Археологи продолжают нас радовать. На Тель Цафит, в самом начале летнего раскопочного сезона, найден древнейший филистимский алтарь.
Тель-Цафит- это Национальный археологический Парк, на месте древнего филистимкого города Гата (Геф – в синод.переводе) , известного тем, кто любит почитать на досуге Библию, как родина Гольята (Голиафа), центр знаменитого филистимского Пятиградья, анклава этого странного , исчезнувшего еще в 7 в. до хр.эры, индоевропейского народа, вероятно- выходцев из зоны крито-микенской цивилизации, поселившегося на Ближнем Востоке . Сам этот объект более, чем достоин посещения, особенно весной, когда его покроют ковры красных и синих анемонов, и, желательно, с хорошим знатоком истории и археологии. Тогда груды камней, рвы и земляные валы начнут разговаривать с вами.
Впрочем, и для любителей просто пейзажей этот огромный холм (самый большой из древних "телей" – около 450-500 дунамов , т.е. 45-50 га. ) тоже откроет великолепные виды :от Центрального горного хребта на востоке до Средиземного моря на западе… Советую встретить на нем закат. Раскопки, которые проводит там экспедиция Университета Бар-Илан под руководством Амира Дагана (ген.директор проекта - проф. Майер) еще пару недель назад открыли удивительную вещь: относящийся , видимо, к середине 9 в.до хр.э. филистимский алтарь. Он , как кажется, был одной стороной вмурован в стену некоего большого сооружения (храма?) – наружу выступала его верхняя плоскость, увенчанная двумя рогами по углам. Он был сделан из местного известнякового камня и имел размеры 50X50X100 см. С трех сторон его украшали красивые резные "карковим" – карнизики.
Находка хранилась в тайне все время его расчистки и извлечения из слоя , археологи работали по-стахановски, в две смены.
Алтарь - один из древнейших известных нам из эпохи железного века в Израиле.
Рога жертвенника – вещь весьма известная из Библии, скажем в книге Левит (Ваикра) 9,9 они – место кропления кровью жертв (следы рогов, нашли и на знаменитом "жертвеннике Иехошуа бин Нуна" – Иисуса Навина 13 в.до хр.э. на горе Эйваль)
וַיַּקְרִבוּ בְּנֵי אַהֲרֹן אֶת-הַדָּם, אֵלָיו....בַּדָּם, וַיִּתֵּן עַל קַרְנוֹת הַמִּזְבֵּחַ. (ויקרא, ט,ט
Они упомянуты и как последнее прибежище преследуемых, ищущих спасения у алтаря (обычай, известный и в античном мире).
וַאֲדֹנִיָּהוּ, יָרֵא מִפְּנֵי שְׁלֹמֹהְ... וַיַּחֲזֵק בְּקַרְנוֹת הַמִּזְבֵּחַ ( מלכים א’,א, נ
"…Адония боится царя Соломона, и вот, он держится за рога жертвенника…" (Первая Кн.Царей , у хр-н 3-я Царств 1,50)
וַיָּנָס יוֹאָב אֶל-אֹהֶל ד’ , וַיַּחֲזֵק בְּקַרְנוֹת הַמִּזְבֵּחַ (מלכים ב’, ב, כח
"…убежал Иоав в Скинию Господню и ухватился за рога жертвенника…" (Первая Кн.Царей , у хр-н 3-я Царств 2,28)
В Израиле было найдено несколько рогатых еврейских алтарей, периода до реформ Хизкии ( Хизкияhу, Езекия, 20 הִזְקִיָּה, הִזְקִיָּהוּ -е гг. 8 в. до хр.э.) и Иосии ( יֹאשִׁיָּהוּ, Иошияhу , примерно 30-е- 20-е гг. 7 в.до хр.э.) полностью запретивших богослужение вне иерусалимского Храма.
"…высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: `пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме'.. ( 2-я Кн.Царей, у хр-н 4-я Царств ,18, 22)
הֵסִיר חִזְקִיָּהוּ אֶת-בָּמֹתָיו וְאֶת-מִזְבְּחֹתָיו, וַיֹּאמֶר לִיהוּדָה וְלִירוּשָׁלִַם, לִפְנֵי הַמִּזְבֵּחַ הַזֶּה תִּשְׁתַּחֲווּ בִּירוּשָׁלָיִם (מלכים ב יח 22
Ханаанейские алтари рогов не имели и были, по большей части, круглыми . Здесь же перед нами- уникальный алтарный тип. По его поводу можно выдвинуть разные гипотезы. Возможно мы видим любопытное влияние еврейской традиции (при полной политической враждебности этих двух групп) на формы филистимского культа (обратное допустить сложнее – идея четырехрогого алтаря имеет истоком очень древнюю зафиксированную еще в Книге Исхода (27, 1-2) в Торе . В отрывке, правда, говорится о жертвеннике всесожжения (типа того, что был возведен на горе Эйваль, а потом и в Первом храме)
1 ועשית את המזבח עצי שטים חמש אמות ארך וחמש אמות רחב רבוע יהיה המזבח ושלש אמות קמתו׃
2 ועשית קרנתיו על ארבע פנתיו ממנו תהיין קרנתיו וצפית אתו נחשת׃
"И сделай жертвенник из дерева шиттим, пять локтей длиною и пять локтей шириною; четырёхугольным должен быть жертвенник, и три локтя вышина его. И сделай рога его на четырех углах его; из него должны быть рога его; и обложи его медью. "
Интересно отметить, что этот алтарь почти идеально вписывается в размерность не алтаря для жертв всесожжения , а второго алтаря - для курений в Храме. Амир Даган предполагает, что он и у филистимлян служил для этого же , будучи вмурован в стену и представляя собою своеобразный "столик " для курильницы . На нем самом (пока , м.б. анализы что-то и покажут) не найдено следов многочисленных возжиганий, но рядом с ним – части красивого , расписного, кувшинчика "кипрского" типа , кторый мог содержать благовония или курения(?) и стоять на этом алтаре.
А может быть перед нами – местное развитие идеи минойского рогатого алтаря, увенчанного рогами быка (таково мнение Луизы Хичкок - члена экспедиции). Правда, это не объясняет огромный временной разрыв , лет в 600, между "архетипом" и данной находкой при отсутствии промежуточных типов. В филистимском Экроне, в прошлом , были найдены алтарчики для курений , но они- четырехрогие, "еврейского типа", небольшие, скорее похожие на переносные курильницы, кроме того- насколько я помню, они очень слабо соотносятся с археологическим контекстом – неясно место и слой их находки. Сравнивать, на собственно филистимской почве, пока не с чем – находка уникальна.
Нужно ждать…археолог похож на рыбака – вдруг да клюнет…
Жизнь на "фронтире" времен Судей (12-11 вв. до хр.э.) да и и позже была непростой: эдакий Дальний Запад древнего Израиля (кстати- Запад и географически). Взаимодействие культур, обычаев, наверняка , было взаимным. Там формировались и соответствующие типы поведения и ментальтности , своего род а "еврейское казачество", примером чему может служит библейский Шимшон (Самсон) - ярчайшая , противоречивая и ужасно "живая" фигура.
Избиения врага ослиной челюстью (каков берсерк!…впрочем, если бы не законы, я мог бы посоветовать читателям парочку местных травок - эффект будет похожий, челюсть найдете сами :-)) , и тут же –шумные свадьбы с мордобоем, беготня по филистимским красоткам…
А вспомните казаков, щеголявших в черкесках с газырями, наших еврейских "стражей" начала 20-в, охранявших поля на конях и одетых в бедуинскую или черкесскую одежду! Новая находка- еще один камушек в многоцветной мозаике , восстанавливающую пеед нами реалии библейской истории и заставляющей задуматься и над нашим сложным и противоречивым миром.
============================
PS
Первого августа я уезжаю (до 20-х чисел) проветриться за границу, с рюкзаком и палаткой. После возвращения , с удовольствием погуляю с друзьями путями Шимшона , представим себя волами, влекущими назад, к хозяевам, украденный филистимлянами Ковчег Завета, потолкуем , сидя на привале, на пикантные темы древнего "облико морале" в приграничной полосе, рецептуры филистимского пива и происхождения выражения "пасть порву!" :-) , а заодно, поговорим и про алтари, а м.б. на одном из них даже совершим наше традиционное возлияние к-нибудь сухонького –красненького из соседней винодельни Мони. Пока, до свидания, дорогие читатели.
Сообщения о находке: http://www.news1.co.il/Archive/001-D-273680-00.html http://www.nrg.co.il/online/1/ART2/263/568.html, http://www.datili.co.il/index.php?id=48736 http://gath.wordpress.com/ http://www.kan-naim.co.il/artical.asp?id=17529&cid=
А о странном музее филистимлян в Ашдоде и проблемах политкорректности можете почитать у меня тут (весьма забавно!) http://mangupli.livejournal.com/32888.html