В Духцов едут за тенью Д.Казановы, который провел в замке Вальдштейнов 13 последних лет жизни.
Впервые мой визит в этот городок с населением 8000 человек состоялся в 2008 году. Ничего не зная про прямые автобусы из Теплице, я сел на электричку и минут через 15 вышел на станции «Духцов». В какую сторону идти к Казанове не знал, поэтому задал свой вопрос к единственному мужчине, изучавшему расписание. Так и сказал: «к замку». По лицу незнакомца понял, что он меня «неразумит».
Но надо было решать этот вопрос именно с ним, т.к. никто иной поблизости не предвиделся. Вокруг поля и лес, между которыми – шоссе. Я подошел к человеку снова, начал жестикулировать, изображая как должен выглядеть замок по сказкам Шарля Перро. Это была вторая моя ошибка за несколько минут, т.к. в Чехии неоднократно бывал не французский сказочник, а датский. Известен рисунок, выполненный Гансом Христианом Андерсеном с явным для Теплице доказательством – холмом Доубравка и замком на его вершине.
Незнакомец проявлял явное внимание к моей проблеме, но ничего понять не мог.
Тогда, без надежды на успех, я вынул последнюю карту. Как выяснилось, она оказалась козырной, т.к. я назвал имя Джакомо Казановы. Мне даже не пришлось изображать, как выглядит родина авантюриста – Венеция, ибо по улыбке человека стало ясно — наша проблема разрешается. Из его ответа я понял, что первая моя ошибка состояла в произношении слова «замок». Следовало сказать «замЕк».
Я и потом много раз убеждался, что не только буква, а даже неверное ударение в слове делает это слово непонятным самим чехам. Любят они точность во всем.
Я отправился на свидание с тенью Казановы вдоль шоссе по тропе, которая уже хранила о нем память, ведь уставший от скитаний и нашедший приют у графа Вальдштейна, Казанова неоднократно срывался в отсутствии благодетеля по той же дороге в Прагу, куда угодно... и возвращался в Духцов.
Но наш рассказ не про человека удивительной судьбы, а о том, как осень отбрасывает свои тени в предвечерние часы в конкретный день – 8 октября 2015 года.
Со мною была приехавшая в Теплице на один день Ольга Александровна Байрд, сотрудник музея А.С.Пушкина, эксперт по культуре Петербурга 18-19 веков, автор трудов по лицейскому периоду жизни А.С.Пушкина, его адресатам, среди которых на первом месте в ее творчестве — Долли Фикельмон, проживавшая в Теплице. Ольгу Александровну в первую очередь интересовал музей, экспозиции которого расположены в залах дворца.
Впереди маячили барочные очертания глав замка-дворца. Мы вышли к дворцовой площади, в центре которой как обычно для измученной чумой Европы, стояла Марианская колонна со скульптурными персонажами, молящими Всевышнего о снисхождении к судьбам горожан:
Площадь красива и даже энциклопедична относительно архитектурных стилей. Объектив выбрал «модерн» с башенкой и шпилем, немного напомнивший Петроградскую сторону Санкт-Петербурга:
Напротив – кафе «Казанова». За спиной — замок, на "замЕк" не похожий:
В результате перестроек и достроек 18-19 веков стоит себе нечто слоистое ренессансно – барочно– классическое. Безучастно стоит , глядя окнами северного фасада в парк:
Парк разбитый в «английском» стиле. Но и «разбитость» его немногословна, в чем ее безусловная прелесть. Мы ведь еще и за осенью приехали
День без признаков солнца, немного дождливый обернулся тем, что служители замка-дворца закрыли ворота на пару часов раньше из-за малого числа посетителей. Удалось сделать пару кадров обойдя замок с востока:
Там же приютился совсем маленькй Княжеский садик во "французском стиле"
но это фото из другого времени года.
Нам ничего не оставалось, как запечатлеть то, что открыто в любое время года, и отвечает аксиоме Эльдара Рязанова «у природы нет плохой погоды». Дальняя перспектва на "английский сад" от стен дворца:
Есть особое удовольствие в шуршании листьев под ногами, в прелом их аромате. Где-то поодаль дети собирали каштаны, а мы слушали , как они сыпались на землю, отбивая свой ритм. Каштаны, листва, детские далекие голоса – составляли осенний ноктюрн Богемии:
Ольга Александровна Байрд (Яценко):
Кое-где на безлюдных аллеях нас провожали скульптуры Матиаша Брауна, хорошо известного по работам на Карловом мосту, в Теплице, Куксе… да мало ли мест, где можно видеть скульптуры мастера времен барокко?
Одна из аллей привела к восточной границе парка, к т.н. рыбнику (пруду) с двумя сфинксами:
Классическая школа приучила нас к величию в образах этих мифологических созданий. Здесь все иначе. Лица дам обращены в сторону друг друга. Они вылеплены по образу и подобию дворовых девушек без малейших признаков классических черт. Тех, что поют, собирая ягоды для варенья к барскому столу, и играют в княжеском театрике французские водевили.
Мы шли к автобусу с пониманием того, что прикоснулись к осени на фоне провинциальной полузабытости места. Ни о чем не жалея, никого не коря.
И все же три кадра с памятникам самого городка я еще размещу.
Это прежде всего здание гимназии изысканной архитектуры середны ХХ века. С памятником Гавличеку Боровскому:
Идеолог настороженного отношения ко всему, что связано с Россией, спокойно глядит на детей, которые осознав полезность экономических отношений с нами, изучают в этой гимназии русский язык. Пока не все, а те кто осознал.
Немецкая кирха или Евангелическо-лютеранская церковь. Забытая, разрушающаяся, но замечательный памятник церковного модерна и неоготики:
И, наконец, недалеко от кирхи — памятник немецкому средневековому менестрелю, бродившему от замка к замку вдоль Эльбы:
Эта скульптура нашего времени, установлена в знак примирения.Два последних фото сделаны в 2014 году.
Унылая ль пора? Очей очароване!
Проезд от Теплце автобусом №486, 20 минут.
13.10.2015 Теплице, Валерий Дмитрян, домашний архивариус и фотограф.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: