8 материалов по 2 объектам, 178 фотографий
- GPS
- Россия, ул. Ленина, 184
- www.dcrystal.ru/
В советское время лучшим подарком, кроме книги, конечно, являлся хрусталь. Иметь хрустальную посуду считалось роскошью, хрусталь берегли, мыли особым способом.
В наше время отношение к хрусталю стало проще, но удивительные по красоте и чистоте изделия по-прежнему создают уют, атмосферу торжественности и праздничного настроения.
Одно из старейших в нашей стране предприятий по производству хрустальных изделий – Дятьковский хрустальный завод.
Основан был завод в конце XVIII века представителями династии известных русских промышленников Мальцовых. В 40 – 50-х годах XVIII века вышли сенатские указы о ликвидации винокуренных, медных, железных и стекольных заводов, расположенных на расстоянии ближе 200-от вёрст к Москве в целях сохранения подмосковных лесных массивов. Сыновья владельца хрустальной фабрики Василия Васильевича Мальцова – Аким и Александр – большую часть производства перевели в урочище Шиворово на реке Гусь.
Вторую, меньшую часть фабрики, устроили сначала в селе Радутино, а затем в селе Радица вблизи Брянска. Но все необходимые для производства условия были найдены в тогда небольшой деревне Дятьково Брянского уезда, куда Мария Васильевна Мальцова, вдова Акима Васильевича, и перевела часть Радицкой фабрики. Впервые в государственных документах, как действующее предприятие, Дятьковский хрустальный завод упоминается в 1793 году.
За свою более, чем 200-летнюю историю заводу довелось пережить периоды больших успехов и серьёзных трудностей. В истории завода даже был момент, когда производство чуть не погибло, оказавшись на грани банкротства. К счастью, в 2013 г. уроженец города Дятьково, бизнесмен и меценат Сергей Александрович Авдеев инициировал проект по его возрождению, взяв на себя управление предприятием.
Музей хрусталя своей историей и коллекцией тесно связан с Дятьковским хрустальным заводом. Год основания завода можно с уверенностью считать и годом основания музея, первоначально представлявшего собой образцовую комнату при заводе.
Коллекция музея насчитывает более 12 000 единиц хранения, из которых только 3 000 выставлены для всеобщего обозрения. Это крупнейший тематический музей не только в нашей стране, он превосходит по богатству уникальной коллекции многие музеи мира.
Не посетить такой музей, будучи на Брянщине, мы не могли. Тем более, что, как не раз я уже говорила, хорошая посуда – моя слабость.
Главным направлением деятельности завода всегда был выпуск широкого и разнообразного ассортимента обычной бытовой стеклянной посуды, что и экспонируется в зале, где представлены изделия XIX века.
.
Массовая продукция завода была представлена на Всероссийской выставке мануфактур, состоявшейся в Петербурге в 1829 году. Завод получил высшую награду выставки – Большую золотую медаль.
В отчёте выставки отмечалось, что Дятьковский завод был первым в России, где такого высокого уровня достигло качество ежедневно употребляемых предметов. И это, конечно, не единственная награда, полученная заводом на различных выставках.
Во второй половине XIX века в России возникает интерес к тонкостенному, украшенному гравированными рисунками стеклу. На ДХЗ выпускались отдельные изделия и многофункциональные сервизы с большим количеством предметов, объединенных тончайшим кружевным рисунком. Серебристый рисунок гравировки усиливает впечатление легкости, невесомости изделий из тонкостенного стекла.
Кроме того, на заводе исполнялись предметы церковной утвари и сложные заказные детали для интерьеров. Музей дятьковского хрусталя представляет небольшую коллекцию лампад и подсвечников из цветного и бесцветного стекла.
Сохранился один из великолепных подсвечников, некогда украшавших храм Преображения Господня в Дятьково. По воспоминаниям очевидцев и сохранившимся воспоминаниям храм представлял собой совершенно удивительное и неповторимое по красоте зрелище. Всё убранство его – люстры, канделябры, подсвечники и даже иконостас – было выполнено из цветного стекла и хрусталя.
Подсвечник выполнен из трёхслойного стекла – бесцветного, «золотого рубина» и молочного. Эта работа, выполненная дятьковскими мастерами в 1831 году, по праву считается уникальным произведением, шедевром стекольного искусства XIX века.
Одной из интереснейших страниц в истории завода является работа в Дятьково замечательной русской художницы-графика Елизаветы Меркурьевны Бём.
Жившая на рубежах XIX–XX веков Елизавета Меркурьевна Бём получила широкое признание еще при жизни даже при том, что никогда не писала больших картин, а работала преимущественно с открытками, иллюстрациями, силуэтными зарисовками.
Являясь родной сестрой технического директора завода А. М. Эндаурова, она неоднократно приезжала в Дятьково и создавала здесь работы в стекле. Как и всё творчество Елизаветы Меркурьевны эти работы проникнуты теплотой и юмором «милой непосредственной русской старины».
Некоторые из произведений хранятся в Государственном Историческом и Русском музеях. Одна из работ – набор «Зима», удостоенная золотой медали Международной выставки в Париже в 1900 году, находится в коллекции Музея дятьковского хрусталя.
Следуя традициям русской народного искусства, на кувшине буквами, как бы собранными из ледяных сосулек, художница выполняет надпись: «Не винца так пивца, не пивца так кваску, не кваску так студеной водицы». (Фото из Интернета, у меня не получилось)
Елизавета Меркурьевна была первым профессиональным художником, работавшим над созданием хрустальных и стекольных произведений в Дятьково. Но постепенно художники на производстве окончательно заняли своё значительное место, появился индивидуальный почерк каждого из них и это заметно при знакомстве с изделиями, выставленными в музее.
.
.
Особый дар – воплощать никогда прежде не виденные в стекле формы ярко проявляется в творчестве И.В. Мачнева.
Разнообразна и техника изготовления, не побоюсь этого слова – произведений
хрустального искусства.
Известное выражение «филигранная работа» в переносном смысле применяется к любым вещам, выполненным с большим мастерством, тщательно и искусно, с тонким вниманием к деталям. Это выражение пришло в обиход из стеклоделия и имеет прямое отношение к технике декора под названием «филигрань». В этом случае изделия украшаются тонкими стеклянными стрежнями различного цвета, которые, будучи вплавленными в прозрачную массу, образуют рисунок из тонких параллельных полос, как по всему сосуду, так и в отдельных его частях. Эта техника требует высочайшего профессионального уровня и особенно ей славятся венецианские мастера, начиная с XVI века и по сей день. Отсюда втрое название этого способа украшения изделий – «венецианская нить».
А вот, казалось бы, кувшин с совершенно похожим узором, но техника исполнения уже другая.
Одним из приемов обработки изделий в горячем состоянии является декорирование стекловолокном. Стеклянные ткани в виде кружев, цепочек или просто отдельные стеклонити можно вплавлять в предметы из бесцветного и цветного стекла. Подобный декор придает изделиям своеобразную красоту и значительную прочность. При декорировании стеклянной тканью очень важно сочетать ее рисунок с формой изделия.
До XVIII века сосуды для питья имели самые разнообразные размеры и формы и выполнялись из разных материалов. В эпоху классицизма стали делать предметы для стола в ансамбле. Появились столовые, чайные, кофейные сервизы из фарфора, а также стеклянные сервизы для десерта и вин, включавшие чаши, блюда, графины, кувшины и различной величины рюмки и бокалы. Многие парадные сервизы имели собственные наименования. Так же выпускались «номерные» сервизы, состав которых обозначался в прейскуранте, но окончательно определялся покупателем, который из большого количества сервизных предметов мог выбрать любую часть по собственному усмотрению. В ХХ веке художниками ДХЗ было выполнено невероятное количество сервизов.
Познакомиться с прекрасным и испытать восторг от щедрости алмазных граней, сочетания причудливых форм и ярких цветов – замечательно, но любопытно увидеть собственными глазами, как рождаются эти чудесные изделия. И нам эта возможность представилась.
По договорённости музея с заводом (музей – предприятие государственное, завод – частное) проводятся экскурсии на производство. На заводе оборудована специальная смотровая площадка, с которой туристы могут наблюдать за процессом превращения огненной стекломассы в сверкающие изделия. После краткого инструктажа по технике безопасности, мы отправились в мир, где происходит магия рождения хрупкой роскоши.
И вот мы на заводской «кухне», где в печи варится стеклянная масса. Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту – смесь кварцевого песка, поташа (карбонат калия, получаемый из древесной или травяной золы) и оксида свинца. Именно наличие свинца отличает хрусталь от простого стекла и придаёт изделиям этот неповторимый колокольчиковый звук. Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придаёт чистые синие тона, для красного цвета добавляют кадмий или соединения золота, для розового – кремний. Зелёным хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.
С печами для варки хрусталя тоже не всё просто, они делятся на ванные (непрерывного действия) и горшковые (периодического действия). Горшковые, как правило, используются для варки цветного и многоцветного хрусталя, ванные – для бесцветного.
Нам довелось увидеть сотворение графина из бесцветного хрусталя.
Исходное сырьё плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов. Жар на смотровой площадке такой, что чувствуешь себя тушкой, запекающейся в духовке!
Расплавленная масса очень быстро остывает и для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек – мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики.
Команда работает, как отлаженный механизм. Массу достают из жерла печи длинной стеклодувной трубкой и мастер силой своих лёгких, как и 200 лет назад, наполняет воздухом будущий хрустальный шедевр. Капля цвета заходящего солнца на наших глазах увеличивается в размере, превращаясь в «медовую грушу».
При изготовлении средних и больших изделий стеклодув производит повторную наборку расплавленной массы на уже сформированную первичную «баночку». Если изделие крупное – стеклодув подходит к набору из печи несколько раз!
Для придания первоначальному набору стекломассы нужной формы его закатывают в специальном инструменте – катальнике, который представляет собой своеобразный деревянный ковшик. Катальник должен постоянно находится в воде. При закатывании набора стекла в мокром катальнике оно охлаждается, а образующаяся между стеклом и деревом парогазовая прослойка способствует получению гладкой поверхности.
[youtube]x01D3w8t-wY[/youtube]
Но это ещё не изделие, а заготовка, эту заготовку помещают в форму и превращение капли в графин продолжается.
[youtube]Y8biCfsnOak[/youtube]
Дальнейший этап – доработка.
[youtube]oDh2nD7qTiQ[/youtube]
[youtube]wu8gx5s220k[/youtube]
А в то время, как наш графин приобретает нужную конфигурацию, рядом происходит рождение крышки для него. Раскалённая хрустальная масса заливается в специальный пресс и вот она – крышечка!
[youtube]Yr6-4BqOsf4[/youtube]
После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя, иначе изделие разлетится на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (это устройство выглядит как закрытая коробом оооочень медленно, почти незаметно для глаза двигающаяся лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.
Печь отжига. По этой ленте медленно, двигаясь миллиметр за миллиметром, остывают хрустальные изделия.
Мы отправляемся в следующее отделение. Здесь уже остывшие изделия проходят очередную проверку качества и доводятся до совершенства.
А вы знаете, что это, похожее на гриб, в руках у нашего экскурсовода? Это будущий стакан для виски! :)
После выдувания остаётся колпак, где была стеклодувная трубка и который необходимо удалить. Для этого изделие помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки, которая работает, как стеклорез.
Вот так выглядят стаканы после обработки.
Но, кстати, это — брак. Видите пометки на стеклянной поверхности? Таким образом помечают дефекты. Эти стаканы отправятся на переплавку.
После шлифовки края и прочих необходимых процедур изделие можно украшать, и мы отправляемся в цех обработки.
Здесь все эти рюмочки, вазочки, графинчики, бокальчики обретают привычный для нас вид.
Здесь рождаются грани, заставляющие свет играть, цвет блистать, а нас замирать от восторга.
По рисунку мастера вырезают узор. Филигранная обработка сродни ювелирному делу – индивидуальный подход к каждому изделию.
Работа шлифовщика тонкая – линии должны лечь ровно, не испортит рисунка.
Но прежде, чем приступить к резьбе, на изделие маркером наносится разметка рисунка.
Затем с помощью абразивных кругов начинает процесс нанесения алмазной грани. Работа начинается с самого большого круга и заканчивается самыми маленькими. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.
Вот здесь создают узоры для одного из знаменитых наборов, изготавливаемых на Дятьковском хрустальном заводе – «Хрустального экспресса».
«Хрустальный экспресс». Набор, состоящий из двух штофов («локомотив»), салфетницы, лотка для закусок и 10 стопок. Все части экспресса, кроме колес, выполнены методом выдувания и украшены алмазной гранью. Колеса выполнены методом пресса и приклеены к основанию.
А здесь режут грани рюмок-лафитников.
[youtube]_ZZgCXk7apE[/youtube]
После нанесения алмазная грань становится матовой.
Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют и, если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В целях безопасности экскурсантов в этот цех не водят.
В завершение изделие снова подвергают проверке, маркируют и упаковывают.
Вот так и рождается хрустальная сказка. Хочется сказать: создание этой необыкновенной красоты и гармонии не только творчество и фантазия, но и тяжёлый труд. Здесь творят великие Мастера (именно так – Мастера с большой буквы)!
…и надо ли кому-нибудь говорить, что я кое-что купила себе?... :)
Дешёвый ✈️ по направлению Дятьково
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
И вот ведь, что интересно — то, что во времена СССР ценилось высоко, сейчас никому не нужно. Я не успела спасти замечательную красную вазу с небольшим сколом (по типу графина с первого фото). При переезде моя дочь безжалостно отнесла ее на помойку...
Музей отличный, дает понимание о производстве и этому очень способствуют ваши видео. Спасибо, Лена
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А я на прошлой неделе в Кусково посетила тоже выставку хрусталя! Так что прошлись по красивому))))
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ирочка, Кусково недалеко от меня! Когда следующий раз соберёшься — сигнализируй :), пойдем вместе!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Лена, отдельное спасибо за процесс производства!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Аналогично :)))
Спасибо!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я читала, что когда завод закрывался, большинство из работников ухали — кто вахтой в разных регионах работал, кто в магазинах продавцами и кассирами устраивались. А там ведь целые династии были, это уникальные мастера! Так при возрождении завода их по всей России искали, приглашали обратно.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Хотя я и сейчас не против наполнить хрусталем сервант :))). Тем более, что ныне делают ну просто произведения искусства :).
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А то, что хрусталь не в моде — все приходит со временем :). Нам молодым тоже многое казалось пережитком прошлого, и только с возрастом начинаешь понимать всю ценность таких вещей.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: