Самый загадочный и недоступный район Тибета — Долина озёр Манасаровар и Ракшастал и гора Кайлаш. Европейцы впервые побывали здесь лишь в конце ХХ века.
Тибетцы называют Манасаровар Мапамъюм-Тсо, Победоносным озером. Оно расположено на высоте 4586 метров между горой Кайлаш и гималайским хребтом Гурла Мандата. Индуисты считают, что озеро – первый объект, образованный сознанием Бога Брахмы, как воплощение его всемогущества, с этим связано его санскритское название. В этом районе берут своё начало несколько великих рек – Инд, Ганг, Ярлунг-Цангпо (Брахмапутра), Сатледж и Карнали. Легенды о священном происхождении озера подтверждаются его мистической, неземной красотой. Прозрачные воды Манасаровара всегда спокойны, на берегах кипит жизнь, многочисленные птицы останавливаются отдохнуть во время своих ежегодных перелётов.
Верующие совершают ритуальный обход озера (кору). В окрестностях расположено 8 монастырей. Здесь же есть термальные источники. На невысоком холме у озера стоит храм Чиу, основанный Гуру Падмасамбавой – великим Учителем, с чьим именем связано распространение буддизма в Тибете.
Ракшастал, или Ланга-Тсо – полная противоположность Манасаровару. Его мутные, солёные воды безжизненны. Поверхность озера всегда неспокойна. По преданию, Ракшастал создан предводителем демонов, великим асурой Раваной. На острове посреди озера Равана совершал страшную аскезу, желая получить могущество. Каждый день он отрезал себе одну голову (а их у него было десять). Видя такое усердие, Господь Шива одарил Равану невероятной силой.
Манасаровар и Ракшастал соединяются тонкой пересохшей протокой, называемой Ганга, изредка она наполняется водой.
Над огромной долиной озёр царит величественный пирамидальный купол горы Кайлаш. Его высота около 6700 метров.
Кайлаш, или Канг Ринпоче (Драгоценная Снежная Гора), с незапамятных времён почитается как святыня основными восточными учениями. Последователи религии Бон верят, что именно в этом месте на землю с небес спустился великий Тонпа Шенраб – первый учитель Бон. Они считают Кайлаш горой-душой. Джайны почитают Кайлаш как место, где их первый святой достиг освобождения. Согласно индуистской традиции здесь находится центр мироздания, именно здесь живёт могущественный бог Шива Разрушитель. Кайлаш соответствует мифической горе Меру – оси метафизической и физической вселенной, которая в Махабхарате описывается как «целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех – недоступная». Буддисты верят что здесь живёт Демчок – гневное проявление Будды Шакьямуни. Эти места связаны и с именем Миларепы – святого поэта-йогина. Здесь он победил в магических состязаниях могучего бонского колдуна Наро Бончунга.
Считается, что на вершине Кайлаша не был ни один человек, а тот, кто туда поднимется, тут же умрёт. В современной истории предпринимались две попытки подняться на Кайлаш, но обе экспедиции потерпели неудачу, хотя с альпинистской точки зрения вершина не представляет сложностей. Есть сведения, что впоследствии все участники тех восхождений умерли.
Для верующих важно совершить обход Кайлаша – кору. Говорят, что даже однократная кора избавляет от всех жизненных грехов, но многие паломники совершают её три или тринадцать раз, а тот, кто обойдёт гору сто восемь раз, достигнет высшего просветления. Очень благоприятным считается умереть в окрестностях Кайлаша, что многие и делают. Паломников из Индии сопровождают грузовики с дровами, на случай, если придётся сжигать покойников. У Тибетцев другой обычай погребения, и чтобы с ним ознакомиться, нужно посетить Место Небесного Погребения 84 махасиддх, так называется Тибетское кладбище у селения Тарбоче. Впечатлительным людям лучше от этой экскурсии отказаться. Кладбище представляет собой плоскую возвышенность у подножия окружающих Кайлаш скал, в долине реки Лхачу. Тибетцы не могут себе позволить сжигать покойников – слишком много дров для этого требуется, хоронить тоже нет ни какой возможности, в каменистой земле могилу не выкопать. К тому же считается, что плоть умершего как можно скорее должна перейти в других живых существ. Для этого требуется ритуал, называемый Небесные Похороны. Покойника привозят на плоскую как стол базальтовую площадку и там разрубают на части.
Перед кладбищем валяется одежда мертвецов, её снимают перед расчленением. Сиротливо и трогательно выглядят шляпы, ботинки и пиджаки, лишившиеся своих хозяев.
Раздетого покойника на специальной волокуше доставляют к камню, на котором кувалдой разбивают череп.
После этого при помощи топоров и ножей расчленяют тело на мелкие части. Присутствующие родственники совершают соответствующие событию ритуалы. Разрубленные кости и плоть съедают собаки, следующие за похоронной процессией, с ними конкурируют грифы и орлы, также считающие человеческие останки своей законной добычей. А ночью с ближайших окрестных скал спускается Йети (так называют здесь снежного человека). Тибетцы верят, что после смерти в Йети перерождаются богачи. Их ненасытная алчность превращается в вечный голод, терзающий одинокое существо, живущее в холодном сумраке и вынужденное питаться трупами.
Маршрут Коры начинается от небольшого посёлка Дарчен, мимо площадки небесных похорон и монастыря Чоку паломники углубляются в огромную долину.
Постепенно им открывается Западное Лицо Кайлаша, украшенное фантастическими ледниками, а затем и Северный его лик.
В виду Северного Лица находится монастырь Дира Пхук, отсюда начинается путь на перевал Дролма-ла (5630м), важнейший этап Коры, символизирующий смену цикла перерождений в Сансаре.
После преодоления перевала тропа идёт по ровной местности, отсюда день пути до Дарчена. На пути встречается ещё один монастырь – Зуртрул Пхук. Общая протяжённость тропы 53 километра, некоторые паломники проходят её менее чем за сутки, верующим, совершающим Кору с простираниями, на это требуются недели, подготовленные туристические группы проходят за 2-3 дня.
Помимо Внешней Коры, существует также Внутренняя Кора, её маршрут проходит вокруг горы Нанди, примыкающей к Кайлашу с юга, чтобы попасть в Запретную Долину требуется специальное разрешение. Во внутренней долине находятся ещё два монастыря – Гьяндрак и Селунг.
В 50 километрах к западу от Кайлаша расположена Долина Гаруды. Здесь находился Кюнлунг, столица древнего бонского царства Шаншунг. Развалины пещерного города хорошо сохранились, в некоторых пещерах можно увидеть настенные орнаменты. Когда-то здесь жили великие летающие маги и заклинатели духов. Могущество царства Шаншунг уменьшалось по мере распространения в Тибете буддизма.
Другие мои материалы о Тибете:
Десять лет в Тибете
Немного подробностей
В Тибете становится ещё более лучше
Похороны на небо
Путь к Кайлашу
Тибет, осень
Желающим принять участие в экспедициях в Тибет и Гималаи буду рад ответить в личке.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.