Встала в 3 часа утра, долго ехала по разбитым дорогам в поисках той старой Руси, отголоски которой, как мне казалось, сохранились в древних православных монастырях. И, наконец, добравшись до Дивеева, увидела толпы паломников из разных городов. Самая длинная очередь, как в прежние времена в Мавзолей на Красной площади, выстроилась к святым мощам Серафима Саровского. Стоять в ней не меньше 3-х часов. Но люди не ропщут. Стоят и старики, и женщины с грудными детьми, и мужчины. Мне всегда казалось, что русские мужчины, тем более, молодые, не религиозны. А тут диво дивное. Огромная демонстрация, как на майские праздники. Разве что транспарантов не хватает. Вместо транспарантов прихожане пишут требы. Чтобы их подать нужно простоять новую 2-х часовую очередь. Терпение и смирение, прежде всего. Некоторые «нетерпеливые» с маленькими орущими детьми пытаются пробиться сквозь толпу. Но очередь шипит на них. Намертво сжимается плотной стеной людских тел.
- Часто сюда приезжаете? – спрашиваю свою соседку.
- А как же каждый год,- отвечает она.
- Помогает старец?
- Конечно, помогает!
Я стою почти 2 часа и не выдерживаю. Ухожу посмотреть монастырь. Странное дело, пока стояла все просьбы, пожелания в миг забылись. И такое испытываю облегчение. Будто гора с плеч.
Храмы Дивеева величественно красивы. Но, чтобы попасть вовнутрь, нужно ждать. Люди, люди, люди… От людей рябит в глазах. Среди толпы бродят облаченные в черные одежды монахини, бубнящие себе под нос молитвы и осеняющие грешных людей крестом. Иногда встречаются охранники с рациями в руках. Они призваны следить за порядком. Охранники несколько раз проверяют у меня разрешение на фотосъемку. Разрешение платное, и учитывая очереди, его не так – то просто было получить. Впрочем, даже не смотря на наличие у меня разрешения и благословления, некоторые особо рьяные богомолки подходят ко мне, чтобы сделать замечание. Мол, в святых местах положено молиться, а снимать их нельзя. У меня не получается молиться. Для молитвы мне нужна тишина и уединение.
Попав в очередной водоворот толпы, я иду по канавке Богородицы. Канавка эта непростая, а волшебная. И идти по ней нужно с молитвами и босой. Молитвы читают 40 раз, а затем целуют деревянный крест в конце пути. Люди идут медленно. А мне хочется разбежаться и полететь. Такой потрясающий вид открывается с канавки на окрестности. Жаль нельзя фотографировать, люди не преминут оторваться от своих молитв, чтобы наставить меня на путь истинный.
У креста образовался затор. Некоторые паломники долго шептали свои просьбы. Молились. Я не шептала. Но канавка и, правда, показалась волшебной! После нее такая легкость на душе. К тому же пока шла, успела рассмотреть подробности монастырского сада и огорода. На кустах, растущих по краям канавки, висит переспелый крыжовник. Алеют яркие ягоды клубники на грядках. Ветки на яблонях ломятся от зеленых плодов. А еще в зарослях малины я приметила, сидящую в засаде монахиню. В руках у нее был профессиональный фотоаппарат! Она наводила объектив на толпу и снимала лица молящихся православных. И тут на меня снизошло озарение. Многое изменилось за века в нашей стране. Рушились, а теперь заново возводятся храмы. Но, лица истинно верующих людей одинаковы во все времена. Эти лица, как бы светятся. И та толпа паломников, что наблюдала я в монастыре, думаю, она и сто лет назад была такой же. Не изменился и текст древних молитв, спасающих наши грешные души.
За монастырем обнаружились ветхие полуразрушенные бараки. В них живут прихожане. На крыльце одного из домов сидел старик с окладистой бородой и иконописным лицом. На секунду, встретившись взглядом с его мудрыми глазами, я поняла, что не зря сюда приехала.
А ту старую Русь, наверное, надо искать не в архитектуре, а в вере, обычаях, которые дошли до нас сквозь века. Хотя на моих фотографиях вы не увидите ничего, кроме храмов, надеюсь, вы сумеете почитать между строк то, к чему я так и не сумела подобрать слова.
25 материалов по 10 объектам, 182 фотографии
В поисках старой Руси, в поисках веры
Дешёвый ✈️ по направлению Дивеево