Дьёр, о нем часто можно слышать «это тот промышленный город со смешным названием». Ни то ни другое утверждение не лишено основания, ведь 6-й по величине город Венгрии Дьёр (с населением порядка 130 тысяч человек) занимает 3-е место среди городов страны по количеству предприятий (в их числе завод по сборке автомобилей Ауди), а в его названии, вернее его произношении и впрямь есть некая лукавинка.
И притом в городе есть что посмотреть, по количеству взметнувшихся ввысь соборов, бывших особняков знати, соперничавших в изяществе, фрагментов укреплений и просто мест, достойных внимания, Дьёр уступает лишь столичному Будапешту и богатому на достопримечательности Шопрону.
Перед обещающей быть приятной прогулкой по Дьёру, как всегда, немного об истории города, ведь без прошлого не было бы того, что сейчас перед нами.
Из кельтского поселения, существовавшего здесь еще в V веке до н.э., в римский период вырос укрепленный город-крепость Арабонна (сокращенно Рааб или Раб), вполне успешно отражавший набеги варваров вплоть до IV века н.э. и никогда не терявший своего торгового значения. Но с падением империи Рааб переходил в руки то одних то других завоевателей (славян, ломбардцев, аваров, франков и Великой Моравии), пока в 900 году на дунайские земли не вторглись венгры. С этого времени и начался венгерский период в истории города.
Вокруг восстановленной крепости разросся город, при Иштване Святом он обрел свое настоящее имя Дьёр (о происхождении которого толком ничего неизвестно) и стал резиденцией епископа. В XIII веке он пережил набеги монгол и чешские атаки, в период 1594-1598 даже находился под властью турок, перед приходом которых защитники города сами жгли город, чтобы захватчикам в случае их победы достались руины. Поэтому средневековых зданий в городе почти нет.
Потом контроль над городом был взят венгерской и австрийской армиями. Турки не успокоились и в 1683 вновь предприняли попытку захватить осажденный Дьёр, но после битвы под Веной 12 сентября 1683 года окончательно был положен конец завоеваниям Османской империи на землях Европы.
Расцвет города пришелся на XVIII столетие, большинство дворцов и церквей было построено именно в этот период. Вот некоторые и самые яркие из них: Кафедральный собор пресвятой Девы Марии в самой старой части города на вершине холма Капталан.
Появился он в XV столетии на месте древнего романского храма XI века, разрушенного турками, новое здание воздвигли в веке XVIII, в результате перестроек архитектура сооружения вобрала в себя черты разных стилей.
Самое ценное в соборе – икона Богородицы, бюст самого почитаемого короля Ласло I Святого (получившего при рождении славянское имя Ладислав) в позолоте – одного из первых правителей Венгрии и саркофаг с прахом епископа Апора. К югу от собора — статуя архангела Михаила с мечом.
Напротив, в центре бывшей крепости – Епископский замок. Хотя то, что здесь было в 1575 году, теперь мало напоминает замок.
Разве что укрепленные стены вдоль реки.
В 1783 году, когда город переживал период расцвета, замок епископа перестроили под барочную резиденцию.
Кроме смотровой площадки и Музея древностей с фрагментами римских и средневековых сооружений доступ в замок закрыт.
У входа фигура Вильмоша Апора – католического священника в приветственной позе.
К западу Старого города,
на берегу речки Рааба, где раньше стояли Венские ворота, церковь Кармелитов.
Она строилась в 1716-1725 годах для монастыря Кармелитов. В пристроенной к ней Лютеранской часовне хранится «черная Мария», а в маленькой часовенке справа от входа – белая скульптура Святой Девы.
На центральной площади Дьёра возле Старой Ратуши красуется величественная белая церковь Св. Игнатия.
Начали ее строить в 1634, монастырь и школа появились в 1667, башни с куполами еще позже. Принадлежавшая иезуитам после распада ордена церковь в 1802 году перешла в собственность бенедиктинцев. Мрамор, позолота и лепнина в интерьере заимствованы у венских храмов, а перед церковью колонна со статуей Девы Марии – заступницы, установленная после освобождения города от турок.
Восстановление города привнесло в него однородную застройку, сочетающую в основном элементы барокко и ренессанса. Хотя не на пустом же месте строили, некоторые черты – лестницы на очень узких улицах,
тесные дворы и прочие элементы планировки, присущие средневековому городу, все же остались.
Из-за разных по форме закрытых балконов и угловых эркеров — самого узнаваемого элемента в архитектуре Дьёра его даже называют «городом балконов».
Статуса вольного королевского города Дьёр удостоился в 1743 году. Но в начале века XIX эти территории снова стали ареной сражений, в 1809 французы под командованием Евгения Богарне разгромили австрийцев в битве при Раабе, разрушили городские укрепления и двинулись дальше на восток.
Сей славный город не обошла стороной и II Мировая война, правда, ущерб здесь оказался не столь значительным по сравнению с Секешфехерваром и другими венгерскими городами.
Во 2-ой половине прошлого столетия исторический центр Дьёра полностью восстановили. Хоть и не очень древний, ансамбль Старого города представляет собой памятник городской планировки XVIII века,
благо к памятникам истории и архитектуры в Венгрии, как и во всей Европе, относятся бережно.
Целые улицы с барочными домами XVIII века,
местами удачно дополненные зданиями, построенными на рубеже XIX-XX веков,
с коваными вывесками,
необычными крышами и фонарями под старину,
памятниками небезызвестным в Венгрии людям
и в честь значимых для Дьёра событиям и датам – вот в чем ценность и привлекательность Старого города.
А замысловатые фонтаны, останавливающие прохожих, и притягивающие взгляды необычные скульптуры? Для фото уж как минимум.
Фонтан – сифон, например. Это изобретение принадлежит венгерскому физику и электротехнику Аньошу Иштвану Йедлику (1800-1895), создавшему ударный генератор и первую динамо-машину. Первая газировка из такого же сифона людям не очень понравилась и популярности не обрела, не прошло и нескольких лет, как предприятие по её производству прогорело. Сам же Йедлик, член бенедиктинского ордена какое-то время преподавал в местной гимназии, потом будучи профессором в университете Будапешта, а старость свою тихо встретил в Дьёре, прожив остаток дней затворником в монастыре.
Напротив этой инсталляции композиция, появившаяся здесь в 1731 году – Ковчег завета. Как гласит предание, в одном из служек во время крестного хода солдаты короля опознали дезертира. Пытаясь задержать молодца, устроили заварушку на площади, в результате чего в этой сумятице епископ выронил из рук ковчег со Священным Писанием, что понятное дело вызвало его негодование и недовольство верующих. В знак примирения с католической церковью и горожанами последний потомок Габсбургов король Карл VI (на престоле Венгрии под именем Карл III) приказал поставить сей памятник с фонарями у основания.
В центре Старого города Széchenyi tér, окруженная прекрасно сохранившимися строениями, среди которых под № 5 бывший Дом Аббата (или дом Апатур), ныне исторический музей.
Рядом под № 4 строение с любопытным названием, которым ведали судебные власти – Дом Ваштушкош или «дом железного пня». Стоял такой символический пень под балконом, а ремесленникам перед входом надлежало загнать в него гвоздь. Теперь здесь тоже музей, где собрана коллекция историка и искусствоведа Имре Патко, и художественная галерея.
Но бесспорным украшением Дьёра является относительно новое здание городской Ратуши.
Монументальное, роскошное, похожее на дворец здание, внутри которого 200 помещений, построено в 1898 году.
Здесь не только заседают чиновники и проходят собрания Горсовета, залы используются для проведения концертов и прочих мероприятий.
С одной стороны, достопримечательностей даже национального значения в на глазах молодеющем городе нет
(если не считать аббатства Паннонхальма — памятника ЮНЕСКО в 20 км от него), и в то же время гулять по уютному историческому центру Дьёра,
полному красок и цветов,
с множеством деталей, как штрихов к городскому портрету,
одно удовольствие. Чтобы обойти основные из них, не заходя в музеи и купальни, хватит 3-4 часов, и все же увидеть, что они собой представляют хотя бы снаружи, безусловно, стоит.