330 материалов по 144 объектам, 4 976 фотографий
- GPS
- Россия, Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
- +7(343)371-06-26
- www.art-museum.ural.ru/
Чугунное кружево и не только
Этот совет является частью дневника «Екатеринбургские каникулы»
Но начнём мы именно с павильона, так как он первый встречает нас в зале необъятных размеров.
Во второй половине XIX века большую популярность приобрели всемирные художественно-промышленные выставки. Их проводили все передовые страны, представляя лучшие образцы технической и промышленной продукции. Участие в таких выставках приносило заводам известность и возможность выхода на мировой рынок.
В 1900 году Всемирная художественно-промышленная выставка проходила в Париже. Проект новой выставочной витрины поручили молодому петербургскому архитектору Евгению Евгеньевичу Баумгартену. За счёт смешения различных декоративных решений автору удалось добиться образа павильона, представшего как фантастический дворец.
К работе над павильоном были привлечены все мастера цеха художественного литья Каслинского завода. По чертежам Баумгартена модельщики выполнили сначала деревянные, а затем бронзовые модели и уже по ним были изготовлены чугунные отливки, которые тщательно обработали и покрыли краской. Фон рельефов, надписи на русском и французском языках, эмблемы горного дела бронзировали. Всего было изготовлено более полутора тысяч деталей.
Над скульптурными элементами выставочного павильона работала Мария Львовна Диллон — первая в России женщина–профессиональный скульптор.
Ей принадлежат фигуры драконов верхнего яруса,
а также рельефные композиции среднего яруса «Птицы радости и печали», сделанные по мотивам полотна М. В. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».
После предварительной сборки и устранения недочётов павильон был упакован в ящики и отправлен в Париж вместе с образцами продукции – художественного, бытового и технического чугунного литья.
Об успехе уральцев говорит высшая награда – Большая золотая медаль, присуждённая Кыштымскому горному округу по разделу «Горное дело и металлургия».
Все работы «живые», в них чувствуется динамика, постоянное движение, что добавляет легкости и подвижности, казалось бы, тяжелой чугунной скульптуре.
По окончанию выставки выставочные павильоны были разобраны. Также была демонтирована и возвращена в Касли выставочная витрина Кыштымского горного округа – чугунный павильон.
После Октябрьской революции 1917 года Кыштымские заводы были национализированы. В 1927 году образцы литья, в том числе, детали ажурного павильона поступили в Уральский областной музей, а затем, в 1936 году, были переданы в только что открывшуюся Свердловскую картинную галерею (ныне музей изобразительных искусств). В 1949 году было решено восстановить павильон и руководство галереи обратилось за помощью на Каслинский завод. Опытные и квалифицированные специалисты тщательно рассортировали детали павильона и определили объём восстановительных работ – оказалось, что необходимо заново изготовить около 40% различных элементов. Ещё несколько лет ушло на то, чтобы убедить высшее руководство в необходимости восстановления уникального павильона. Но в результате работы всё же начались.
А работа оказалась довольно трудная – ни рабочих чертежей, ни деревянных или бронзовых моделей не сохранилось. Воссоздавать утраченные детали приходилось по сохранившимся фотографиям и описаниям.
Торжественное открытие для публики состоялось 3 мая 1958 года.
В музее представлен ещё один экспонат, побывавший на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и с ним связана очень интересная история.
Перед павильоном на выставке была установлена скульптура «Россия», специально изготовленная по модели известного скульптора Николая Акимовича Лаверецкого.
Композиция представляет собой изваяние молодой женщины-воительницы в древнерусском облачении – кольчуге и шлеме. В правой руке она держит меч, в левой – щит. на груди – православный крест, а рядом лежат главные атрибуты царской власти – императорская корона, скипетр и держава.
Тогдашний президент Франции Эмиль Лубе после посещения Каслинского павильона был так восхищён увиденным, что загорелся желанием купить павильон вместе со всей коллекцией чугунного литья за два миллиона рублей.
Управляющий Кыштымскими заводами Павел Карпинский заявил, что владельцы согласны продать всё, кроме скульптуры «Россия». Эмиль Лубе долго торговался, но в ответ услышал фразу: «Россия» не продается!», ставшую впоследствии крылатой.
После парижского триумфа «Россия» вместе с павильоном вернулись на Урал.
При восстановлении павильона выяснилось, что статуй «Россия» две – одна в Екатеринбурге, а вторая – в музее Златоуста. Откуда взялась вторая «Россия» – точно не известно. В одном из исследований, посвященных Каслинскому литью, говорится о том, что при подготовке к Всемирной выставке в Париже мастера на заводе отлили два экземпляра. Один — для выставки, а второй — в подарок Николаю II, но будто бы по дороге в Петербург эта статуя была разбита.
И ещё немного работ Каслинского завода.
Камин "Ипатьевский" (точно такой же находился в Ипатьевском доме). По модели второй половины XIX века. Отливка конца XIX века.
Шкатулка с маскароном. По модели 1830-х годов для Прусского королевского литейного завода в Берлине. Отливка 1913 года. Ну не чудо ли?!
Тарелка "Народное ополчение 1812 г.". По бронзовой модели 1816 года. Отливка 1902 года.
Тарелка "Мир Европе 1815 г." По бронзовой модели 1836 года. Отливка 1902 года.
"Весна". По модели 1860-х годов для бронзолитейной фабрики Р. Я. Кохуна и торговой фирмы "Никольс и Плинке"в Санкт-Петербурге. Отливка 1890-х — 1900-х годов.
Коллекция икон Екатеринбургского музея изобразительных искусств охватывает памятники XVII — начала XX веков. Здесь представлено разнообразие региональных иконописных центров – Русского Севера, Москвы, Новгорода.
Особо выделяется огромная соборная икона начала XVII века «Страшный суд» со сложной многофигурной композицией.
Раздел северных писем представлен одной, но уникальной иконой XVII века «Рождество Христово».
Но для меня самым необыкновенным открытием стала невьянская икона.
В XVIII-XIX веках Невьянск был одним из центров старообрядческой иконописи. Сюда, на Урал, бежали от преследования властей старообрядцы из регионов страны, принося с собой лучшие традиции различных художественных школ России. Наверное, поэтому в невьянских иконах слышны отголоски северных писем, костромской и ярославской школ, которые в свою очередь опирались на творчество мастеров Московской Оружейной палаты.
И все же у невьянской иконы своя выразительность. Даже нарядность, если хотите. Именно эта нарядность – первое, на что обращаешь внимание.
А вглядываясь в детали, понимаешь, насколько тщательно и изящно выписаны лики, прорисованы пейзажи, проработаны детали рельефа – вплоть до отдельных камешков.
Слева направо:
Чудо Великомученика Георгия о змие. 1814-1822 г.г.
Царские врата. XIX век.
Святой Архистратиг Михаил. Конец XVIII — начало XIX в.в.
Это я уже потом вычитала, что наиболее яркие черты, которые выделяют невьянскую школу:
— очень точный рисунок;
— выразительная линия;
— миниатюрное изящное письмо;
— многофигурные композиции со свободной постановкой фигур;
— динамические ракурсы и исполненные пафоса жесты;
— пышные драпировки, обильно прописанные золотом;
— листовое золото фона;
— роскошное узорочье в одеждах;
— подробные пояснительные надписи;
— богатая цветовая гамма с преобладанием двух цветов: красного и зеленого в их сложных градациях.
Вообще, эта тема требует отдельного разговора. В Екатеринбурге существует частный музей «Невьянская икона», созданный в 1999 году Евгением Ройзманом. Экспозиция музея насчитывает более 700-от икон. К сожалению, мы не попали туда, точнее не успели – уже не хватило времени.
Коллекция живописи в музее представлена произведениями русских и западноевропейских мастеров. История собрания связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), известного нам по Краеведческому музею. В последующие годы галерея пополнялась произведениями живописи из Эрмитажа, Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств им. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, а также путем приобретения произведений у коллекционеров и частных владельцев.
Я, конечно, не буду сейчас рассказывать обо всех картинах — коллекция богатая и интересная. Достаточно сказать, что в великолепном музейном собрании русской живописи хранятся работы Ф.С. Рокотова, В.А. Тропинина, И.И. Шишкина, И.Н. Крамского, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина и многих других.
«Княжна Тараканова» (1862) из собрания Екатеринбургского музея является первоначальным вариантом знаменитого полотна К.Д. Флавицкого.
Из западноевропейских мастеров представлены такие уникальные произведения, как «Воскресший Христос» венецианца Марко Базаити, «Мадонна с младенцем», приписываемая кисти флорентинского мастера второй половины XIV века Якопо ди Чионе, «Женский портрет» голландского художника середины XVII века Хендрика ван дер Влита, «Каин и Авель» неаполитанского мастера второй половины XVII века Луки Джордано и т.д.
Коллекция живописи русского авангарда начала XX века представлена произведениями Казимира Малевича, В.В. Кандинского, П.П. Кончаловского…
В музее есть отдельная экспозиция, посвящённая уральскому ювелирному искусству и камнерезному мастерству.
Помимо постоянных экспозиций музей представляет и временные выставки.
- Адрес:
Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
- Дополнительная информация:
Режим работы:
среда — воскресенье 11.00 — 19.00
понедельник, вторник — выходные дни. - Телефон:
7(343)371-06-26
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Екатеринбург
- 28 июн 2021, 10:05удалитьУ меня была очень красивая, старинная настольная подставка для карманных часов каслинского литья, подарила её внуку. Она относительно небольшая, а здесь такие экспонаты!
- 28 июн 2021, 16:14удалитьКакие прекрасные экспонаты в музее — глаза разбегаются, глядя на все это великолепие...
- 28 июн 2021, 22:19удалитьИ это только маленькая толика из всей экспозиции!
Вообще, я не перестаю удивляться музеям в городах России! В каждом есть своя изюминка! - 28 июн 2021, 22:01удалитьРади одного только этого музея стоит ехать в Екат!
- 28 июн 2021, 22:20удалитьИ ради этого! :)
Я тут недавно вычитала, что в Екатеринбурге около 50 музеев! Прямо музейная столица! - 29 июн 2021, 12:39удалитьЕкатеринбург стал привлекательным направлением!
Спасибо, Лена! ;) - 29 июн 2021, 19:39удалитьСогласна, Екатеринбург стоит того, чтобы побывать там. Мы запланировали следующее посещение на 2023 год, на 300-летие города :))
- 4 июл 2021, 23:01удалитьДаже не знаю какая из двух заметок по музеям мне больше понравилась — обе великолепны!
- 15 июл 2021, 17:38удалитьСколько пробелов в знания вы помогает устранять, Лена, своими рассказами.
Вот это музей!
Вот о них надо говорить по телевидению, рассказывать их историю и показывать великолепнейшие экспонаты.
Чтобы хотелось творить, дополняя традиции и мастерство русского челоовека.
Спасибо - 15 июл 2021, 23:52удалитьНекоторое время назад, уже после возвращения из Екатеринбурга, читала статью о музеях города и в частности о Шигирском идоле, так там в комментариях к статье екатеринбуржцы сетовали, что мол только и осталось, что гордиться Шигирским идолом, а больше и посмотреть нечего. Я не удержалась и написала комментарий, что у них, в Екатеринбурге, прекрасные музеи с великолепнейшими и интереснейшими экспонатами! Что городу и горожанам есть, чем гордиться, и, что у них просто "замылился" взор :) А какие замечательные люди в этих музеях работают!
Но, наверное, нам всем свойственно не замечать прекрасное рядом :) - 16 июл 2021, 08:04удалитьЭто точно, иногда взгляд со стороны сильно помогает переоценке того, что рядом