Впервые я узнала о Дармштадской колонии художников Матильденхёе в 2013 году, когда там проходила выставка к 400-летию дома Романовых. Выставка была очень масштабной, фотографии, киноматериалы, документы, царские наряды и украшения, предоставленные российской стороной. Там много рассказывалось о родственных связях Гессенского дома и Российской короны, как вы знаете императрица Александра Федоровна была урожденной принцессoй Гессен-Дармштадской, дочерью великого герцога. После выставки мы осмотрели русскую Цeрковь святой равноапостольной Марии Магдалeны. Храм был построен на личные средства императорской семьи и освящен в 1899 году. Архитектор Л. Н. Бенуа. Колонию тогда посмотреть не удалось.
"Колония Матильденхёе" включает в себя выставочный зал с т.н. Свадебной башней; платановый сквер со скульптурными композициями (на фотографии слева); здание художественных Мастерских "Ernst Ludwig Haus", в которых сейчас располагается музей Колонии (на фотографии не видно, закрыто русской церковью); и жилые дома членов колонии, построеные по уникальным проэктам выдающихся архитекторов той эпохи , они находятся правее церкви, закрыты деревьями . Русская церковь к Колонии не относится, она была построена 2-мя годами ранее. (фото из Интернета)
Не прошло и пяти лет, как я вновь оказалсь в Дармштадте. Март, мой день рождения, холодно и сыро... Дармштадская колония художников. Как все начиналось
На этот раз к поездке мы подошли основательнее. Я заказала билеты на экскурсию с посещением особняков колонистов, на вечер — столик в пивоварне, где мы приняли участие в пивном забеге, забронировала гостиницу недалеко от "Лесной спирали". Программа сверсталась сама собой. С вокзала автобусом линии "F" через весь город мы поехали в сторону Матильденхёе. Пришли за час до начала экскурсии и сразу пошли "греться" в симпатичное кафе на остановке. До колонии было рукой подать. К 2 часам, как и планировалось, мы подошли к парадному входу в музей, попутно выяснилось, что с собакой нас туда не пустят, но в программу осмотра колонии музей не входил. Пришла гидесса, проверила списки экскурсантов, произнесла пару вводных фраз и повела нас вокруг музея к другому входу. Здание музея — "Дом Эрнста Людвига"- строилось Ольбрихом как мастерские и предусматривало 3 входа различных габаритов, чтобы удобнее было выносить готовые произведения. Вход, к которому мы пришли, был когда-то парадным, его изображение чаще всего можно увидеть в сети, когда пишут о Дармштадской колонии.
"Дом Эрнста Людвига" — бывшие художественные мастерские, теперь Музей Колонии Матильденхёе. Построен в 1901 году по проекту Ольбриха и назван в честь мецената Великого герцога Гессенского Эрнста Людвига. Мастерские имели прозрачную крышу и несколько пандусных входов. Главный вход украшают скульпруры Хабиха "Мужчина у женщина". Бронзовые музы рядом с дверью — работа Боссельта
Рядом с "Домом Эрнста Людвига" просматривается вила Ольбриха, в которой он жил с 1901 по 1908 год. Весной она была еще на реставрации и внутрь мы не попали.
"Дом Ольбриха" — построен Ольбрихом для себя, архитектор прожил в этом доме с 1901 по 1908 год. Дом был сильно разрушен во время войны, восстановлен в 50-е годы, Дом украшен бело-голубыми оригинальными изразцами 1901 года. В Доме Ольбриха располагается общественная организация, посещение виллы возможно с экскурсией или в дни открытых дверей ( начиная с 2019года, сейчас идет ремонт). Перед домом оригинальный фонтан работы Хабиха.
Напротив музея черз дорогу находятся виллы
В Дом Беренса попасть нельзя, он находится в частной собственности, а в большом Доме Глюкерта находится научная библиотека, туда нас как раз и повела экскурсовод.
Обычно экскурсантов водят еще в Дом Дитерса, который сейчас занимает Немецко-польское общество, но нам туда попасть было не суждено. Группа проголосовала заменить посещение виллы на посещение Свадебной башни. Башня, часть выставочного комплекса колонии, на крыше находится обзорная площадка, внутренние помещения используют как дворец бракосочетания. Обзорная площадка находится в открытом доступе, билет стоит 3Е, но в залы без экскурсии не пускают.
Итак, выйдя из Большого Глюкерта, пройдя мимо дома Беренса,
"Дом Беренса" — первый архитектурный проэкт, полностью выполненный Петером Беренсом (еще по канонам Югендштиля). Беренс жил в доме с 1901 по 1904 год
мы подходим сначала к акустической беседке Альбин Мюллер. Если стоять в центре, то все, что вы произнесете даже шепотом, будет услышано всеми окружающими.
"Керамический павильон" с лебедями построен Альбин Мюллер к выставке 1914 года, купол обладает способностью усиливать звук
"Керамический павильон" с лебедями построен Альбин Мюллер к выставке 1914 года, купол обладает способностью усиливать звук
Далее мы идем к платановой роще, это старейший элемент Матильденхёе. Первые платаны были высажены в 1830 году. В 1914 году перед 4-й выставкой Дармштадской колонии рощу украсили скульптурные композиции работы Бернхарда Хётгера. Среди них памятник художнице Паоле Модерсон-Беккер, фонтаны и барельефы 4-х времен года.
Первые листики на платанах появляются поздно, в марте деревья еще совершенно голые и Свадебная башня из рощи просматривается отлично. Башня и выставочный зал (1907–1908) — это последняя работа Йoзефа Марии Ольбриха в Дармштадте. Строительство выставочного зала было приурочено к открытию выставки 1908 года, это была плановая стройка. Обзорная башня — это был личный заказ мецената и вдохновителя колонии Матильденхёе — Великого герцога Эрнста Людвига.
В 1905 году Великий герцог женился вторым браком на принцессе Элеоноре Эрнестине Марии Сольмс-Гогенсольмс-Лих. Элеонора всячески поддерживал амбициозные планы супруга по превращению Дармштадта в Европейскую культурную столицу.
От этого брака в семье родилось двое сыновей — старший, наследник престола принц Георг Донатус (1906—1937) и младший — Людвиг (1908—1968). Дети Эрната Людвига от первого брака умерли в младенчестве. По случаю рождения первенца Великий герцог высказал желанию построить обзорную башню как подарок обожаемой супруге. Башня построена на вершине холма и является частью выставочного комплекса, но имеет отдельный вход.
Последняя работа Ольбриха в Дармштадте — Выставочный зал и "Свадебная башня" (1907–1908). Крыша башни имеет форму руки, десница Божия, охраняющая Дармштадт
Она имеет высоту 48 метров. На 7-й, последний этаж, где находится обзорная платформа, ведет винтовая лестница из 208 ступенек (очень узкая и неприятная). В 80-е годы башню реконструировали, теперь подняться можно на лифте. Самое примечательное — это крыша башни. Она имеет форму руки, символизирующую десницу Божию, охраняющую город. Кто придумал, придать башне такую форму, неизвестно. Говорят, это была идея Великого герцога. В любом случае, 5-палая башня стала символом города. На уровне 2-3 этажей башню украшает рельеф Хайнриха Йoбста "Сила, Мудрость, Справедливость и Милость" с надписью-посвещением ""В честь бракосочетания Великого герцога Эрнста Людвига и Принцессы Элеоноры...". Постройка была закончена к выставке 1908 года. Внутренние помещения и часы на башне были готовы к 1914 году уже после смерти архитектора. После завершения строительства Ольбрих переехал в Дюссельдорф, где скончался от лейкемии. Йoзеф Мария Ольбрих (1867-1908) похоронен в Дармштадрте на кладбище Альтфридхоф.
Последняя работа Ольбриха в Дармштадте — Выставочный зал и "Свадебная башня" (1907–1908). Крыша башни имеет форму руки, десница Божия, охраняющая Дармштадт (фото из Интернета)
Солнечные часы — это работа Фридриха Вильгельма Клеукенса, Friedrich Wilhelm Kleukens (* 7. Mai 1878 in Achim bei Bremen; † 22. August 1956 in Nürtingen). Братья Клеукенс управляли герцогской художественной типографией, Христиан Клеукенс был печатником, Фридрих Вильгельм — художником-оформителем и графиком.
Для фойe Свадебной башни Ф.В. Клеукенс создал эскизы двух мозаичных панно : "Поцелуй" и "Верность" , эти панно прославили его на всю Германию. Панно находятся в холле башни друг напротив друга. Особенно прекрасен и романтичен "Поцелуй" , созданный по канонам югендштиля. Над влюбленными раскрыл свои крылья ангел-хранитель.
Надо сказать, что судьба Ернста Людвига и особенно Элеоноры была трагичной, ангел плохо охранял их. Хоть Великий герцог и был противником Кайзера, был против войны с Россией, но в 1918 году после отречения кайзера ему тоже пришлось подписать отставку. Дармштадский дворец у герцога отобрали и сослали в Ланген в замок Вольфсгартен. Великий герцог Эрнст Людвиг скоропастижно скончался 9 октября 1937 года и был похоронен в земле рядом с родовым мавзолеем в парке Розехёэ в Дармштадте.
В 1931 году состоялось бракосочетание старшего сына Эрнста Людвига и Элеоноры — наследного принца Георга Донатуса и греческой принцессы Сесилии. У них родилось 2-сыновей.
В ноябре 1937 года должно было состоятья бракосочетание младшего сына Людвига и английской баронессы Маргарет Геддес. Элеонора вместе со старшим сыном Георгом Донатусом, его беременной женой и 2-мя сыновьями вылетели на свадьбу. Все они погибли в авиакатастрофе над Остенде. Их останки были перевезены и захоронены на Розенхёе.
В этом году отмечается 150-летие со дня рождения Великого герцога, много пишут, о том что он сделал для развития Гессена. Вместе с Адамом Опелем поднял автомобильную промышленность, электрифицировал Дармштадт, создал Дармштадский технический университет. Уйдя в отставку, он не опустил рук, Эрнст Людвиг стал детским писателем и художником. Но пишут и о другом, герцог был небезгрешным, бисексуальным. О его приключениях в молодые годы немецкая разведка докладывала лично Кайзеру. Не безгрешным , но принципиальным, с нацистами ничего общего иметь не хотел. В отличие от него, отставной Кайзер вложил большую сумму денег в военную промышленность. Ернст Людвиг же умер при странных обстоятельствах , а семья погибла пытаясь сбежать в Англию. Журналисты задают вопрос, случайно ли это или это дело рук нацистов...
Но вернемся на экскурсию. Сначала поднимемся на 4-й этаж, здесь находится Фюрстензиммер — комната Великого герцога со сводчатыми потолками. На потолке в золотом обрамлении видны его инициалы "ЕЛ". Боковые своды украшает Пегас, несущий пару обнаженных влюбленных. За конем вьется шлейф звездной пыли. Эту аллегорию временного потока создал художник Фритц Хегенбарт.
На 5-м этаже находится Хохзайтсциммер -"свадебная " комната или комната Елеоноры. Это довольно просторное квадратное помещение, высота позолоченных потолков 4 с половиной метра. В наше время ЗАГС проводит здесь церемонии бракосочетания. Комната оформлена в стиле неоренессанса. Фрески выполнил Филипп Отто Шеффер, мебель фабрики Глюкерта.
Из окон в одну сторону прекрасно виден город, после экскурсии мы пойдем пешком в центр, немного пошатаемся по магазинам и к назначенному времени окажемся за столиком в Ратскеллере.
Если выглянуть в другую сторону, то вдалеке можно увидеть "Лесную спираль" Хундертвассера. Этот жилой комплекс был построен в 2000 году по проекту Фриденсрайха Хундертвассера (Стовассера) на тогдашней околице Дармштадта. Вот туда мы отправимся на следующее утро, когда погода окончательно испортится и выпадет снег. "Зеленая" архитектура Хундертвассера
Вот и весь рассказ о нашей вылазке в Дармштдт, может быть, и не самой яркой, но очень содержательной. Я вам все рассказала от А до Я, от Альфы до Омеги. Заметьте, крылья над "Поцелуем" тоже образуют Омегу!
P.S. Германия будет подавать заявку на зачисление колонии Матильденхёе в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 2019 году.