Это был один из первых весенних дней, совершенно обычный — я гуляла с детьми "по стандартной программе": мы зашли в магазины и на почту, порисовали на асфальте, покатались на качелях и т д, немного перекусили в кафе, снова побегали-попрыгали и вот-вот собрались домой.
Поехали на машине с мужем — и почти у самого дома решили продлить прогулку. От нашего дома вниз идет старая автодорога, которой пользовались раньше, до строительства Джермукского моста и которой соответственно пользуются сейчас лишь изредка.
Дорога очень живописная. Она идет по берегу Кечутского водохранилища, проходит мимо старых советских санаториев и пионерских лагерей с замысловатыми названиями типа "Электрон". Конечно, всё это сегодня заброшено. Но я отвлеклась...
Хотя высота снижается, снега тут еще немало. Потому что ездят изредка, как я сказала. Колея узкая и мы иногда шуршим по снегу, застреваем между сугробов.
Горы вокруг очень высокие, камни — суровые.
А вот весенний оползень. Вода камень не только точит, но и несет. Вот такие глыбы с таянием снега, с весенней водой обретают ноги и скорость.
Вообще вода повсюду. Трудно сказать, какое богатство Джермука значительней — воздух или вода. Оба чистые и целебные.
Шум водопадов оглушительный.
Этот "ручей" заливает всю дорогу и впадает в водохранилище.
А вот и цель нашего пути.
Честно говоря, я тут в первый раз. Много раз проезжала и недоумевала, почему тут толкутся люди, особенно много тут бывает летом детей и подростков, которые ходят из города пешком.
Это пещеры, несколько расщелин в горе, узкие и широкие.
Церковь в Джермуке появилась совсем недавно, 5 лет назад. А до этого все горожане ходили молиться и ставить свечи именно сюда. Пещера эта носит название Пилькяс (Փիլքյասի) и считается святым местом. Есть несколько легенд о происхождении названия и святости пещеры.
Места эти были когда-то населены — вероятно, именно те равнины, где в советское время поставили санатории. Один мужчина по имени Кяс (возможно, тюркское имя) на лошади падает с горы вниз, в это самое место. И он, и лошадь ломают ноги. Мужчина увидел родник у входа в пещеру, он омыл себя и коня этой водой и они исцелились, снова смогли идти. Падая с горы, Кяс кричал: "Спасите Кяса" — "пркель кяс", "пахель кяс"; потому место стали называть "Пилькяс", более удобно для произношения. И место, и воду считают с тех пор святыми.
Или другая история. Одна азербайджанская семья жила тут и во время войны бежала, второпях забыв в пещере ребенка. Спустя время отец вернулся за сыном, который остался жив и невредим. Конечно, это не могло случиться без воли и благодати Бога.
Другие говорят, что во время землетрясения в пещере спаслась девушка.
Никто из местных не может уверенно сказать, к какому веку относятся эти легенды и как давно место считается паломническим. "Очень давно" — это может быть и сто лет назад, и триста, и тысячу. А может это и правильно — святость нужно воспринимать априори, без фактов.
Сейчас в пещере мы видим обломки хачкаров и барельефов. Вероятно, их принесли сюда из других мест, пытаясь облагородить пещеру и придать ей не только духовные, но и физические атрибуты святости. И всё, что заменяет в таких местах иконы.
Сейчас зайти в пещеру невозможно — там полно льда. Но на стенах видны огарки свечей. Говорят, загаданные в пещере желания сбываются. Но нам в этот раз не повезло. Так что придется вернуться.
Обычное дело для святых мест в Армении — уютный уголок для трапезы. Летом здесь часто пируют. И матахи, жертвоприношения, тоже нередки.
Что касается источника с целебной или святой водой, я его почему-то не видела. Хотя молодежь утверждает, что он точно был еще прошлым летом. так что я, вероятно, просто не разглядела. И немудрено — около пещеры еще сыро и скользко, геройствовать по камням особо не хочется. Не осмотрела всё досконально. Опять же — повод вернуться.
Это мое семейство гримасничает.
А это скульптура, тоже силой воды унесенная более чем на десять метров от своего привычного места. Она буквально валялась на берегу и почти свисала в воду. Орел на макушке скульптуры был сломан. Установлена композиция была в наше время — старожилы ее не помнят. Да и стиль мастера мне знаком, именно этот мастер и сегодня ваяет в городе.
Я нашла в сети фото — вид пещеры внутри, летом. И скульптуру в лучшем ее виде.
Обратный путь снова наполнен камнями и водой.
А дома я обнаруживаю, что основательно подрумянилась на солнце — лицо пылает в цвет шарфа.
Доброго Вам дня! И яркого солнца ;)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Истоки матаха идут от Авеля, Ноя, Авраама, Исаака и других праотцев, то бишь это ветхозаветная традиция. Сам Христос во время тайной вечери вкушал мясо пасхального агнца, который является матахом, завещанным пророком Моисеем.
Понимаю Ваше раздражение, во все времена некоторые богословы и светские мыслители обвиняют Армянскую Церковь за матах, считая его остатком иудаизма, язычества и варварства. И мне самой это кажется несоответствующим христианству, но я понимаю, что армяне приняли христианство раньше всех и наверное, они понимают в догматике, мягко говоря, не меньше всех.
Я за 5 лет была не меньше чем на десяти матахах, массовых, очень широких, до 200 человек гостей.
Спрошу у своих образованных друзей, претендующих на звание интеллигенции ;) что они думаю по этому поводу на самом деле, напишу попозже результат опроса.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
— Посмею причислить себя к интеллигенции — плохо. Это наследие былого язычества.
— Без благословения ААЦ никакого матаха быть не может.
— А со своей стороны скажу, что лично мне не нравится. И жертвоприношение можно заменить чем-то другим (раздачей денег и т.д.), что мы и делаем.
— Наша местная армянская церковь в Греции, в Кавале каждый год делает матах в день когда она празднует. Я тоже участвовала в приготовлении, на кануне делались все обряды, потом мы мясо клали в хлеб и приготавливали кучу таких сандвичей только с этим мясом. После литургии раздавали народу. Собиралось очень много людей со всей Греции. И так каждый год. Вот думаю так правильнее.
— С одной стороны, когда праздник или какой-то повод, все-равно будет застолье, все равно будут есть убитое животное — посолят его освященной солью или обычной — я разницы не вижу. И если попытаться критиковать застолье с освященным животным — то да, меня смущает, что зачем застолью пытаются придать сакральный смысл???? Но и тут я боюсь потерпеть поражение — меня всегда смущают пикники и питие, танцы и игры во дворах армянских церквей, но т к это очень распространено и смущает только меня, я всё таки признаю разницу в менталитетах и обрядовых особенностях церквей — РПЦ и ААЦ. С другой стороны, часто бывая в армянских храмах, я вижу непосредственно кровь на камнях, следы жертвоприношения — и мне становится не по себе, брезгливо, неприятно, жалостно.... Но! Точно такое же чувство я испытываю и когда вижу раздел туши во дворах магазинов.. да, вопрос, все ли матахи происходят по благословению местной церкви? Но совершенно точно, что для священника это не составляет никакого труда — обряд освящения соли недолог и нетруден....
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Единственная точка где мы не согласны, это то что традиция идет от Григория Просветителя, мне кажется что это очень древний пережиток язычества.
Раздача страждущим это другой вопрос, мне кажется что в Армении искусственно смешиваются понятия раздачи страждущими и жертвоприношений.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я это осуждаю всенепременно. Матах ли это?
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я думаю это рассказ про другое. Ребята поступили не верно с точки зрения любой культуры.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Только что заметил, что мое большое сочинение отсутствует, наверно забыл добавить и закрыл. Повторить сил не хватит но краткое содержание восстановлю.
Это не Ветхий Завет, что не важно.
Вопрос, что ели на Тайной Вечере Христос и Апостолы остается открытым. Вне сомнений только хлеб и вино. Большинство исследователей сходится во мнении, что фраза и приготовлен жертвенный агнец относится к самому Христу, что тоже не важно. Особенно с учетом того что я видел фреску где они ели морскую свинку.
Для меня как человека не верующего важна больше эстетическая часть, а здесь я уверен, что Христос не резал баранов в церкви. Более того он настойчиво старался убрать из церкви все что не соответствовало прямому ее назначению. Единственный случай рукоприкладства с его стороны как раз с этим и связан.
Вообще то даже это не важно, собственно я хотел узнать как к этому люди относятся, не мне их учить, я так мимо проходил.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
По
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
В Лиме в центральном доминиканском соборе. Просто автор решил не усложнять и положил на тарелку любимую перуанскую еду.