Эфес — одно из интереснейших исторических мест в Турции. На сегодняшний день этот древний город не является объектом ЮНЕСКО, но в список кандидатов на включение (предложенный правительством страны), он внесен самым первым еще в 1994 году.
В этой заметке только малая часть кадров, которые я сделал за пару часов прогулки под палящим июльским солнцем.
Экскурсия с гидом, конечно, здесь интересней, ведь от него вы услышите множество исторических деталей и подробностей, не описанных в общедоступных источниках.
Но видимо из меня плохой слушатель, поэтому и в этот раз я выбрал самостоятельное знакомство с древними развалинами. Кстати, это общественный туалет. Сюда уж точно я люблю ходить один:)
Центральная улица Эфеса заполнена толпами туристов. Сделать хороший кадр, там практически не возможно.
Но стоит отойти подальше и на фото уже никого.
Когда я шел по главной улице (на фото выше, там где много людей), то наблюдал некий кошачий бум.
Чуть ли не каждый идущий с камерой человек обязательно фотографировал это, не менее древнее по происхождению, чем руины — животное.
Я тоже поддался стадному чувству и сделал несколько своих кадров. Надеюсь, что я то точно не попал ни в чей снимок:)
Об истории Эфеса мы поговорим в отдельной заметке. Ниже есть общее описание этой исторической местности. Но вначале я хочу привести список самых основных достопримечательностей.
Одеон
Полукруглое сооружение, известное также как Малый театр, стоит на склоне холма, на север от агоры. Судя по надписи, его построил в 150 году н. э. Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение одеона — булевтерий, место заседаний городского сената. Первое крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочерёдно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений.
Архитектурное решение одеона аналогично классическим моделям: аудиториум с его двухъярусным полукругом рядов, разделённый на четыре основных сектора лестничными проходами; конструкция просцениума говорит о том, что строение было предназначено скорее для заседаний сената, чем для театральных представлений. Хотя существует версия, что театр вообще не использовался по причине отсутствия приспособлений для слива дождевой воды
Публичный дом
На указателе публичного дома по Мраморному проспекту был изображён след ступни. По одной из версий, публичный дом мог посетить лишь тот, чья нога была не меньше следа на мраморе. Здание публичного дома было расположено слева в конце Мраморного проспекта, оно датируется IV столетием.
В публичном доме тщательно следили за соблюдением правил гигиены и санитарных норм. Так посетитель должен был пройти к залу через узкий коридор для проверки с обязательным требованием относительно чистоты рук и ног. Для соблюдения гигиены в публичном доме имелись все необходимые условия и предметы. Заведение было построено в честь Афродиты. Главный салон имел мраморное покрытие и был украшен скульптурками Афродиты.
Библиотека Цельсия
Библиотека была построена в эпоху империи во время правления Адриана по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквилы, который пожелал посвятить её своему отцу Тиберию Юлию Цельсу.
Строительство началось в 114 г. н.э. и было завершено в 135 г. н.э. уже наследником Тиберия, который завещал большую сумму средств на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III века во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, который пощадил фасад здания. Однако в поздний византийский период фасад был разрушен землетрясением.
В 1960—70-х годах была проведена масштабная реконструкция фасада с целью придать ему первоначальный вид. Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, которые стоят на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированны попарно в четыре ряда и увенчанны капителями коринфского ордера.
Колонны верхнего яруса имеют меньшие размеры. Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трёх центральных пар. На нижнем этаже за сценично оформленною колоннадою видно три портала в обрамлении тончайшего орнамента, имитирующего рельефный фриз. Над порталами находятся три больших проёма окон. Вход в библиотеку начинался с 9-ступенчатой лестницы. На верхнем подиуме стояли четыре скульптуры, олицетворявшие Премудрость, Добродетель, Мысль и Познание
Большой театр
Большой театр находился в самом начале Портового проспекта, прилегая вплотную к холмам горы Панаир. Передняя и боковые части театрального здания окружены высокими стенами. Театральная сцена, представляющая существенную культурную значимость, дошла до нашего времени и имеет хорошую сохранность. Театральное здание было трёхэтажным с особым декорационным строем колонн, скульптурных памятников в нишах и изящных рельефных рисунков. Второй этаж театра был построен по приказу императора Нерона, а третий — императором Гальбой.
Здание театра было обнаружено в результате многолетних археологических раскопок. Последние строительные работы в театре были проведены во времена правления императора Траяна. Театр вмещал 25 000 зрителей и имел диаметр 50 м.
Проход, расположенный в верхней части здания, имел сообщение с улицей Куретов. Плиты и камни этого театрального здания, впрочем, как и в других случаях, были использованы при строительстве других зданий.
Художественная значимость этого сооружения довольно велика: не только как образца театрального здания, но и как места кульминации борьбы между христианами и идолопоклонниками. В первые годы христианства шло постоянное противостояние между теми, кто поклонялся Христу и Артемиде. В окрестностях этого театра происходили народные волнения на религиозной почве, в дело пришлось вмешаться городским службам
Так же к достопримечательностям относятся: Храм Адриана; Улица Куретов; Агора; Пританий; Дом Богородицы; Церковь Св. Иоанна; Дома на склоне холма; Саркофаги и др.
Эфе́с (лат. Ephesus, греч. Ἔφεσος, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции). Население города достигало 225 тыс. жителей.
Своей славой Эфес в большой степени обязан местному культу восточной богини плодородия, со временем отождествлённой с греческой богиней Артемидой. Поклонение богине идёт с незапамятных времён, но строительство посвящённого ей храма, одного из семи чудес света, началось в первой половине VI века до н.э. Семь чудес Древнего мира
Город был заложен на берегу Эгейского моря как портовый и быстро развивался за счёт торговли. Впоследствии море отступило от города, что и стало причиной его упадка. Сегодня развалины Эфеса находятся на расстоянии около 6 км от берега моря и скрыты под почти непроходимым болотом.
Эфес (в ином написании — Ефес) и его жители многократно упоминаются в Деяниях святых апостолов. Ефесская церковь фигурирует в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Эти книги, а также Послание к Ефесянам апостола Павла входят в состав Нового Завета.
В 1869 году английскими учёными были произведены первые археологические раскопки основанного Лисимахом города на горе, в результате которых миру была открыта красота античного города.
В настоящее время археологическая зона Эфеса, размером более десяти километров, находится в окрестности турецкого города Сельчук. В музее Сельчука собраны уникальные находки из эфесских храмов. Источник Википедия
P.S. понравились строчки
Руины, мрак, гроза да буйный ветер.
Ты сожалеть об этом не спеши:
Есть худшая из всех картин на свете —
С названием "Развалины души".