Из Друскининкая мы решили поехать в одно очень странное и удивительное место - в деревню Грутас в восьми километрах к северу от города. Еще несколько лет назад здесь были сплошные болота, а местные власти думали устроить парк отдыха с возможностями половить рыбу, пособирать в лесу грибы и ягоды, а также заняться активным туризмом. Но это дело у них как-то не пошло. Однако парк получился. Правда, совсем другой. На 26 гектарах тут установлено 86 памятников советской эпохи - всяких Лениных, Сталиных, пионеров-героев и разных революционеров. Это при том, что ни в одном населенном пункте Литвы вы не найдете ни одного подобного памятника. После выхода ее из СССР все советские монументы на ее территории были демонтированы. Какое-то время они валялись бесхозными, но в конце 1990-х литовцы решили, что свою историю нужно знать и помнить. Так и возникла идея создать Грута-парк - парк скульптур советского времени. Создал его на собственные средства Вилюмас Малинаускас.
До парка мы доехали на автобусе из Друскининкая. Хотя он ходил сюда редко, но зато очень удачно останавливался перед самым его входом, и мы, приобретя в кассе билеты и схему парка, двинулись на его осмотр.
Первое, что мы увидели, была деревянная пограничная вышка, какие сейчас ставят по периметру зоны, либо раньше ставили на границах между государствами. Бдительные пограничники высматривали с них нарушителей.
Кстати, "границу" мы тоже вскоре обнаружили. Она была обозначена двумя полосатыми столбиками и забором из колючей проволокой. Перед забором находилась полоса свежевспаханной земли - для того, чтобы на ней были лучше видны следы нарушителя, если он-таки преодолеет забор и спрыгнет на эту землю.
А рядом можно было увидеть следы от автомобилей - "УАЗ", "ГАЗ-66" и прочих.
Дальше на рельсах стоял локомотив с несколькими товарными вагонами, в подобных которому в 1940-х годах из Литвы депортировали в Красноярский край, в Сибирь, в Иркутскую, Томскую и другие области неугодных сталинскому времени граждан: интеллигенцию, предпринимателей, купечество и т.д.
Поездка в таких поездах длилась около месяца, условий же внутри не было практически никаких.
Мы прошли еще несколько десятков метров и оказались около сколоченной из досок трибуны с навесом и установленных рядом с ней многочисленных деревянных скамеек. Над трибуной висел лозунг, написанный белыми буквами на красном фоне, как было принято в советские годы, и подписанный Лениным. С таких трибун раньше обычно выступали с речами разные партийные деятели и призывали слушателей к великим делам, типа, пойти на субботник или еще заняться чем-нибудь наподобие. Насколько я помню, в последние годы распространены они были, как правило, в сельской местности. В городах же сии мероприятия проводились во всяких клубах и кинолекториях.
Неподалеку же от трибуны располагалось кафе, и мы, еще не завтракавшие в тот день, решили в нем перекусить. Кафе было тоже необычное, из советских времен. Уже автомат с газированной водой у его входа говорил о многом.
Все официанты носили здесь пионерские галстуки, а блюда подавались такие, которые были в ходу в столовках общепита в СССР.
В меню можно было выбрать, например, "Кильку по-русски" - блюдо являло собой соленую кильку с луком и сто грамм водки. Котлету "Прощай молодость" со свеклой и с вареной гречкой в комплекте. Сосиски с горчицей. Кисель "Воспоминание". Кстати, вы помните кисели 1980-х? С комочками такие? :)) Борщ "Ностальгия". Коктейль "Глаз оленя", представлявший собой стакан водки с плавающей в нем единственной ягодкой клюквы. Он, случайно, не из Венички Ерофеева?
Правда, кроме советских блюд в этом кафе подавались и совсем иные, приготовленные по нормальным современным рецептам, вкусные и ресторанного качества. Так что, чтобы не особо предаваться ностальгии, мы с Антошиком заказали себе по одному нормальному блюду, а в качестве воспоминаний о пионерском прошлом взяли чай. Чай нам принесли в граненых стаканах с подстаканниками. Заварка была насыпана прямо внутрь. А к чаю прилагалось по два кусочка сахара и по печенюшке. Чисто по-советски! :)) Хотя, насколько я помню, в некоторых местах в те годы сахар тоже клали прямо сразу в стакан.
Позавтракав, мы отправились дальше и тут же наткнулись на еще одно странное транспортное средство на рельсах. Его верх представлял собой автомобиль, в то время как двигался он по железной дороге. Судя по всему, раньше такие автопоезда применялись для агитации. На этом тоже висел плакат с призывом участвовать в лотерее ДОСААФ СССР.
Что же касается скульптур, то нам даже показалось неожиданным, что их там так много! Рядом с каждой скульптурой стоит табличка, где она находилась раньше. Преобладают, конечно, памятники Ленину. Он там во всех позах и видах: сидячий, стоячий, в виде бюстов.
Есть даже шалаш Ленина, типа, в каком он жил в Разливе. Стоит он на берегу канавы с мостиком и туда даже можно пройти и обследовать условия, в которых обитал вождь. :)
А особенно оригинальным нам показался памятник молодому Ленину, который раньше стоял на площади Ленина в Панявежисе с 1983 по 1990 годы. Это какай-то очень странный Ленин, по-моему, он даже больше смахивает на Дзержинского. Ну, да ладно, скульпторам виднее. А Дзержинский здесь, кстати, тоже имеется. Без Сталина в парке, конечно, никак не обошлось. С одним из них Антон даже сфотографировался. А третий по популярности тут - Карл Маркс.
Разных революционеров и борцов мы насмотрелись тоже немерено. Они здесь стоят и группами, и в одиночестве. Самый большой монумент "Советским партизанам-подпольщикам" привезли в Грута-парк из Вильнюса. Там он в сквере на улице Комьяунимо простоял с 1983 по 1991 годы.
Другой оригинальный монумент, который в народе прозвали "Трое трезвых одного пьяного ведут", на самом деле назывался "Четыре коммунара". Изображает он четырех литовских борцов за светлое социалистическое будущее - Каролиса Пожялу, Юозаса Грейфенбергериса, Раполаса Чарнаса (именно он показан раненным) и Казиса Гедриса. Все четыре коммунара были расстреляны в 1926 году по приговору военно-полевого суда Литвы за то, что вели антигосударственную подпольную коммунистическую деятельность. Им всем в ту пору было лишь по 25-30 лет.
Попали в парк и "свергнутая" статуя, символизирующая Россию. И множество пионерских памятников.
Но, если факт того, что и пионерию, и Россию отнесли в разряд неугодных, я еще могу принять - с пионерской организацией и так все ясно, Россию же до сих пор по-прежнему во многих странах отождествляют с СССР, а изучение русского языка и поклонение всему русскому в советские годы было во всех советских республиках, то попадание некоторых других памятников в парк, на мой взгляд, весьма спорно. Например, каким-то образом тут очутилась "Крижкальнисская мать", установленная в 1972 году в городе Крижкальнисе. Что в ней не так?
Обидным показалось появление в парке памятника Русскому воину, который раньше стоял в Шяуляе.
Много странного я прочитала здесь о генерале Советской Армии и дважды герое Советского Союзе Иване Черняховском, именем которого у нас даже назван город в Калининградской области. Вроде как, "части войск под его командованием в Клайпедском крае и на населенных литовцами землях Восточной Пруссии уничтожили множество ценностей, убивали гражданских лиц, беженцев, насиловали женщин. После прохода войск под командованием И.Черняховского по Клайпедскому краю, в нем не осталось ни одной не ограбленной семьи, остался лишь один процент местных жителей". Откуда взялись такие сведения? Источники не указаны, а своими силами мне не удалось найти этому ни подтверждения, ни опровержения. Что это - правда? Неправда? Или правда наполовину? Впрочем, если в парке неправильно указали нынешнее место захоронения генерала, то, не исключаю, что и с этими фактами здесь перегнули.
Еще в Грутас-парке есть два музея. В одном из них можно посмотреть картины, написанные в советские годы - причем, и с изображенным на них Лениным, и без них. Например, где пионеры встречаются с ветераном Второй Мировой войны. Осмотр колхозным руководством урожая пшеницы на полях. Свинарку с поросятами.
Здесь же выставлена коллекция кукол в костюмах всех пятнадцати республик Советского Союза.
И всякие советские достижения народного быта: счеты, счетная машинка, транзистор, телевизор, пылесос "Сатурн" - круглый, как эта самая планета, и многое другое.
Во втором музее можно подробно изучить, какова была жизнь Литовской республике в советский период.
Здесь есть скульптуры, картины того времени, красные советские флаги и знамена, оригиналы трудов Ленина и Сталина и книги о них самих, газета "Tiesa" - литовская "Правда" с прокоммунистическими публикациями, плакаты с портретами всяких генеральных секретарей КПСС разного времени, агитационные предвыборные плакаты 1950 года и даже трибуна-ящик, куда опускались листки голосования.
Но, как ни странно, один из самых интересных экспонатов в этом музее - это обычная гостевая книга, в которую посетители записывают свои впечатления о самом музее, и о Грутас-парке в целом. За чтением этой книги мы провели не меньше пятнадцати минут. Очень увлекательно. Иностранцы (в основном, западные европейцы и американцы) с сожалением и жалостью пишут о том, какие же тяжкие времена выпадали на долю Литвы, и какие несчастные были литовцы. Граждане же Беларуси и России отличаются, в основном, изречениями на тему "Здесь был Вася", особо в сложности того периода не вникают, ностальгируют при виде портретов и памятников Ленину, хвалят создателей парка и надеются, что те времена уже навсегда в прошлом. Правда, встречаются и прямо противоположные изречения.
Вот такой Грутас-парк. Конечно, к его появлению можно относиться по-разному. Даже среди литовцев было много тех, кто выступал против его открытия. Кто-то в качестве аргументов приводил то, что советский период действительно был одним из самых сложных в истории Литвы, много ее граждан было репрессировано, и вспоминать те времена, ухаживать за памятниками тех, кто чинил репрессии, это значит - не уважать память о погибших. Другие, которых, надо заметить, меньшинство, наоборот, говорили, что нельзя так огульно относиться к тому времени, были и позитивные моменты, и еще не известно, что стало бы с Литвой, окажись она в составе гитлеровской Германии, к чему все и шло, проиграй СССР ей войну. Однако, как бы там ни было, парк существует. А история, какой бы она не была, - это история. И о ней надо помнить и рассказывать другим хотя бы затем, чтобы она не повторилась. Я уверена, что, если бы парка не было, то и от "свергнутых" в городах Литвы памятников советского периода сейчас не осталось бы и следа.
В Друскининкае мы останавливались в отеле "Пушинас".