Миновав ужасную Кампалу, мы решили двигаться на восток к Джиндже, расположенной от столицы Уганды примерно в ста километрах. Честно говоря, когда мы строили наш маршрут, то Джинджу оставили напоследок. В окрестностях этого небольшого городка, который даже некоторые считают своеобразным угандийским курортом, есть два интересных места — исток Нила и водопады Буджагали, по которым обычно проводят рафтинги для туристов. Но так как сплавляться на плотах по водопадам мы не собирались, а об истоке Нила подумали, что это — не Бог весть какая важная достопримечательность (что мы истоков рек не видели, что ли?), то и ехать специально в Джинджу не собирались, подумав, что заедем сюда, когда будем возвращаться из восточной Уганды, если у нас останется время. Но карты легли так, что в тот вечер в Джиндже мы должны были встретиться с Романом и Оливией, чтобы на следующий день вместе поехать в деревни народности карамоджонгов, а они прибыть в Джинджу могли только к вечеру. В общем, мы решили не терять времени даром, и если уж оказались в Джиндже, осмотреть все местные интерестности.
А интересности встретили нас буквально сразу. Едва мы только подъехали к городу, как увидели плотину и мост через ярко-синий широченный Нил. Рядом с ним сидели огромные в человеческий рост аисты марабу и смотрели на проезжающий транспорт умными зоркими глазами. Это уже потом мы привыкли к марабу настолько, что, как и местные жители, даже перестали замечать их — марабу, несмотря на свой рост, считаются в Африке грязной, помоечной птицей, такой же по уважению, как наши вороны. А тогда, признаюсь, они меня даже немного испугали: как взлетит над тобой такая, замашет своими мощными крыльями да долбанет по макушки могучим клювом — и будет тебе мама не горюй! Все-таки размер имеет значение! :)
В центр Джинджи мы заезжать не стали, а повернули на развязке по указателю к истоку Нила. Вообще, что касается мнений, откуда берет свое начало Нил, то их есть очень много разных. Известно, что Нил вытекает из озера Виктория. А вот впадает ли он в него перед этим, никто толком доказать не может. Ну, а раз не может, то угандийцы официально решили, что не впадает, а значит, то место, где он вытекает из Виктории и есть его исток. Конечно, не все африканские страны с этим согласны, и, к примеру, Танзания считает, что исток Нила находится у них. Но мы были в Уганде, а потому Танзания была совершенно ни при чем, и мы ехали смотреть исток по-угандийски.
Конечно, кроме нас, увидеть это место мечтали и другие туристы. И хотя их было не так уж и много, угандийцы подсуетились и его осмотр сделали платным, хотя и не очень дорогим. Мы оставили машину на площадке и отправились к Нилу. Но прошли мы совсем не много и увидели другую площадку. На ней красовалась табличка с надписью, гласившей о том, что в этих местах Нил берет свое начало, течет через центральную и северную Уганду, Судан и Египет и впадает в Средиземное море. Рядом с табличкой стоял цилиндр с перечнем дружественных друг другу стран Африки.
А чуть ниже находилась лестница, ведущая к Нилу, с сувенирными лавками по обе ее стороны.
Мы спустились по лестнице и оказались на берегу. На ручей в этом месте Нил совсем не походил. Это была полноводная широкая река с островками по середине, разве что немногим уже того места, где мы ехали через нее по мосту.
У берега было пришвартовано несколько длинных рыбацко-пассажирских лодок-моторок — на таких часто перевозят пассажиров по рекам Африки и Юго-Восточной Азии. А напротив них в кустах стоял памятник Махатме Ганди, который завещал развеять после смерти свой прах как раз на истоке Нила, что и было сделано именно здесь.
Пока мы оглядывались по сторонам, а потом ходили к памятнику, нас заприметил один из владельцев лодок. Он подошел и предложил повозить нас по Нилу. Как выяснилось, настоящим истоком Нила это место вовсе не было. Исток находился чуть выше по течению, что логично, до которого нужно было идти на моторе минут пять-семь. Просто туда, иначе чем на лодке, было не добраться, и большинство туристов ограничивались как раз только этим местом. Мы же согласились, загрузились в лодку и отправились в путь.
Оказалось, что это не просто извоз, а еще экскурсия. Наш "капитан" на малом ходу, прежде всего, довел нас до островка на середине Нила и притормозил. Остров был сплошь покрыт нечто вроде мангровых зарослей с плотной листвой и ветвями.
Мы вгляделись в кустарник и увидели целую стаю птиц — небольших, с белыми грудками и серым оперением.
Птицы спокойно сидели на ветках и о чем-то чирикали.
Потом несколько из них взлетели, отлетели подальше от острова и от нашей лодки и стали кружить над водой. Неожиданно одна из них что-то увидела в реке и на огромной скорости бросилась вертикально вниз в воду. Через мгновение она вынырнула с мелкой рыбешкой в клюве! Браво! Мы чуть было не захлопали в ладоши от такого представления. Птицы, по всей видимости, были зимородками, или кингфишерами — королевскими рыболовами, как их называют англичане и местные угандийцы за их потрясающую способность охотиться на рыбу.
Ну, а мы снова двинулись в путь и вскоре причалили к другому острову, на котором сделали остановку. Этот островок был еще меньше предыдущего, но в отличие от него никаких мангровых зарослей на нем не было. Остров был практически голым. Но, несмотря на его совсем невнушительные размеры, на нем стояла маленькая избушка, паслись куры, а какой-то местный островитянин чинил рыболовные снасти под музыку из транзистора.
Конечно, этот островок не имел никакого названия, но зато вполне мог гордиться своим значением. Ибо он стоял на самом истоке Нила. И хотя Нил и был здесь так же широк, как и во всех прочих уже виденных нами местах, именно по этому острову проходила граница Нила и озера Виктория. И именно тут мы нашли щит с потертой надписью о том, что исток Нила находится здесь.
Ну, а потом мы вышли в озеро Виктория. Для пущей убедительности "капитан" бросил в воду листочек и сказал, чтобы мы понаблюдали за его движением. Листочек почти тут же замер на месте. Мы действительно были в озере, где вода не имела течения, а позади нас из него вытекал Нил и уносил свои воды на несколько тысяч километров на север!
Через десять минут мы уже снова были на берегу в том месте, где "капитан" взял нас на борт. В кафе неподалеку мы испили по стаканчику арбузного сока и поехали дальше — на водопады Буджагали.
Эти водопады находились примерно в 30 километрах от Джинджи. В этом месте Нил был довольно-таки широкий, очень шумный, бурлящий, и, по своей сути, водопады Буджагали, скорее, можно было назвать порогами, чем водопадами.
Ну, или в крайнем случае, водопадами каскадными — они в нескольких местах почти полностью перекрывали русло реки, а вода бурлила и перекатывалась на них с такой силой, скоростью и мощью, что над руслом реки даже поднялось небольшое облако из водяной пены!
Как я уже рассказывала, в этом месте туристам обычно организуют рафтинг — прямо у водопадов стоит хостел, где все желающие получают плот и инструктора, надевают каски и спасательные жилеты и отправляются покорять Буджагали. По описаниям, впечатления будоражащие (я вообще, если честно, не понимаю, как можно пройти по этим водопадам — в некоторых местах на них даже смотреть страшно!). Правда, этот рафтинг, по всей видимости, очень скоро здесь прекратится. Правительство Уганды приняло решение о строительстве неподалеку от водопадов гидроэлектростанции и плотины. Открыть ее должны были еще осенью 2010 года, но из-за того, что строительство затянулось, пока что не открыли. Тем не менее, она уже почти достроена, и это случится вот-вот.
На Буджагали мы приехали уже под вечер. Но, несмотря на это, когда мы стояли на берегу и смотрели на бушующие потоки, к нам подошла пара подростков и предложила свои услуги по рафтингу. Они предлагали нам не только плот, но и стать нашими инструкторами. Нашим словам, что сплавляться мы не хотим, ребята сначала не поверили, потому удивились и, в конце концов, начали выспрашивать почему? По всей видимости, приезжающих на Буджагали иностранцев, кои отказывались от рафтинга, они до сих пор еще не встречали. Раза с двадцатого, поняв, что на плотах мы не поплывем, один из них, поднялся на один из каскадов, там сел в маленькую лодку типа каноэ и по водопаду спустился к нам.
— Ну как? — спросил он.
— Молодец! — ответили мы.
— А хотите я так на канистре спущусь? Я привяжу себя к канистре и брошусь в воду. Это опасно! Вам будет, на что посмотреть!
Это действительно было опасно. Говорят, несколько лет назад один такой смельчак погиб на Буджагали, как раз когда исполнял этот трюк. Водопад развернул его, опрокинул лицом в воду и со всей мощи ударил о камни. Парень умер, не приходя в сознание. Мы знали о том случае, а потому и в этом отказали подростку.
Но ребята были неутомимы, они ходили за нами, не отставали ни на один шаг, снова начали предлагать и все время предлагали и предлагали рафтинг. Вместе с ними мы любовались закатом над Нилом, вместе с ними фотографировали пороги, вместе с ними лазали по камням на берегу, выбирая лучшие места для обзора и лучшие ракурсы для фотографий... Когда же мы снова садились в машину, чтобы отправиться в обратный путь, ребята по-прежнему смотрели на нас удивленно. Они, видимо, так и не поверили, что мы приезжали на Буджагали не за рафтингом!
Фотографии можно посмотреть здесь:
К истоку Нила - часть 1. Нил
К истоку Нила - часть 2. Водопады Буджагали