330 материалов по 144 объектам, 4 976 фотографий
- GPS
- Россия, г. Екатеринбург, проспект Ленина, 37
- (343) 371-24-62
- www.stone-cutting.e-burg.ru/
Сокровища Медной горы Хозяйки
Этот совет является частью дневника «Екатеринбургские каникулы»
Д.Н. Мамин-Сибиряк
Лучшие друзья девушек – это бриллианты … и не только… Пожалуй, соглашусь, так как сама камни люблю. Поэтому, когда узнала, что в Екатеринбурге существует Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, у меня даже вопрос не стоял
Идея создания такого музея возникла ещё в конце XIX века в «недрах» Уральского общества любителей естествознания, но реализовать её удалось лишь через сто лет, в 1992 году.
С момента своего возникновения музей находится в здании бывшей Аптеки горного ведомства.
Двухэтажное здание в стиле классицизма было построено в 1821 году по проекту известного уральского архитектора Михаила Павловича Малахова.
Горная аптека была знаменита не только своим архитектором, но и первым аптекарем Густавом Фридрихом Гельмом – учёным, много лет посвятившим изучению химии, минералогии и ботаники.
В музее представлены несколько экспозиций. Осмотр начинается со второго этажа со знакомства с предметами, выполненными мастерами Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики и Горнощитского мраморного завода в конце XIX начале XX веков.
С середины XVII века Екатеринбургская гранильная фабрика обрабатывает твёрдые породы поделочного камня – яшму, агат, родонит, топаз, кварц. Основным направлением деятельности фабрики стало изготовление предметов для украшения дворцовых интерьеров.
К разработке проектов привлекались известные архитекторы и скульпторы А. Воронихин, К. Росси, В Стасов, О. Монферран и другие. На фабрику из Петербурга присылались рисунки и чертежи, по которым мастера творили произведения искусства.
Самая большая ваза в экспозиции – ваза из калканской яшмы. Работа по созданию ваз-гигантов требовала большого количества времени и иногда длилась более 10 лет.
Выполнялись на фабрике и крупные заказы. Один из них – мозаичная карта Франции, выполненная из различных уральских камней к Всемирной выставке 1900 года в Париже и подаренная императором Николаем II правительству Франции. В экспозиции музея находится копия этой карты.
Последним грандиозным заказом Екатеринбургской фабрики было каменное убранство храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге, возведенного на месте убийства императора Александра II. Фабрике было поручено украсить камнем клиросные киоты, сень, балюстраду. Проект храма и его оформление утверждал император Александр III, и главным требованием было выполнить архитектуру и интерьеры в русском вкусе XVII века.
Но самые удивительные и самые милые вещицы, на мой взгляд, популярные в XIX веке каменные шкатулочки, рамки и пресс-папье в виде пластин и объемных композиций из фруктов и ягод, выполненные екатеринбургскими мастерами «в свободное от основной работы время».
На Всемирной лондонской художественно-промышленной выставке, где впервые было представлено ювелирное и камнерезное искусство, публику поразили изделия уральских мастеров. Предметом разговоров стала шкатулка, украшенная каменными ягодами.
Мастерам каменных ягод посвятил свой сказ «Хрупкая веточка» П.П. Бажов.
Огранка самоцветов – одно из направлений камнерезного искусства. Камнеобрабатывающий промысел на Урале начался именно с огранки самоцветов: аметистов, горного хрусталя, раухтопазов. В середине XIX века даже сложилась традиция так называемой «Екатеринбургской грани», которая ценилась наравне с работами лучших европейских мастеров.
Какой Урал без малахита?! А уж тем более, музей камнерезного искусства! И он здесь есть!
В малахитовом зале представлены изделия из этого красивого зелёного рисунчатого камня.
Малахитовой эпохой в камнерезном искусстве стала первая половина XIX века, когда этот камень стал символом русского богатства. В 1810 году были открыты Меднорудянский, а затем Гумешевский рудники, которые не имели равных себе ни по масштабам запасов, ни по красоте камня. Гумешевский малахит являлся самым качественным и использовался для изготовления чудесных ювелирных украшений. Этим малахитом отделаны залы Зимнего и Версальского дворцов, Исаакиевского собора.
Неповторимый рисунок камня делает уникальным каждый предмет.
А знаете, как получается такая красота? Оказывается, малахит довольно хрупкий камень и большие предметы сделать из него невозможно!
— А как же огромные малахитовые чаши? Например, в Эрмитаже? – спросите вы.
После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать. Далее пластины наклеивались на основу и шлифовались. Искусство русских мастеров было настолько совершенным, что создавалось впечатление абсолютной монолитности изделия даже при близком рассмотрении!
Особое внимание в Малахитовом зале привлекает к себе большая минералогическая горка второй половины XIX века, в которой представлено около ста разновидностей уральских поделочных камней.
Такие минералогические коллекции впервые в России стали делать именно уральские камнерезы.
Современное камнерезное искусство в экспозиции музея представлено авторскими произведениями.
Просто изумительные фигурки, выполненные из поделочных камней!
А вот эта композиция под названием NO COMMENT меня даже повеселила.
Широко представлены также ювелирные изделия современных мастеров. К сожалению, фотографировать через стекло было очень сложно, очень много фотографий пришлось отбраковать, но поверьте – изделия прекрасны и интересны.
А теперь мы пройдем с вами в святая святых – Изумрудную комнату. Вход сюда, как и в Золотую кладовую, возможен исключительно с экскурсоводом. Когда мы пришли в музей, выяснилось, что необходимо заранее записываться на экскурсию, но пока мы ходили по залам музея и восторгались изделиями из поделочных камней, нас нашла кассир и предложила присоединиться к экскурсии, которая начнётся вот буквально через несколько минут. Я думаю, что и трёх раз не надо, чтобы угадать – согласились ли мы :).
Изумруды – одни из самых редких самоцветов: часто бывают даже дороже бриллиантов. Наши предки считали изумруд камнем мудрости, хладнокровия и надежды.
А вы знали, что чистота изумруда – не самый важный критерий его оценки?! При покупке, наоборот, советуют отдавать предпочтения камням с включениями, гарантирующими подлинность минерала. Прозрачные и чистые кристаллы очень редки. Добываемое количество таких экземпляров в год насчитывается единицами, и оцениваются они в десятки тысяч долларов за карат.
В России изумруды классифицируют на три категории качества:
Первая – включения и трещины заметны только при десятикратном увеличении;
Вторая – с незначительными вкраплениями, обуславливающими сгущение цвета на отдельных участках, трещинки незаметны невооружённому глазу;
Третья – минералы, содержащие заметные сколы, скопления включений, но пригодные для огранки.
Из богатых трещинами и вкраплениями образцов обычно делают кабошоны или изумрудные жемчужины.
Непрозрачные кристаллы, которые называют «изумрудной зеленью» — непригодны для ювелирных целей.
Изумрудные копи были открыты крестьянином Белоярской волости Максимом Кожевниковым в 1830 году, а уже в январе 1831 года под руководством исправляющего должность командира Екатеринбургской гранильной фабрики и Горнощитского завода, обер-гиттенфервальтера Якова Коковина были начаты горные работы и заложены первые прииски – Сретенский, Троицкий и Мариинский.
В экспозиции Изумрудной комнаты представлено около 400-от экспонатов из фондов музея. Среди них минералогические образцы изумрудов и уникальные именные штуфы «Новогодний» и «Звездарь».
Изумрудный штуф «Звездарь» (на фото в середине) найден в 1990 году, внесён в список крупнейших изумрудных штуфов, найденных на Малышевском (Мариинском) месторождении – общий вес 4150 каратов, длина 9 см. Он представляет собой уникальный образец, по своим качественным характеристикам относящийся к Первой категории.
Крупные размеры, темный цвет и кристалломорфологические особенности штуфа «Новогодний» (справа) также позволяет отнести его к разряду уникальных.
Также в коллекции Изумрудной комнаты представлены великолепные образцы бериллов, аквамаринов и прочих драгоценных камней Малышевского месторождения разной чистоты и огранки.
Среди них – александриты. Уральские александриты являются лучшими в мире – они имеют яркий и насыщенный цвет.
Сегодня это один из редких драгоценных камней. Самоцвет назвали в честь Александра II, так как обнаружили минерал накануне совершеннолетия царевича. В настоящее время над поиском, добыванием и перевозкой драгоценного александрита проводится такой же строгий контроль, как и над алмазом.
Нам продемонстрировали, как камень меняет цвет при различном освещении. Жаль, что это было очень трудной снять… В общем, не получилось. Поэтому я взяла картинку из интернета.
Ещё один образец необычного камня представлен в экспозиции – фенакит. Об этом камне мало, кто знает, он почти не известен на рынке драгоценных минералов.
Его не случайно называют уральским алмазом – природа подарила ему блеск и сияние самых знаменитых драгоценных камней. Порой отличить его от бриллианта не под силу даже опытному ювелиру.
Нашли минерал на Урале почти два века назад и при описании дали ему весьма необычное имя, которое с греческого переводится, как «обманщик». Почему? За схожесть фенактита с горным хрусталём… а ещё с апатитом… и с топазом… и другими камнями. Иногда его путали с кварцем и сбрасывали в отвалы.
Интересная особенность минерала проявляется в способности терять, а затем восстанавливать свой цвет. Карл Фаберже использовал камень в создании своих утончённых украшений.
Но в Советском Союзе фенактит нашёл своё призвание в сфере совершенно далёкой от ювелирного искусства. Именно фенакит, добытый в горах Урала, в годы индустриализации стал основным полезным ископаемым для СССР. Его ценили намного выше, чем знаменитые изумруды.
Связано это с тем, что камень использовали как главное сырьё для производства бериллия, который до сих пор носит статус стратегического металла для страны. В 30-е годы его начали использовать как компонент в изготовлении танковой брони вкупе с легированной сталью и никелем. Сегодня бериллием покрывают различные системы современных танков, чтобы улучшить их защищённость, не увеличивая при этом веса. Бериллий, получаемый из фенакита, прочнее стали, в три раза легче алюминия и при этом выдерживает резкие перепады температур. Кроме того, он незаменим и при строительстве космических кораблей.
И всё же, как находясь среди такого количества драгоценных камней, нельзя не упомянуть о ювелирных изделиях!
Но и на Изумрудной комнате наш день не закончился! Переговорили с экскурсоводом о возможности попасть в Золотую кладовую, и она пообещала уточнить у директора. Не прошло и пяти минут, как к нам вышли и предложили оформить экскурсию, что мы и побежали делать.
В Золотой кладовой представлена достойная коллекция русского серебра, в основном столового. Все предметы снабжены клеймом, позволяющим достаточно точно определить время и место изготовления.
Роскошная ваза для фруктов из ограненного стекла в серебряной оправе, с ручками в виде фигурок лебедей с изысканным изгибом шей и тончайшей отделкой деталей, выполнена в одной из известнейших мастерских Петербургского отделения фирмы Фаберже – мастерской Ю.А. Раппопорта.
Замечательными по качеству предметами представлено эмальерное направление в русском серебряном деле.
Виртуозное владение ювелирными техниками позволяло мастерам ведущих фирм имитировать в серебре другие материалы: плетение из лозы и бересты, холст, старую смятую ткань или кожу.
Для середины XIX века характерно появление предметов с, так называемыми, дутыми деталями, выполненными с целью экономии металла и создания объемных композиций при небольшом весе. Как пример – брошь с жемчугом.
Золотая подкова с бриллиантово-сапфировыми «гвоздиками» соединена с платиновыми «удилами».
В музее сложилось большое собрание произведений современных уральских ювелиров, основателей и продолжателей традиций уральской ювелирной школы.
И, конечно, золотые самородки.
Восхитительные, дивные, бесподобные, великолепные! – такими эпитетами награждали мы произведения высочайшего ювелирного искусства, переходя от витрины к витрине. И снова посетую, что множество фотографий пришлось отбраковать.
И в заключение, мы посетили Бажовский зал. Основой экспозиции зала является серия из 11-ти лаковых панно по мотивам сказов уральского сказочника.
Панно выполнены в традициях искусства мастеров Палеха.
Для самых юных посетителей музея в этом зале проходят экскурсии «Первое знакомство с музеем», костюмированные экскурсии «В гостях у Хозяйки Медной горы», изготовлены специальные сидения-качалки: лошадки и петушки.
Мы покидаем это удивительное место, находясь под огромным впечатлением! И, если вы спросите меня, стóит ли тратить время на этот музей, я отвечу – обязательно!
- Адрес:
г. Екатеринбург, проспект Ленина, 37
- Дополнительная информация:
Режим работы:
среда, пятница — воскресенье 11.00 — 18.00
четверг 12.00 — 20.00
понедельник, вторник — выходные. - Телефон:
7 (343) 371-24-62
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Екатеринбург
- 22 июн 2021, 23:21удалитьТоже бы с удовольствием пошла в такой музей!
- 23 июн 2021, 04:39удалитьОчень интересно, узнал много нового для себя! Даже пришлось уточнять в Википедии что за "зверь" такой обер-гиттенфервальтер...
- 23 июн 2021, 11:54удалитьВесьма богатая экспозиция! Во всех смыслах!
- 29 июн 2021, 12:11удалитьЯ тоже люблю такие прекрасные музеи!
Спасибо, Лена! - 4 июл 2021, 22:37удалитьСовершенно фантастический и потрясающе красивый музей... Изумрудные копи на Урале были открыты в 1830 году и в 1831 уже начали добычу... Удивительное совпадение с годом написания Пушкиным его "Сказки о царе Салтане" — тоже 1831 год "ядра чистый изумруд..."
- 4 июл 2021, 23:14удалитьНадо же! А я даже не задумалась над таким совпадением! И, скорее всего, не случайным!
- 4 июл 2021, 23:27удалитьПушкин мог вполне вдохновиться открытиями на Урале и я уверен что об этом писали в газетах того времени
- 15 июл 2021, 17:19удалитьКакой богатый музей, спасибо за фото и рассказ, отражающие его особенности и экспозицию
- 15 июл 2021, 23:44удалитьТам очень красиво! Фотографий могло бы быть больше, но пришлось многие отбраковать — блики и отражения в стекле :(
и ладно бы свои, а то чужие :)))