Эфиопия Ч 1
Парень прыгнет, не переживайте, он такой день целый год ждёт,"-утверждает наш гид Андом. Действие набирает оборот. К деревне приближаются новые мужчины, каждый держит в руках десяток тонких прутьев. Старухи разливают своё варево в тыквы и угощают у главного входа гостей. Мужики выпив напиток, под неимоверный шум и крики, заходят в деревню.
Девушки и женщины начинают что-то петь и плясать перед ними. Здесь происходит невероятное, женщин бьют прутьями по спинам. Один прутик- один смачный удар. На телах появляются новые кровавые раны, бабы просто просят лупить их. У многих спины не зажили со старых "свадеб", а здесь новая. Хамерши выплёскивая боль дудят в рожок, отчего хочется заткнуть уши и закрыть глаза.
"Это каждый муж учит свою жену. Бьёт, значит любит, чем больше шрамов, тем красивее женщина" — поясняет наш гид.
Вдруг на какое-то время всё затихает. Теперь настало время жениха. Мужчины отводят его в сторону. На земле расстилают большую шкуру, будущий молодожён ложится на неё. Один здоровый парень садится ему на грудь, другой на ноги, третий зажимает голову. Дальнейшее мы не видим, хамеры плотным кольцом своих тел специально закрывают происходящее. Что это, обряд обрезания? Нет, это другое.
В лесах Африки жизнь сложна и без поддержки, одному человеку не выжить. Только взаимовыручка, товарищество, честность, вот так живут между собой хамеры. Жених в этот момент даёт клятву своим родным, своей деревне, своему народу. Что говорит можем только догадываться....., но клятвы он не нарушит, не сомневайтесь.
Толпа расступается, жениху помогают встать. Теперь брачующийся, побитые жёны, мужчины, дети и все мы выходим за деревню. Подростки под улюлюканье и крики гонят стадо коров. Животных окружают толпой, бьют хворостинами, дудят в рожки, поют какую-то песню. Быкам всё это не нравится, они начинают метаться, ища выход между людьми. Азарт фотографа толкает меня вперёд, хочется заснять каждое мгновенье, ведь происходящее не театр, а реальная жизнь. Тут я вижу, как огромный бык несётся на меня и через мгновенье проткнёт мой живот. Страха нет, очень ясно видится как всё должно произойти. Спасает меня парнишка лет 14.
Он буквально повис на рогах, отведя от меня гнев животного. Десять быков строят в один ряд, за рога и за хвост их держат мужчины. Как может инвалид их всех перепрыгнуть? Нужно просто видеть с какой заботой, вниманием и лаской поднимают хамеры жениха и осторожно передают его из рук в руки, сажая на спину каждого быка. Это не важно что парень не показал свою молодецкую удаль. Его племя показало, как оно любит и дорожит каждым своим членом, и человек будет верен племени до конца.
Затем жених уходит ночевать в лес. Его отец завтра приведёт ему невесту на свой выбор, заплатив за неё коровами. Ведь это именно отец решает когда нужно сыну жениться. Девушки у хамеров до свадьбы ведут активную половую жизнь, но как-то предохраняются. Быть девственницей считается не почётно, но после свадьбы она собственность мужа и принадлежит только ему.
Если девушка выходит замуж, ей одевают два больших металлических полукольца на шею, в виде подковы. Старшая и любимая жена (у хамеров многожёнство) носит вдобавок кожаный ошейник с небольшой ручкой. Я вначале не знал об этом, думал просто украшение и купил одно полукольцо, затем пришлось докупать второе и конечно ошейник, что бы моя жена на меня не обижалась.
В Южной Америке я не был, но читал, что там было племя обходившееся без денег. Каждый выполнял свою работу, которую им назначал касик (вождь). С приходом испанцев появились деньги. Люди вступили в товарно-денежные отношения. Касик распределял вознаграждение за работу и всем стало казаться, что именно ему не доплачивают. Так племя распалось. Я видел как ругались хамеры на базаре в Турми. Конечно в 21 веке человек не должен жить в первобытных условиях, но с приходом глобализации что-то теряется во взаимоотношениях людей как в России, так и у хамеров в Эфиопии.
Мы вернулись в кемпинг. Повар приготовил мясо купленного утром к козлёнка с макаронами. Все поели и легли спать. Под утро пошёл дождь, вода затекла в палатку, лагерь проснулся на рассвете. А моего пробуждения с нетерпением ждали дети из окрестных деревень. Вчера я поиграл с ними и они привели своих братьев и сестёр, что бы я их всех напугал своей маской. Просьбу пришлось исполнить.
У нашей Тойоты барахлит стартер, Теди дёргает нас тросом и мотор заводится. Местные ребята помогают собрать палатки и матрасы. Маршрут теперь в сторону города Джинка. Николай Баландинский попросил Любу заехать в небольшую деревушку хамеров и передать подарок. Тут выясняется, что презент в виде матрёшки, педназначен девушке Торе (именно её я хотел сфотографировать в Турми), она дружит с Николаем.
Я и все члены нашей экспедиции решили поискать здесь очаровательных детей мулатов. Тору удалось сфотографировать, она не замужем, полуколец на шее нет и по спине её не били, а детей мулатов мы здесь не нашли. Жена Баландинского может быть спокойна. Хотя надо признаться вкус у него есть!
Делаем остановку в городке Джимека. Очень интересно наблюдать как три народа Цамай, Бенна и Хамеры приходят в это место и торгуют между собой. Если попадёте сюда, знайте самый ходовой товар маленькое зеркальце, девушки обожают себя рассматривать. Далее наш путь через земли народности Бенна. Опять спускаемся в низину. Начинают мелькать размазанные в белый цвет голые мужики. Точнее если человек намазан, значит одет. Краской им служит сок дерева Фиворти. Это светлозелёное дерево всегда имеет один чёрный сухой сучок, растёт в местах где бывает лихорадка. Аборигены используя краску защищают себя от этой болезни.
Женщины Бенна весьма агрессивны. Я сфотографировал горы и быстро побежал к машине, мы очень спешили. Вдруг слышу дикий крик, дорогу перегораживают бабы с камнями в руках, требуют два бырра, считая что я снимал их хижину. Очень злые и маска, наверно, их не остановила бы, так и пришлось заплатить.
Впереди опять горы, земля стала красной. Интересно, что городок здешний "Кай Афер", так и переводится "Красная земля". Здесь живут Бенна и Цамай, они дружат между собой и ненавидят племя Мурси. Мурсики уже где-то близко. Совсем рядом и Джинка. На дороге пошло движение: ослики с грузом, Женщины с хворостом, проезжают и грузовые машины.
Основная народность Ари занимается земледелием. Вот и плакат "Добро пожаловать в Джинку", но нас не пускают, за въезд нужно заплатить. Андом показывает бумажки, что мы платили. В общем развели нас, платим вновь. А на другой стороне плаката красивая девушка советует, купить при отъезде из Джинки презервативы определённой марки.
Джинка городок интересный. Расположен на склоне небольшой горы. Взлётное поле аэродрома плавно переходит в главную улицу- "африканский бульвар", который имеет две полосы движения. Между ними деревья и кустарники огорожены колючей проволокой, что бы гуляющие коровы и козы не поедали их. Упирается бульвар в гору, на вершине которой музей и очень красивый вид на окрестности. Есть в Джинке одна мечеть и четыре церкви. В хороших отелях места были заняты.
Мы остановились в больнице Красного Креста. Твёрдую звезду этой ночлежке можно присвоить. Повар стал заниматься ужином, многие хотели отдохнуть, ну а я пошёл погулять. Налетела ватага ребят:"Ю ван бырр.... Ю ван бырр". Я даже не думаю, что им один бырр от меня нужен, просто такая форма общения с иностранцами. Как караул меняется, так и одни дети меняли других, после моего моего перемещения из одного квартала в другой.
Я перестал обращать на них внимание. Отстала детвора когда я зашёл в кафе, где делают свежевыжатые соки из папаи, манго, ананаса, авокадо. Очень вкусно и не дорого, один стакан 4-5 бырр.
День и ночь поменялись, взошла полная луна и осветила всю Джинку. Народ местный ложится с закатом и встаёт с рассветом, а мы до 12 ночи не спали, делились впечатлениями. Так девушка Саша увидела, что здесь вместо такси используют тачки с одним колёсиком, на каждой из которых гос. номер. Профессор-энтамолог Михаил, разглядел редких бабочек. Эдику и Николаю предложили траву "почти даром". Всю ночь кусали комары, а я уж думал их здесь нет, то вдруг начинали петь петухи, то лаять собаки. Под утро, словно извиняясь, запел мула. Громко, но как-то тоскливо и одиноко звучал его голос.
Завтракаем и выезжаем в Национальный Парк "Маго" к народу Мурси. Дорога через покрытые лесом горы, затем деревья резко пропадают, становится жарко, значит мы спустились в долину. Природа Эфиопии Похожий на кошку оленёнок дикдик перебегает дорогу. Крупных животных здесь нет, их всех давно съели. Птицы и звери африканской страны - Эфиопия Главные экземпляры человеческого роду, люди называющие себя Мурси.
Наши машины подъехали к пропускному пункту. Дорога была перегорожена верёвкой, два охранника с автоматами стали переговариваться с Йяя. Дальше без сопровождения не пускали, нужно брать рейнджера с собой к Мурси, стоит это 60 бырр. Что может сделать один рейнджер с карабином, хотя бы против двух автоматчиков, нам было не понятно. Были случаи, когда после обеда, попив местного пива, Мурси стреляли в туристов. Пьют они часто и всегда в обед. Мы прибыли как и все нормальные люди с утра, поэтому я не волновался.
Джипы остановились возле пяти соломенных домиков. Вход внутрь везде один, как норка зверя жилище Мурси не имеет порожка при входе и окон. Это пограничная деревня, здесь они покупают товары у посредников и зарабатывают на своей внешности, вглубь их территории попадать рискованно. Только мы вышли из машин к нам подлетела толпа женщин, мужчин и детей. Они хватали всех за руки, тыкали пальцами себя в грудь:"Ван фото ту бырр... Ван фото ту бырр..."
Как мог я старался защитить жену, сразу отвёл в сторону двух самых агрессивных мужиков и сфотографировал их. Все фотографы и фотомодели постоянно перемещались по деревне, я стремился заснять самых колоритных Мурси. Под ногами постоянно крутились мелкие мурсята, их шанс получить два бырра был равен нулю, они ни чем не отличались от других детей Африки.
Глаза у Мурси маленькие и злые. Почти все они ходят босиком, или в сандалях из покрышек. Ниже пояса носят какие-то тряпки в виде юбок. Мужчины с оголённым торсом, вооруженны автоматами, в крайнем случае карабин. Больше всего удивляет головной убор. Это какой-то ремень-ошейник с висюльками и коровьими рогами возле ушей. Лицо они мажут в белый цвет. За право считаться вождём бьются до полусмерти на палках, кто победит, тот главный. Враг и турист должны Мурси уважать и бояться. У нас в группе был Юра, имевший на теле много тату, к нему они проявили необыкновенное почтение.
Как и большинство мужчин, дамы бреют голову наголо, а топлес ходит пятьдесят на пятьдесят. От красоты груди это не зависит. Многие женщины делают татуировки на теле из небольших шрамов, рисунок выполняет старший брат, когда девушка достигает половой зрелости. У нас в России есть свои Мурси — Сергей Зверев и компания, но как всё же хорошо, что не пришла к нам женская мода разрезать нижнюю губу, растягивать её подвешивая грузик на крючке, вставлять затем круглый диск тарелку всё большего и большего диаметра. Даже непонятно когда их барышни "красивее", с вставленным диском или с висящей нижней губой. Я купил две таких тарелки по 5 бырр каждая, они оказались хрупкими и раскололись, но это было потом.
Рядом с основной деревней ещё одна в три домика, мы с женой туда ходили. Старухи на большом камне толкут малым камнем зерно, превращая его в муку. Фотографировали их тоже за бырры. На обратном пути увидели как на корточках сидит мужик Мурси и справляет естественную нужду. Он предложил за два бырра запечатлить процесс, я отказался, человек грустно отвернулся, продолжая своё, теперь уже совершенно точно, бесплатное дело. Подошли ко мне две колоритные местные женщины, я показываю, что осталось всего два бырра, но цену они не снижают.
Тогда прошу их обеих полностью оголить грудь, с серьёзным видом щупаю одну, затем другую и выбираю себе для последнего фото ту, которая побольше. Обнимаю через плечо за грудь, жена меня с ней снимает. Сам вижу, что от такой моей наглости глаза у бабы налились кровью, вдруг укусит или мужа с калашниковым позовёт. Достаю из кармана заначку, бусы из искуственного жемчуга. Надеваю на неё, и вдруг чудо, свирепая Мурси мне улыбнулась. Я ей говорю спокойным ласковым тоном:"Ты красивая! Мурся очень красивая!" Тут она вообще расцвела улыбкой, её тарелка с нижней губой вверх сразу уехала. А меня жена решила поскорее в машину увести.
Мы увозили от Мурси бесценные снимки, где они держали в руках бумажки с поздравлениями Саньков, Валер, Ирин, оставшихся в Москве мужей...... Одна дама на фото держала в одной руке ребёнка, а в другой руке плакатик, угрожая Валере подать на алименты и приехать в Люберцы. Сфотографировал её сами понимаете кто, и идея сами понимаете чья. Через пару километров от деревни встретилась группа голых-раскрашенных мужиков. Я разделся до трусов и встал с ними в один ряд. Хороший кадр получился.
Въезд в парк бесплатно, а за выезд надо платить. Уже начинает напрягать местный менталитет. Каждый эфиоп видя белого считает, что нужно содрать денег, вначале договариваешься на одну цену, затем она возрастает. Европейцы и американцы в этот регион деньги вкладывают неохотно. Понимают что могут кинуть их местные жители.
Ночь в Джинке. Опять комары. В палатках спать лучше. Утром через Кай Афер движемся в Арба- Мынч. Делаем остановку, тут я замечаю, у нашей Тойоты капает жидкость. Йяя определяет, что потёк радиатор. Запасов воды совсем нет, мы на это не расчитывали. Заливаем всю оставшуюся питьевую воду в систему, а ехать ещё очень много. Йяя мчит как бешенный. Дорога показывает нам справо и слево множество термитников, похожих на кулак с оттянутым вверх средним пальцем.
Пересекаем реку Уэйто, племена Цамай закончились, территория Консо. Жидкость продолжает уходить, температура подниматься. Йяя находит какую-то лужу. Набираем там воды, засыпаем пачку чая в радиатор и мчимся дальше. Нам нужно дотянуть до места, где Консо джип задержали. Из под капота пробивается пар, температура почти критическая.
Как называется речка я так и не узнал, но место это запомню надолго. Мы остановились, я сделал большую глупость, вышел из джипа и оказался в окружении 10-15 человек. Народ здесь очень бедный, машины пролетают не останавливаясь. Первая реакция, они меня изучают. Сейчас один крикнет:"Ю ван бырр" и меня просто порвут. Нужно что-то предпринять и как-то их отвлечь. Надеваю маску, но тут я просчитался. Эфиопские мужики могут испугаться, голодные женщины самого чёрта не бояться.
Перевожу всё в шутку, а Народу всё прибывает, уже вокруг человек 40-50, хотя прошло не более двух минут, как мы остановились. Начинаю пускать мыльные пузыри, это занимает ещё 30 секунд. На телевидении каждый сюжет в репортаже должен длиться не более 20 секунд, иначе теряется интерес зрителя. Помня об этом начинаю выкрикивать громко всякую ерунду. Почему так копается Йяя. Изображаю фокусника, достаю, у ребёнка из штанов игрушку, маленький брелочек и отдаю ему.
Меня уже начинают хватать руками. Выбрасываю из кармана ещё один брелок в одну сторону, мыльные пузыри в другую. Вокруг уже человек 60-70, они теряют на этот момент меня из виду. От 10 Консо, соответственно от 20 рук кое-как отбиваюсь, запрыгиваю в джип и мы резко трогаем. Толпа понимает что её обманули. Так убегает из театра плохой актёр. Вся остановка заняла 3-4 минуты, но как долго они тянулись.
Приезжаем в Арба- Мынч и сразу темнеет. Размещаемся в хорошем 3х звёздном отеле. В ту ночь я уснул как подкошенный.
Отель удачно расположен, с видом сразу на два озера, Абая и Чама. Между ними гора, за ней Национальный парк, и следующий день мы выезжаем на сафари в это место. Интересна сама по себе дорога. В начале любуемся островками на озере Чама, затем джипы штурмуют гору, и вот прекрасный вид на коричневые воды Абая. Андом рассказал, что за озером Чама, там где нет дороги, живут совсем дикие племена, к ним нужно плыть на лодке.
Ну а животных в Эфиопии почти нет. Мы видели зебр, косуль, антилоп, Птиц, но всех мало и издалека. В конце парка, возле крутой горы, есть горячие источники. Я пил эту воду, вкус своеобразный, а Дина полоскала больной зуб. Может и совпадение, но ей помогло.
На следующий день выезжаем из отеля. У нас на руках билеты на самолёт из Арба- Мынча в Аддис- Абебу и затем в Гондар. Но случается непонятное. Вначале объявляют, что нет места Андому, мы начинаем возмущаться. Андом предлагает всем отказаться лететь, продавить лётчиков. Далее совсем интересно. Эфиопы заявляют, что берут только 9 пассажиров, так как самолёт перегружен.
Эфиопия Ч 3