Оглавление 2й части: О Дивеевских матушках. Любимая икона Серафима Саровского. Что привезти из Дивеева.
Дивеевские Источники. Про купание. Другие Дивеевские достопримечательности. Где поесть в Дивеево. Дивеево сегодня. Послесловие.
О Дивеевских матушках.
Когда мы заходили в Рождественский и Преображенский соборы, внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских блаженных женщин, а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят группы к зелёным бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это? Оказывается, Дивеево выбрали своим местом несколько блаженных стариц. Их всем сердцем привечал батюшка Серафим.
Блаженные – это особые люди. Блаженность – очень трудно объяснить словами материалистически настроенному человеку, потому что это не врождённое качество, а приобретённое. В книжках пишут, что это – «один из труднейших подвигов христианства», что юродивые это – «люди, которые представлялись как бы лишёнными рассудка». Для чего? – Чтобы побороть гордость, чтобы, изъясняясь иносказательным языком, сильнее воздействовать на людей, мимо которых слова обычные проходят мимо.
Но это не совсем понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство или любое сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это неправильное понимание.
Блажённые – это полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем, что сон это всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо ощущается, когда мы просыпаемся – где мы – там или тут? Блажённые люди – находятся больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность – всегда светлая. Там – они очень близко видят Бога. Там – они разговаривают с Богом, а не с тёмными сущностями. Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят правильные вещи, хотя при этом они ведут себя по- разному – играют в куклы, передразнивают, выясняются образно, а также здесь могут присутствовать и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот набор, который обычных людей отпугивает и внушает (может внушать) страх, презрение, отвращение. Но блажённым нет никакого дела до искусственных правил нашей обыденной жизни. Они – светлые люди, они – взрослые дети. А вот мы, обычные нормальные люди, имея и трезвый ум, и здравую память, находясь в этой реальности и говоря красивые слова, часто творим ужасные гадости.
Вот ещё одно интересное понимание блаженности: «В какой-то момент на Руси стали считать, что юродивый – это умный человек, прикидывающий дурачком. Смирение гордого ума – это, может, и очень большой подвиг, но все-таки в первую очередь это всего лишь притворство. Настоящее же юродство – отнюдь не притворство, не имитация дурости, но – неподдельная дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет подлинный ум. Ты просто впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит что-то другое: мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых условностей».
И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные – это удивлённые люди. Удивлённые Богом.
В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей, захоронены блаженные – Пелагия (в центре), Параскева (справа), Наталья (слева).
Блажённая Пелагия (Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила до 1884г.) – «безумная Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник света», «духовная мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных. Она была замужем, родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали в Саров (в 1828 году), Серафим беседовал с ней шесть часов наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до самой земли и сказал, чтобы скорей шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева - Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре прожила до 1915г.) – «третий Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба. Она крепостная. Помещица придралась к ней, навела ложь из-за якобы «воровства», отдала её, честную жену, пьяным солдатам. Параскева потом ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для женщин практически недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже ограбили разбойники, так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо. Она пришла в Дивеево, в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша в маленьком домике-келье, который называла «пустынькой». Играла в куклы, за её переменчивым настроением, иносказательными разговорами и поступками скрывалась высочайшая любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей текли люди. Она привечала всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям, ни по званиям. Только блажённые так могут поступать. К ней приезжали Николай II с женой. И Паша ему всё предсказала: революцию, гибель династии… Она даже показала куклу мальчика и сказала: «Это ваш». Но Императрица проявила недопонимание: не верю. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Здесь на территории монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька», а сейчас в нём размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья (Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.). Она также обладала даром совета.
Как это ни странно звучит, в советское время на месте их захоронения стоял …пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке эти блаженные старицы - Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда взявшихся блаженных старушек.
Там же в некрополе, но чуть подальше захоронены блаженная Мария и отец Владимир.
Блаженная Мария (Мария Ивановна Федина, в монастыре прожила до 1931г.) – преемница Паши Саровской, она получила от неё благословление. Обладала даром прозорливости с детства. Скиталась, голодная, нищая. Никто не слышал от неё ни жалобы, ни стона, на раздражительности или сетования на несправедливость. По её молитвам люди исцелялись, её советы – помогали жить. Монастырь закрыли в 1927г., блаженную старицу даже арестовывали, но потом всё же отпустили. Она предсказывала даже в те тёмные времена возрождение монастыря.
Отец Владимир (Владимир Шиков). Мы удивились, увидев одну могилку всю в букетиках цветов, свечках и записочках, которые были заложены даже за большой деревянный крест. Оказалось, это иеромонах Владимир, который отмаливал людские грехи. Брал их на себя. В материальном мире, конечно, такое звучит странно, а в тонком – доступно и понятно. Он забирал грехи людей к себе и потом отмаливал их перед Богом. Но один грех – болезнь – отмолить не получилось, и она перешла на него. Исцелённый человек уехал, а отец Владимир ушёл в мир иной. Но к нему до сих пор приходят толпы людей, и просят, и просят, и просят.
Помимо захоронений блаженных и монахинь на территории монастыря, в самих церквях и обоих соборах находятся мощи святых блаженных в деревянных раках. К ним тоже приходят люди.
В Казанском церкви (на входе, недалеко от Колокольни) находятся мощи блаженных Пелагии, Параскевы (Паши Саровской) и Марии.
В пристроенной к ней Церкви Рождества Богородицы находятся мощи основательницы монастыря матушки Александры и духовных дочерей отца Серафима - схимонахини Марфы (слева) и Елены Мантуровой (справа).
Матушка Александра (Агафия Семёновна Мельгунова). Основательница Казанской общины в Дивеево, которая потом стараниями отца Серафима объединилась с Мельничной общиной, а потом превратилась в Серафимо-Дивеевский монастырь (О ней писала выше. В самом Дивеево есть источник её имени, на нём возведены бревенчатая часовня и купальня).
Марфа (Мария Семёновна Милюкова) – 19-летняя девушка, принявшая схиму. Любимица Серафима – «избранный сосуд благодати Божией», «начальница Дивеевская на небе».
Елена Мантурова – 26-летняя девушка, сестра духовного друга отца Серафима, излечённого им Михаила Мантурова, помещика, на чьи деньги был и построен Рождественский собор, «начальница Дивеевская на земле».
(Единственное, похоже, что сейчас их мощи из маленькой Рождественской церкви перенесли на время в большой Преображенский собор – летом очень много паломников).
Любимая икона Серафима Саровского.
Это Божия Матерь «Умиление» (http://eparhia.sakha.ru/html/calendar/Life/life4329.htm).
Перед этим образом всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, с перекрещенными на груди руками и нежной чуть заметной улыбкой. На этой иконе запечатлён момент Благовещенья, когда Пресвятая Дева отвечает Архангелу Гавриилу на весть о будущем рождении ею сына: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Серафим Саровский очень любил этот образ и называл его «Всех радостей радость». Николай II подарил для этой иконы очень богатую золотую ризу, украшенную драгоценностями - нимб, в виде сияющих лучей, состоит из драгоценных камней и жемчуга. Когда на икону падают солнечные лучи, она сияет необычным образом: лик Богородицы становился живым, краски - нежными, а украшения, написанные маслом, трудно было отличить от настоящих драгоценных камней. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В Троицком соборе в Дивеево сейчас висит список, а оригинал находится в Москве, в Патриархии.
Отец Серафим оставил сёстрам монастыря заповедь – по воскресеньям совершать особое молебное пение Пресвятой Богородице по уставу Афонской горы – Параклис. «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете». Эта заповедь свято исполняется в обители.
Что привезти из Дивеева.
Иконы, конечно же.
А также масло и сухарики святого Серафима, и землю со Святой Канавки.
Пакетики для них – небольшие прозрачные – настоятельно рекомендую взять с собой. Иначе за ними вы будете стоять в большой очереди в церковную лавочку на входе (притворе) в Преображенский собор, и их ещё может и не быть. Бутылочки для маслица продаются здесь же. Напротив этой лавочки – окошко, где вам в них нальют маслица, освященного на мощах преподобного Серафима, а также на мощах святых блаженных – Дивеевских матушек.
Сухариков (горсточку) вам насыплют в пакетик в бревенчатой часовенке имени отца Серафима (там, где заканчивается Святая Канавка) - летом, или в притворе Преображенского собора (там, где наливают масло) – зимой. Считается, что нужно капнуть буквально капельку такого маслица в бутылку обычного, и всё масло приобретёт благодатные свойства.
Сухарики – маленькие кусочки ржаного хлебца. Когда я стояла за ними в очереди в часовенку, то прочитала на деревянной доске, что «в Дивеевском монастыре после кончины великого старца появилась традиция раздавать сухарики в память о преподобном и как его благословение. Отец Серафим многим приходящим к нему давал в благословение сухарики – кому горсточку, а кому и большую ношу. В наши дни эти сухарики освящаются в чугунке батюшки Серафима, в котором старец готовил себе скудную пищу, а потом отдавал дивеевским сёстрам для церковных нужд (в нём хранили уголь в алтаре). Многие паломники увозят эти сухарики в разные страны и потом пишут об чудесных исцелениях и необычных случаях, связанных с ними». Сухарики раздаются монашкой бесплатно, но своё вознаграждение любого размера вы можете оставить в рядом стоящем ящичке с пожертвованиями.
Земля со Святой Канавки имеет силу очищать «от бесов помещения и территорию». Совсем небольшую часть этой землицы можно смешать с речным песком или обычной чистой землёй в любой пропорции, и эта смесь будет благодатной и сохранит все свойства земли со Святой Канавки. Целая насыпь этой землицы находится за часовенкой, где раздают сухарики. Это место, где раньше стояла та самая первая монастырская Мельница. В монастыре просят брать её по горсточке, не более, чтобы досталось всем.
Ещё здесь в монастыре продаётся уникальная книжка «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Её автор – митрополит Серафим (Чичагов). Мы её видели, но не купили, потому что ничего о ней не знали. Только позже прочитали в книжечках про Дивеево.
Дивеевские Источники. Про купание.
Мы были на 2х источниках – открытом источнике преп. Серафима на речке Сатис близ д. Цыгановка (14км от Дивеево) и источнике явления Божией Матери близ с. Кременка (10км от Дивеево).
Узнали о них так – купили на лотках книжечки про Дивеево и в одной («Святые источники Дивеева и округи») увидели описание источников. Всего их 8.
Первый - Серафимовский – самый известный. Но это сейчас нам легко писать, а до этого мы никогда не были на таких источниках, и не имели о них ни малейшего, ни приблизительного представления. Мотив был один: «время есть, что будем делать, давай поедем на источники – давай поедем».
Кое-как разобрались с дорогой. Указатели, понятное дело, в дефиците. Из Дивеева мы выехали по улице Октябрьская, у бензозаправки на развилке поворот направо в сторону Сарова и Сатиса. Будьте внимательны, на карте есть ещё один Сатис, но в сторону Арзамаса. До источника ехать ~14км, и надо отметить, что при подъезде к нему видели один-единственный указатель: Саров - налево, источник - прямо, Сатис - направо. Откровением почему-то для нас стал тот факт, что кроме нас в направлении источника двигалась целая кавалькада машин. Мы пристроились за ними. Дорога к источнику идёт через густой лес, который скоро закончился и мы выехали на большую площадку – сувенирно-парковочную. Мы остановились осмотреться и почему-то очень шокировались ассортиментом на сувенирных лотках: ситцевые ночные рубашки и семейные трусы соседствовали с иконами и картинами на камнях с ликом святого Серафима. «Совсем обалдели», - подумала я. Мы уже поняли, что источник находится впереди и решили не парковаться здесь на обочине, а проехать всю эту достаточно длинную дорожку, с обеих сторон уставленную лотками, и по возможности подъехать поближе (мы хотели набрать воды в источнике и не хотели бегать потом туда-сюда с полными канистрами).
Подъехали. Припарковались. Зашли за металлические ворота с надписью «Собственность Серафимо-Дивеевского монастыря». Место очень красивое. Видим впереди деревянный крутой мостик через журчащую по камням речушку, бревенчатую часовню и густейший, в основном сосновый лес стеной вокруг.
И ещё очень удивило, что навстречу нам, немного скованным из-за проблем ориентирования на местности, шли толпы народу с мокрыми волосами или полотенечными тюрбанами на головах, розовощёкие, с блестящими глазами и довольные. Впереди слышатся визги, и вообще атмосфера такая, какую дарит лето, хорошая погода и вода.
Мы подходим ещё ближе и наконец-то видим сам источник. Это довольно большое, скорее овальное озеро с водой изумрудного цвета и кажущейся какой-то плотной консистенцией. На противоположном от нас береге – линия бревенчатых домиков-купален, и там же сходы в воду с деревянных мостиков, на которых толпится народ. Люди делятся на одетых – тех, кто пришёл сюда за водой, т.е. чтобы налить водички из святого источника в свои ёмкости, и раздетых – тех, кто пришёл сюда окунуться в источник. Эти люди как раз и облачены в те самые ночные рубашки и семейные трусы, которые мы только что видели на лотках. Я чуть не шлёпнула себя ладонью по лбу: «Эх, Семён Семёныч! Это ведь источник-купальня!» Ну, надо же, вот оказывается в чём причина столь странного лоточного соседства – как мы сразу не догадались!?
На нашей стороне тоже есть раздевалка, но сход в воду просто с берега – он предназначен для торопыжек и нелюбителей стоять в очереди. Мы с открытыми ртами наблюдаем процесс купания. Держась руками за перила, люди, осторожно, по ступенькам заходят в воду и ныряют с головой по нескольку раз, кто-то с визгом, кто-то мужественно, кто-то вылетает мгновенно, как ошпаренный, кто-то сидит в воде подолгу, булькая, как бегемот.
Но про купаться– мы даже и не думали, даже близко такой мысли не было. Мы стоим с канистрами, которые захватили с собой из дома. Вообще-то, как выяснилось, можно было их с собой и не тащить – они в изобилии и любого размера продаются на лотках (~20-30р. штука). Поэтому мы топаем под деревянный навес к источнику-роднику (он за спинами купающихся). Оказывается, здесь действуют свои правила и методы наливания воды.
Источник-ключ – это глубокий колодец в деревянном полу. Надо общее ведро (кочует из рук в руки) зацепить специальным багром, опустить в колодец, зачерпнуть воды и вытащить. Потом взять общую воронку (кочует из рук в руки) и на деревянных длинных столиках, изловчась, наливать воду из ведра в свои бидоны-канистры. При этом всё делается в большой толчее, повсеместном пихании и толканием локтями друг друга (без этого не обойтись, навес над ключом небольшой, а желающих много), также надо сторожить () все нужные ещё общественные предметы у вас в руках, так как за ними уже ведётся охота новоприбывшими. Всё надо делать аккуратно и не заливать водой себя и соседей, а также отмахиваться от здоровенных комаров, которые вовсю пользуются своей мобильностью и вашим статичным положением. :)
Наконец мы набрали воды и потащили канистры в машину. А я не могу оторвать глаз от купающихся. И тут понимаю – тоже хочу. Хочу не просто окунуться в воду, а физически просто смыть себя все тревоги, которые навалились на нас в Дивеево. Я загорелась. Муж – толерантен. Мы скинули водичку в багажник и помчались к лоткам. Там я выбрала себе среди ивановских ситцевых рубашек одну симпатичную и ещё ярко-жёлтый цыплячьего цвета тоненький полотенчик, и мы пошли обратно. В женской крохотной раздевалке, толкаясь попами, быстренько переоделась, отдала мужу вещи, наказала меня сфотографировать и, раздувая рубаху пузырём, погнала на мостик. Как назло! – только что стояла очередь из желающих окунуться, а сейчас никого! Я одна. То есть вот ни потоптаться, ни поразмышлять, ни поёжиться, как следует – а вот так прямо бултых и в воду. Ойй! Ну что делать. Я решительно спускаюсь по лесенке. Но как только мои ещё только пятки очутились в этой воде – я почувствовала непреодолимую инстинктивную силу (как отдёргивают руку из огня), которая просто выдавливала меня из воды. Вода – л-е-д-я-н-а-я!!! В этом источнике всегда постоянная температура – 5-6˚, и зимой, и летом. А я то – не морж, я простой слабосильный и среднезакалённый городской индивидуум, который, заходя в море, сначала окунает палец ноги и пять минут стоит, привыкает, а тут ТАКОЕ! Главное, что народ уже набежал, как по заказу – и выстроилась очередь, которая меня ждёт. Я читала, что перед тем, как окунуться в эту водичку, надо, во-первых, мысленно настроиться, перекреститься, сказать «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и с этими словами нырнуть с головой, и так три раза. Чтобы сделать ЭТО – я отключила все мысли, они только мне мешали, и вопили, как черти, ей-богу, «ты что делаешь, а ну, вылезай немедленно, простудишься!». Перекрестилась – «Во имя Отц…» - бултых в воду – вылетела как пробка – «и Сына…» - опять бултых – «и Святаго Духа!» - и опять нырок в ледяную купель. Не помню, как выскочила, помню, только, что махала мужу руками и кричала: «Только не фотографируй!». Но своё первое ощущение после купания, запомнила отлично – мне стало жарко. Я чувствовала себя очень комфортно, быстро переоделась, и мы пошли на выход – я с мокрыми кудряшками, розовощёкая с блестящими глазами и довольная. А навстречу нам скованные новоподъехавшие туристы. :)
Эту ночную рубашку (трусы для мужчин :)) в которых вы окунались нельзя стирать и надо спрятать. Одевать нужно в трудные минуты или если заболеешь. Об этом мне сказали женщины в раздевалке.
После Серафимовского источника мы решили заехать в Саров, благо он совсем рядом. Но муж меня сразу предупредил, что хотеть не вредно, а в Саров – закрытый город – и вряд ли мы в него попадём. Так оно и оказалось. Мы подъехали к какой-то целой системе КПП, со всеми военными делами: вооружёнными солдатами, пятнистыми машинами, закрытыми воротами и колючей проволокой. Посмотрели, почувствовали себя агентами 007 и поехали дальше.
Второй источник – «Явленный» - мы выбрали по интуиции. Мы ещё вполне располагали временем до вечера, и поэтому поехали искать эту деревню Кременку и источник. Чтобы выехать на правильную дорогу мы практически вернулись обратно в Дивеево, проехали прямо через бензозаправку (о ней писала выше), и выехали, на спрятанную за ней дорогу в Кремёнки. Видимо, это не особо туристическая дорога, потому что там не то чтобы указателя на источник, там даже названия деревень встречаются через один. Но дорога – Красота. Не знаю, как описать. С обеих сторон тянутся бескрайние поля, но не равнинные, а немножко холмистые, как волны, а всё вокруг до самого горизонта заросло синим люпином. Мы, буквально, плывём по этой синеве как корабль (ну, на крайний случай, лодка ). Там где нужно – встречается лес. Небо – дивное – глазами не объять. И фигуры облаков, белоснежных пухлых булок и целые хороводы неведомых существ плывут над нами.
Доехали до Кремёнки, напугали местную бабулю своим вопросом из машины: «а где источник». Она помахала нам: «Туды, - говорит, - милаи, на горушку, а оттедова направо». Мы так и сделали, и теперь повторяем подвиг Карачарово – пылим по длинной деревенской улице, объезжаем лужи и ухабы. Единственное отличие – очень широкая (а не узкая, как в Карачарове) улица, и народу ни души. Только неуклюжий смешной щенок местный за нами увязался. Мы обратили внимание, что дома здесь, в Нижегородской области отличаются от муромских и очень сильно. Во-первых, никаких тебе особо резных наличников, всё очень строго и просто, а потом, здесь неокрашенные деревянные дома, то есть цвет у них седовато-тёмный. И вот по такой деревне с домами из тёмного от времени дерева мы упорно пилим. Доехали до конца деревни, до самого жёлтого пшеничного поля. Источника нет и не видно. Вышли, хотели плюнуть от досады – но полюбовались на эту райскую благодать – отошли и повернули обратно. Из людей увидели только одного промелькнувшего в саду мужика.
Выехали обратно на шоссе. И тут муж сказал, что, наверное, знает куда ехать – видел какой-то поворот перед самой Кремёнкой, когда мы ехали из Дивеево. Точно. Нашли поворот, немного проехали и очутились на непонятном месте в лесу. Карьер не карьер, завод не завод, но явно остатки чего-то раньше приличного и цивилизованного. Мы остановились на вершине горы, вниз ведёт широкая проезжая дорога, по бокам берёзовый лес и нескончаемый люпин. Вдруг слышим за спиной ор: «Эй, эге-гей, там-там источник, езжайте вниз». Перепугано оглянулись – но это было не видение, а реальный мужик-сторож из сторожки-вагончика, расположенной метрах в 50 от нас и запрятанной в тени от песчаной насыпи, вышел и орёт нам. Мы тоже заорали ему в ответ: «Спасибо, сейчас пойдём». В подтверждение его слов, откуда-то сзади вынырнул джип и ломанулся вниз под гору. Мы решили не ехать, а спуститься пешком. Меня мучило неутолимое с Дивеева ещё желание влететь в люпиновую поляну и нарвать букетик, а муж помчался прочёсывать симпатичные берёзовые обочины в поисках земляники. Так мы спустились вниз, в долину-лужайку. Внизу течёт узкая чистая речка, прикрытая кустами, и выглядывает кончик крыши бревенчатого домика-купальни. Стоит несколько машин. Слава Богу, нашли!
Мы проходим по мосточкам в прохладную глубь деревьев. Из купальни слышны детские визги и перед нами вылетели два пятилетних голопопых пацанчика, а родители их, видимо, остались ещё внутри. Я с искренней уважухой на них посмотрела – какие молодцы, такие маленькие, а не испугались ледяного купания. К домику, к одной его стене, пристроена маленькая терраса. Здесь две иконы – Божией Матери Умиление и преп. Серафима Саровского. Под террасой бьёт ключ. Песчаная чаша заботливо и красиво выложена маленькими камнями-булыжничками. Вода – кристально чистая и необыкновенно вкусная. Это точно, самая вкусная вода, которую мы здесь попробовали. Люди её тоже набирают в канистры. Мы прошли ещё чуть-чуть вперёд, дальше начинается высокий холм с деревянной лесенкой, которая ведёт к маленькой часовне на его макушке. А у подножия стоит небольшой деревянный крест с подобием иконостаса – наклеенными простыми бумажными изображениями икон. Тут я поняла, что вот этот люпиновый букет у меня в руках, я собирала именно для того, чтобы оставить его здесь. Мы поднялись наверх. Ещё раз повторю слова – Красота. Лето. Солнце. Небо. Облака. Июнь. Холмы. Берёзовые рощи. Люпин. Речка. Купальни. Раздолье. Простор. Всё золотое, голубое, белое, зелёное, разноцветное. Всё благоухает на солнце (трава, цветы). Всё звучит (речка, птицы, кузнечики). Благодать. Не зря есть легенда, что именно из этого источника умывается Божия Матерь, и в этом прозрачном роднике является её лик – поэтому то и его назвали «Явленный».
Когда мы возвращались к машине, то опять муж исчез в березовой роще – помчался за земляникой, а я кинулась на свою люпиновую поляну – ещё нарвать цветочков. Тут передо мной нарисовался тот самый горластый сторож. Мы побеседовали о том, о сём, о люпине - «люпин ентот ядовитый, его даже коровы не едят», об этом месте – «здесь раньше был асфальтовый (цементный) завод, а сейчас всё порушили», об источнике – «вот, сколько прошу, поставьте хоть какой-нибудь указатель, сколько людей ведь едут и все плутают», и, наконец, он приступил к главному. Вытащил из-под мышки какую-то голубую книжку и вежливо осведомился, не хочу ли я у него её купить, потому что «ежели я православная, то книжка очень дельная». Я уже давно срисовала этот предмет и его намерения получить хоть что-нибудь на бутылку, и вообще, дала бы ему денежную бумажку и так. Представьте себе картину – берёзовый лес, солнцепёк, я в люпиновых зарослях с букетом, и посреди всего этого ещё и сторож с книжкой. Ну, как не уважить человека. Уважила. Он довольный, я удивлённая. Вот таким образом ко мне попала потрясающе добрая книжка про нижегородского старца Григория Долбунова. Нашла меня в лесу.
Другие Дивеевские достопримечательности.
Это, прежде всего, источники. Я писала, что всего их восемь. Помимо перечисленных (Серафимовского, «Явленного» и матушки Александры), ещё есть источник «Иверский» (в Дивеево), «Казанский» и «Пантелеймоновский» (рядом, на окраине Дивеево), источник Спиридона Тримифунтского (с. Суворово) и «Рузановский» (д. Рузановка).
Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево, которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось – это огромная лиственница царевича Алексея. Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича - то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.
И ещё в окрестностях Дивеева есть одно очень интересное место – Монастырский пруд в селе Ломовка. Когда-то давно его вырыли монахини для своих нужд, а впоследствии над водоёмом часто стали видеть некий газообразный сгусток, который верующие почитают за душу Серафима Саровского. Это маленькое озеро называют святым и в церковные праздники приходят сюда искупаться.
Не стоит удивляться такой загадочности. На самом деле – саровская земля, саровские леса – это очень сильные места. Есть одна интересная гипотеза, что тонко чувствующие люди в таких местах чувствуют заряд энергии, какую-то особость, приходят странные мысли, снятся странные сны, не хочется уходить отсюда, а народ погрубее воспринимает такие места, как те, в которых зарыт клад. И на самом деле, про горшочки с золотыми червонцами, закопанные в здешних лесах легенд не перечесть.
Где поесть в Дивеево.
С местами, де можно поесть в Дивеево особо не разбежишься. То есть разбежаться можно, но тогда улетите далеко. После того, как мы подёргали ручку закрытого ресторана в центре рядом с монастырём, потом нас не пустили в ресторан при «Дивеевской слободе», по причине забитости всех мест тургруппами, нам оставалось только вернуться в свою «Заречную» в кафе. Кстати, то же самое нам посоветовали сделать и охранники «Слободы», когда мы у них спросили, где в Дивеево можно поесть. «Вообще-то мы дома едим, - сказали нам крепкие парни, а так, или у нас, или в «Заречной», больше не знаем».
Кафе, в нашей гостинице оказалось очень достойным, как ни странно. Никаких особых изысков, но всё очень как-то по домашнему вкусно. Обслуживал нас официант Игорь. Он был сплошной сгусток здоровой сельской энергии. Невысокий, худощавый, жутко жилистый, обветренное лицо, торчащие модные вихры, слаксы, атласная рубашка, и приличные кулачищи. Энергию свою на работе он использовал в мирных целях, а, вот, наверное, по окончании рабочего дня, явно летел на какое-нибудь кулачное сельское махалово, чтобы развеять застоявшиеся силы.
Единственное, у нас возникла накладка с мороженым. У меня что-то странно хрустнуло на зубах, и я выплюнула на клеёнку кусок стекла…. Мы онемели, муж подавился своей порцией. Я осмотрела свою креманку – целая, никаких сколов. Мы подозвали Игоря. Он держался выдержанно, но по его изумлённым глазам, мы поняли, что он, действительно, сам поражён и, наверное, сейчас помчится бить повара на кухню. Что он и сделал. Исчез. На кухне что-то прогремело. В общем, надо быть бдительными. Давно мы не хрустели стёклами в мороженом.
Ещё можно перекусить на территории монастыря. Там, во-первых, есть большая трапезная. Мы даже где-то прочитали, что для паломников она бесплатная. Потом там есть несколько палаток, где продаются очень вкусные монастырские пирожки. И ещё там есть крохотные кафешки-блинные «Монастырская трапезная». Но народу там, особенно в обеденное время, гораздо больше чем самих блинов. Поэтому нужно либо запасаться терпением и стоять в очереди, либо куда-то ехать, для более основательного перекуса.
Мы попали в блинную удачно, народу никого, потому что девушки ушли за новой порцией блинов. Мы подождали всего 5 минут, за нами уже выстроился хвост, а блинчики как-то быстро прибыли. Очень вкусные, с разными начинками, но необычные. Тесто, видимо, скоромное, поэтому немножко резиновое.
Дивеево сегодня.
Официально об открытии Серафимо-Дивеевского монастыря было объявлено летом 1991 года. Годы 1927-1991 – были временем забвения, разорения и запустения. Сейчас монастырь находится в расцвете.
Ещё, когда мы ехали сюда, мы, во-первых, искренне наслаждались неповторимо красивой, раздольной и неиспорченной природой, а во-вторых, удивлялись большому количеству крутых иномарок с московскими номерами на дороге туда. У нас было ощущение, что мы едем в какие-то заповедные неизведанные места, а оказалось, что места эти уже давно примечены, скуплены и скупаются московскими олигархами и знаменитостями. Возможно, отчасти этим людям, монастырь сейчас обязан своим процветанием. Здесь в Дивеево находятся гигантские дачные усадьбы Дерипаски и Михалкова, здесь затевает строительство Батурина, здесь имеют дома олигарх Анисимов, певицы Толкунова и Бичевская, рыщут представители Пугачёвой, Киркорова, Галкина, Баскова, Жириновского, а также прочая богема.
Вода здесь выпускается такая вкусная «Саров» и «Дивеевская», но в Москву её не пускают, из-за интриг.
Послесловие.
Дивеево – невероятно красивое место. Но здесь всегда соседствуют – Красота и Строгость. Это строгое место. Сложное. Не мягкое.
На обратном пути мы постоянно останавливались на дороге, чтобы накупить себе стаканчиков с вкусной-превкусной ароматной первой летней лесной земляникой, и в деревнях, чтобы попробовать и первой только-только созревающей клубники. Лето ведь начинается. Июнь.
(с) http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.
http://pamsik.livejournal.com - новые фотографии из путешествий
При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора NatalyA – обязательны.