После пяти дней, проведенных в Негомбо не столько на пляже, сколько за компьютерами, мы опять вернулись к тому же, чем занимается уже два с половиной месяца — отправились путешествовать.
Кругосветка «Мир без виз» продолжается.
Пещеры в Дамбулле
Автобус — самый популярный вид общественного транспорта на Шри-Ланке. Ходят они по всем направлениям с раннего утра до вечера, с небольшими интервалами. Да и проезд стоит невероятно дешево — по российским меркам.
Из Негомбо мы отпрвились в центр острова, в место зарождения сингалезской цивилизации. Древние города находятся к северу от горного района в засушливой части страны. В древности этот район назывался Раджарата (Rajarata, "Земля царей"). За 1500 лет правящие здесь династии строили ирригационные сооружения и ступы, воевали между собой, отправляли миссионеров в Юго-Восточную Азию и Китай. За прошедшее с тех пор тысячелетие города разрушились и заросли джунглями. И только в последние сто лет начались интенсивные раскопки и реставрация. У самой Шри-Ланки денег на это нет. Поэтому раньше раскопками и реставрацией занимались колонизаторы-англичане, а сейчас Финансирование осуществляется на деньги ЮНЕСКО.
Город Дамбулла, находящийся на полпути между Канди, Анурадхапурой и Полоннарувой знаменит своими уникальными пещерными храмами. По пути в древние города здесь стоит задержаться хотя бы на некоторое время. Мы тоже сделали остановку.
Для привлечения в Дамбуллу туристов на южной окраине городка соорудили 30-метровую позолоченную статую Будды, претендующую на звание самой большой в мире (в Китае есть и 71-метровая статуя Будды) и маленький музей Золотого храма. В 150 м над ними выше по склону в гранитной скале выдолблены уникальные пещерные храмы.
Пять больших и ряд маленьких пещер заполненны статуями Будды, а их стены покрытыми уникальными фресками V-XVIII веков. В 1991 г. пещеры включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Фотографировать в пещерах разрешено (хотя без специальной подсветки и трудно), но входить можно только босиком и обязательно в одежде, прикрывающей плечи.
В I веке до н.э. в течение 14 лет в этих пещерах скрывался царь Валагамбаху (104-76 гг. до н.э.), вынужденный отказаться от трона и бежать из Анурадхапуры. После того, как ему удалось вернуться во власть, он приказал расписать внутренность пещер, превратив их в пещерные храмы. Следующие цари также приложили руку к украшению храмов. По приказу царя Нишшанкамалла (1187-1196) в пещерах появились золотые изображения Будды, и храмы стали называть Ран Гири (Ran Giri, "Золотая Скала").
Шефскую помощь пещерным храмам оказывали кандийские цари Сенератх (1604-1635) и Кирти Шри Раджасингха (1747-1782). Большая часть того, что можно увидеть сейчас, была создана именно в те годы (хотя ученые и затрудняются дать точную датировку настенным росписям).
Мы добрались до пещер уже перед закатом. Постепенно темнело. Посетителей было мало, и в полутемных пещерах можно было чувствовать себя примерно так же, как их древние обитатели.
Первая от входа пещера - Девараджа Вихарая ("Храм Верховного Божества") - названа в честь индуистского бога Вишну. Его статуя установлена в маленьком святилище в глубине пещеры. Значительно больше внимания привлекают вырезанная из скалы 14-метровая статуя лежащего Будды (сфотографировать трудно — негде развернуться) и многочисленные изображения сидящих Будд.
Следующая пещера - Махараджа Вихара ("Храм Великого Царя") - самая большая и самая интересная - достигает 52 м в ширину, 23 м в глубину и 7 м в высоту. Она названа в честь находящихся там статуй двух царей. Слева установлена ярко раскрашенная деревянная статуя царя Валагамба, а немного дальше за лежащим Буддой - статуя царя Кирти Шри Ниссанкамалла. В пещере также есть оштукатуренная и выкрашенная известной ступа и около 150 разнокалиберных статуй Будды. Главная статуя Будды под украшенной аркой раньше была покрыта пластинками золота, следы которого кое-где еще сохранились. Рядом стоят деревянные статуи Майтрейи и Авалокитешвары. В пещере также есть статуи индуистских богов Самана и Вишну (сам Будда был ярым противником индуизма и всю жизнь протива него боролся), а на стенах среди великих правителей и сцен с историческими и мифологическими событиями можно найти изображения индуистских богов Катарагама и Ганеша. Вода, капающая с потолка пещеры, собирается в сосуде, установленном в правом углу. Она считается священной и используется во время религиозных ритуалов.
Пещера Маха Алут Вихара ("Великий Новый храм") до XVIII века служила складом и была переделана в храм по приказу царя Кирти Шри Раджасингха - одного из последних Кандийских монархов. Поэтому справа от входа установили его статую. Статуи лежащего Будды и медитирующего Будды окружены 13 статями Будды в позе лотоса и 42 статуями стоящего Будды, а потолок пещеры на высоте до 10 м. украшен 1000 изображениями Будды в медитации.
Пещера Пачима Вихарая ("Западный храм") сравнительно маленькая, но в ней также есть статуи Будды, а стены покрыты росписями (примущественно XIX в.). Пещера Девана Алут Вихараям ("Вторая Новая пещера") также ваначале использовалась как склад. Сейчас в ней можно увидеть лежащего Будду и ряд индуистских богов.
Пещеры, как и располорженный у основания гигантский сидящий Будда пользуются огромной популярностью у паломников и туристов. Сразу же у подножия горы находится рынок и тянется ряд гестхаусов. Поэтому с поиском места для ночлега проблем не было. И вскоре мы уютно расположилитсь в комнате на втором этаже деревянного домика с видом на основание холма.
На следующее утро кругосветка «Мир без виз» продолжится.
Бюджет
Виза. Въезд на 30 дней — безвизовый.
Валюта. Шри-ланкийская рупия. 1 доллар США = 95 рупий.
Транспорт. Автобус Негомбо-Канди — 110 рупий. Автобус Канди — Дамбулла — 65 рупий.
Ночлег. Гестхаус в Дамбулле — 700 рупий.
Еда. Пиво — 250 рупий. Суп — 150 рупий. Жареный рис — 230 рупий.
Достопримечательности. Вход в пещеры — 500 рупий.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Надо было написать про Музей в котором те же фрески что в пещерах, только в копиях и крупно и хорошо фотографировать