который занимает самое красивое и необычное деревянное здание в стиле «модерн»,
музей кукол и детской книги «Страна чудес».
Изо всех вышеперечисленных музеев мы побывали лишь в мемориальном доме Д.Н. Мамина-Сибиряка.
К объединённому музею писателей Урала также относится и мемориальный дом-музей П.П. Бажова, но он находится в стороне от Красной линии.
Встречает гостей на входе в «Литературный квартал» памятник Пушкину, установленный к 200-летию поэта. Поэт в несколько непривычном для нас виде – босой и в ночной сорочке…
Храм в русско-византийском стиле был построен на том месте, где до середины семидесятых стоял дом инженера Ипатьева, выбранный в 1918 году в качестве последнего места заключения бывшего императора Николая II и его семьи. Именно здесь царская семья встретила свою последнюю Пасху, именно здесь жена и дети поздравляли Николая II с его 50-летним юбилеем, именно здесь – в подвале ипатьевского дома – в ночь с 16 на 17 июля 1918 года закончился их земной путь.
Перед храмом расположен памятник Царской семье. По замыслу авторов скульптуры, здесь показан момент спуска семьи последнего императора в подвал на расстрел.
Храм состоит из верхнего и нижнего помещений.
Нижний храм невысокий и темный освящён во имя Святых Царственных Страстотерпцев.
Здесь постарались воссоздать помещение, в котором были расстреляны Романовы.
Верхний, главный, напротив, светлый и жизнерадостный.
Здесь расположен уникальный иконостас из редкой породы белого мрамора.
В одном из помещений храма организована выставка, посвящённая членам царской семьи. Выставка рассказывает о Романовых не только, как о венценосных особах, но о людях, у каждого из которых был свой характер, свои увлечения.
Сам храм оставил неоднозначное чувство, но выставка при нём произвела яркое впечатление.
На Рождество возле храма ежегодно проходит фестиваль ледовых скульптур «Вифлеемская звезда». И хотя мы были уже практически в середине марта, погода способствовала сохранности этих ледяных произведений.
Лев Иванович Расторгуев, один из богатейших уральских купцов-старообрядцев, вошел в историю как первый владелец и создатель усадьбы. Длилось строительство усадьбы со всеми её службами около четверти века, и сам Расторгуев до его полного завершения дожить не успел. После смерти Расторгуева в 1823 году усадьбу по наследству получил его зять – Петр Яковлевич Харитонов. Он привлек к строительству новых архитекторов, в том числе Михаила Малахова, и объединил разрозненные строения в единый комплекс. На северо-восточном склоне горы был разбит знаменитый английский сад — единственный сохранившийся в уральской столице образец ландшафтного искусства первой половины XIX века.
Усадьба и семья Расторгуевых – Харитоновых не раз вдохновляли писателей. Им посвящены один из первых рассказов Алексея Толстого «Харитоновское золото» и роман Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы».
В настоящий момент в усадьбе располагается Дворец творчества учащихся (бывший Дворец пионеров) и попасть внутрь возможно только с экскурсией.
На этом наш первый день прогулки закончился. Пообедав, а скорее уже поужинав, в одном милом грузинском ресторанчике, мы отправились отдыхать и осмысливать увиденное.
Фотографии, которые размещены выше сделаны в разные дни – первый день нашей прогулки ознаменовался метелью, поэтому пришлось пробежаться в последний погожий день для того, чтобы запечатлеть пройденный маршрут.
# Музей истории и археологии Урала, где можно Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам и находится Шигирский идол - многовековая загадка не входит в объекты Красной линии Екатеринбурга, но не посетить его было бы преступлением! С него мы и начали нашу прогулку второго дня.
Далее, уже по плану :).
# «Дом печати» — ещё один представитель архитектурного стиля конструктивизма. Здание было построено в 1929-1930 годах по проекту первого главного архитектора Георгия Александровича Голубева. Дом печати возводился с помощью инновационных по тем временам технологий – на железобетонном каркасе. Такая конструкция позволила украсить фасад горизонтальным ленточным остеклением, похожим на отпечатанные газетные строки.
Напротив университета, в сквере, установлен памятник Я.М. Свердлову. Он также не относится к Красной линии, но пройти мимо него невозможно! Памятник отлит из бронзы на ленинградском заводе «Красный выборжец» и установлен 17 июля 1927 года – в восьмую годовщину освобождения Екатеринбурга от войск Колчака.
Все источники рассказывают, что на памятнике Свердлов изображён, в порыве, призывающем уральских рабочих к свержению самодержавия. Данный факт, действительно имел место быть: Свердлов участвовал в одном из нелегальных собраний на Шарташских Каменных палатках в сентябре 1905 года. Для Свердлова, как страстного оратора, характерен энергичный жест правой руки и движение фигуры вперед. Вот только, простите моё воображение, мне больше показалось, что он указывает на кого-то рукой и жалуется на него :)))
Своим предположением я даже развеселила проходящих мимо девушек.
# Великолепное здание Театра Оперы и Балета! Строительство Оперного театра началось в 1910 году по проекту, разработанному архитектором В.Н. Семеновым и названному «Светланой». Этот проект был выбран по итогам всероссийского конкурса. Но архитектурная комиссия под руководством Константина Бабыкина, воплощавшая проект в реальность, творчески переработала «Светлану», и вместо театра в стиле «модерн» появился театр в необарочном стиле.
Именно Бабыкин придумал разместить на самой высокой точке фасада фигуры трех муз искусств: одна муза с нотной книгой, другая с лирой, а по центру – муза с горящим факелом в поднятой руке.
Нам повезло попасть к театру в тот момент, когда солнце подсвечивало факел в руке музы. Великолепное зрелище!
Свой первый сезон театр открыл в сентябре 1912 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Очень красиво оформлена территория сквера у самого театра, украшенная скульптурами льва и львицы.
# Ещё один объект, который не входит в план Красной линии, но стоял у нас в планах – 54-этажный небоскрёб «Высоцкий» со смотровой площадкой.
Открытая смотровая площадка расположена на 52 этаже Бизнес-центра. Отсюда открывается просто фантастический вид на город. Согласно информации, предоставленной аудиогидом на смотровой площадке видовая панорама простирается на 25 километров.
На втором этаже небоскрёба находится музей Владимира Высоцкого, в основу экспозиции которого вошли личные вещи, также полностью восстановлен гостиничный номер, в котором проживал поэт во время гастролей.
В музее представлены такие уникальные экспонаты, как легендарный Mercedes 350 W 116, принадлежавший Владимиру Высоцкому с 1976 года, и восковая фигура Владимира Высоцкого, созданная скульптором Александром Сильницким по заказу екатеринбургского музея.
В январе 2016 года музей пополнился вещами с аукциона в Париже, организованного Мариной Влади – иконами, картинами, украшениями, принадлежащими семье.
# Далее мы пропускаем несколько объектов маршрута, так как двигаемся другой дорогой – мы отправляемся к мемориальному дому-музею П.П. Бажова, где обитали Уральский сказочник и его «Малахитовая шкатулка».
Отсюда мы возвращаемся на Красную линию
и знакомимся с последними объектами кругового маршрута – храмом «Большой Златоуст» и «Домом Обороны».
# «Дом обороны» — ещё один представитель конструктивизма – был построен в 1932-1934 годах по проекту архитектора Георгия Павловича Валёнкова на месте торговой площади. Комплекс предназначался для размещения спортсменов и воспитанников ОСОАВИАХИМа. Предполагалось, что облик здания должен ассоциироваться с армией и флотом и для большей убедительности на крыше первого этажа был установлен самолёт. Первоначально это был учебный самолёт «У-1», но в настоящий момент установлен спортивный Як-55.
# Храм-колокольня во имя святого Максимилиана был заложен в 1847 году на углу Покровского проспекта (ныне улица Малышева) и Уктусской улицы (ныне улица 8 Марта).
Построенный храм являлся лишь частью монументального проекта петербургского архитектора Василия Моргана, предусматривавшего строительство грандиозного собора, схожего с Храмом Христа Спасителя. Однако, проект оказался слишком дорогим, и удалось построить только колокольню, которая и стала храмом в 1876 году. Храм мог похвастаться самым большим колоколом 1000-пудовым «Большим Златоустом». Именно из-за него Максимилиановский храм получил свое второе название. Действовал до 1930 года, в 1930 году был взорван. В 2006 году было принято решение о восстановлении Большого Златоуста на прежнем месте. 9 февраля 2013 года Большой Златоуст вновь открылся для прихожан.
Так получилось, что я не могу найти фотографии улицы у себя, хотя точно помню, что снимала, поэтому моих красивых фотографий не будет :)). Но для передачи атмосферы взяла из интернета.
Конечно, достопримечательности Екатеринбурга не ограничиваются только Красной линией. Здесь много старинных особняков и современных высоток,
интересных музеев и красивых церквей,
спортивных сооружений и парков.
И великое множество других потрясающих мест.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: