Вопрос о том, стоит ли иметь заранее забронированные отели в самостоятельном автопутешествии или же лучше импровизировать, — из разряда вечных. В каждом конкретном случае его решение может быть разным. У нас, как правило, жилье забронировано наперед, даже если есть визы и не нужно подтверждать в консульском отделе свое проживание.
Единственным исключением была наша поездка по югу Франции из Испании в сентябре 2011: тогда мы выехали из Каталонии, добрались до Сан-Ремо и при этом не имели ни малейшего представления, где проведем следующую ночь. Поиск жилья занимал не меньше часа: надо было не просто найти отель и свободные номера в отелях, но и уложиться в предпочтительную ценовую категорию. Особо живописный случай был, когда мы оказались на территории каньона Вердон, в горах, в ночи, деревушки уже спали глубоким сном к 11 вечера, и мы на своей шкуре убедились, что ресторанов во французской деревне на порядок больше, чем отелей.
С тех пор мы экономили деньги и время, путешествовали согласно нарисованную плану и всякий раз в предстоящую поездку у меня было заготовлено две таблицы: маршрутный лист и лист бронирования (с указанием адреса отеля, контактных данных, координат, наличия парковки и завтрака, возможности отмены бронирования и т.д. – очень удобно иметь такую сводную таблицу).
Отправляясь в краткосрочную поездку в Европу в июле этого года, мы забронировали только апартаменты в месте основного проживания и гостиницу в Бресте на обратном пути. А вот по дороге туда – чистый экспромт. Предполагалось, что выедем из Тулы в 13.00 в пятницу, в ночь перейдем границу (Варшавский мост), переночуем у поляков в придорожном мотеле, в субботу ночуем в районе Оломоуца (или даже еще дальше).
Конечно, в назначенный срок мы не выехали. Хотя, если бы были забронированы отели, это, возможно, нас бы подстегнуло и мобилизовало. Поэтому поздний вечер субботы нас застиг не в предполагаемом Оломоуце, а только где-то на подступах к Катовице.
Многочисленные мотели, которые мы встречали в светлое время суток по всей Польше, как-то внезапно иссякли именно в тот самый момент, когда пришла пора спать. В одном мотеле не оказалось мест. Продвижение по трассе S1 показало, что именно на автостраде жилья еще не понастроено.
Решили ориентироваться по навигатору, забили в «Объектах» «Жилье» — наш Гармин выдал около десятка отелей в 5-7 километрах в городе Бытоме. «Уж полночь близилась», так что решили с заселением не медлить (за круглосуточный ресепшен никто не мог поручиться). Еще один облом нас ожидал в отеле Prime прямо на съезде с автотрассы, пришлось двигать в центр, в отель Bristol.
Несмотря на громкое название и самое что ни на есть центровое расположение на пешеходной улице под названием Dworcowa, отель оказался вполне доступным: 3000 российских рублей за двоих с завтраком и парковкой во внутреннем дворе. Да и в нашем положении – только капризничать!
Несмотря на поздний час и усталость, мы успели заглянуть в бесплатный отельный вай-фай, чтобы понять: куда нас все-таки занесло.
А занесло нас очень даже неплохо. Вот что удалось узнать:
«Польский город Бытом еще с двенадцатого века закрепил за собой титул одного из важнейших стратегических пунктов. Бытом, как и любой город с многовековой историей, обладает богатым прошлым. В тринадцатом веке его очень ценило правительство государства, поскольку его главной задачей было поддержание торговых связей с иностранными государствами. Естественно, тут селились богатые купцы и торговцы, которые строили небывалые по красоте усадьбы. Иногда туристы отмечают, что город с первого взгляда производит впечатление скорее немецкой провинции, чем исконно польского города. И этому есть объяснение: с тринадцатого века сюда увеличился поток немецких ремесленников, которые по крупице меняли колорит и внешний вид города, а чуть позже город и вовсе отошел во владения Австрийской Империи и назывался он тогда Бейтен. Вскоре после многочисленных войн город перешел к своему новому хозяину — Пруссии. Как раз это время и считается рассветом города — строилось множество заводов и фабрик тяжелой промышленности, которые вывели город на одно из первых мест по всей стране. Однако все переменилось после Второй мировой войны, когда, во-первых, был нанесен серьезный ущерб инфраструктуре города, во-вторых, немцы были изгнаны с этих земель, в-третьих, город вернулся к своему законному владельцу — Польше. С каждым годом город все больше восстанавливает культурное и промышленные наследие, доставшееся ему от предков: восстанавливается металлургия, открываются новые музеи».
Хотя у нас эта поездка и не планировалась с попутным посещением городов и достопримечательностей, но до нашего конечного пункта назначения оставалось «всего» 650 километров, утро было чудным, чек-аут в отеле – в 12 часов, так что мы решили прогуляться по центру Бытома.
Карту города взяли на стойке регистрации, поблагодарив девушку-служащую тульским пряником. Дело в том, что во время вкусного и в целом замечательного завтрака в отеле кофе там оказался никудышный – порошковый. Андрей пошел пошуршать по поводу нормального кофейка – и через несколько минут девушка с ресепшен принесла нам две чашки вкусного свежесваренного в турке кофе, с осадком гущи на донышке – хоть гадать начинай!
Вчера вечером мы лишь мельком обратили внимание на здания по улице Дворцовой, но знакомство с утренним городом было не в пример приятнее:
В начале улицы Dworcowa вся антиникотиновая пропаганда идет прахом:
Улица Dworcowa, если посмотреть на картах Гугла, упирается в огромную строительную площадку:
Теперь на ее месте – здоровенный торговый центр:
Здание, которое в нем отражается, на тех же гугловских картах называется Sądrejonowy. Что это такое?
Я во время этой поездки для себя «открыла Америку»: смотришь название объекта на карте Гугл в режиме «Спутник», забиваешь название, копируешь пояснение на заграничном языке, вставляешь его в онлайн-переводчик – вуаля!
Оказывается, милейшее розовое зданьице принадлежит суду:
Sądrejonowy (skr."SR") – w polskimsystemiewymiarusprawiedliwościjeden z sądówpowszechnychpowołanychdorozpoznawaniawszystkichsprawnależącychdosądówpowszechnych, z wyjątkiemsprawzastrzeżonychdlasądówwyższychinstancji.
Районный суд (skr."СР") – в польской системе правосудия один из судов общей юрисдикции, призванных для разрешения всех вопросов, которые входят в суды общей юрисдикции, за исключением дел, предназначенных для судов высших инстанций.
Переходим дорогу – и оказываемся перед массивом церкви Святой Троицы, в которой вовсю идет воскресная служба.
Через несколько улиц идем к сердцу любого европейского города – Рыночной площади. По пути рассуждаем о том, как по архитектуре можно прочитать историю города: в какой период он пережил наибольший расцвет и какая ситуация с жизнью в нем настоящий момент.
Следуя этой логике, можно понять, что наивысший расцвет Бытом пережил на рубеже XIX-XX веков, когда после промышленной революции требовалось огромное количество угля для производственных целей. Тогда появились модные по тем временам и богатые здания в стиле модерн, которые и сейчас не перестают радовать глаз:
Но вот то, что сегодня экономическая ситуация в Бытоме не на высоте, — это вполне очевидно. Для поддержания всех этих памятников архитектуры в должном состоянии требуются средства, и немалые, а с этим, как видно, здесь не очень-то.
То ли кирпичные здания давно в Бытоме не пескоструили (в отличие от тех же Нидерландов, где трех-четырехвековые постройки выглядят как новые именно потому, что кирпичные фасады чистят пескоструем каждые два-три года), то ли копоть здесь такая въедливая, но многие здания в Бытоме — с каким-то черным налетом. Сразу понятно, что это город горняков и рудокопов.
Таково, например, краснокирпичное здание музыкальной школы. Его упоминают в числе главных достопримечательностей Бытома, вот только вид у него – какой-то прямо угрожающий. Я прямо представляю, как родители волокут упирающихся детей в это здание в багровых тонах, зловещее, как тюремный корпус.
Или же вот этот комплекс церкви и прилегающих к нему строений – с тем же темным налетом по всему фасаду:
Внутри, как и положено в воскресное утро в католической Польше, идет служба:
Паства – довольно многочисленная; прямо у входа в храм висит плакат, подчеркивающий, что в Польше любят не только «своего» папу «из наших, из поляков, из славян», но и ныне действующего папу-аргентинца тоже (помню, как по телевизору в отеле в Венеции застали момент объявления в прямом эфире имени нового римского папы Франциска – такое разочарование прозвучало в голосах итальянских телеведущих!)
Рынок в Бытоме, может, и не самая красивая рыночная площадь в Польше, но определенно – симпатичная и в качестве первой достопримечательности в поездке вполне подходящая:
Собор Вознесения Девы Марии — «построен в восьмом веке, сохранился до наших дней, несмотря на разграбления и военные действия, которые сопровождали всю его историю. Собор построен в классическом готическом стиле с острыми шпилями, с четкими линиями и готическими розами»:
Мирно спящий у фонтана лев:
И какие-то спортивные, поджарые голуби – не похожи на нашенских:
На одном из зданий Рынка – три герба:
Ну, с центральным понятно, слева – герб Бытома (недаром на нем находится изображение горняка-рудокопа), а вот что за эмблема справа – так и не поняла.
Уехать из Бытома, не посмотрев на здание Силезской оперы, которая была построена в соответствии с канонами стиля классицизм, мы не могли. Благо, от нашего отеля оно находилось в нескольких минутах ходьбы:
Но здание оперы лично для меня померкло по сравнению с соседним сооружением:
Даже несмотря на то, что оно находится в лесах, невозможно не восхищаться его гармоничным и полным достоинства обликом (если такие сравнения можно отнести к архитектурному объекту).
Назначение этого сооружения мне не давало покоя, так что, еще не выехав из отеля, я все уточнила про него по уже описанной системе (через онлайн-переводчик перевела статью из местной Википедии).
Итак, LiceumOgólnokształcącenrXXim. BolesławaChrobrego.
История у него довольно интересная. Вот что получилось узнать:
«Довоенная история школы восходит ко второй половине XIX века, когда в ответ на все возрастающую необходимость создания в городе реального училища (сегодня ей соответствует в образовании тип средний школы) были открыты в 1895 году в классах бытомской пожарной службы первые два класса немецкой гимназии, так называемые Sexten.
Эта школа в первый год своей деятельности насчитывала сто учеников. В 1896 школа переехала в старое здание еврейской школы.
В первые годы своего существования полное название школы звучало StädtischekatholischeRealschule – Городская Католическая Реальная Школа, которая официально была открыта 1 мая 1897 года. После окончания этой школы ученик имел среднее образование, но без экзамена на аттестат зрелости и без права наобучение в высшей школе».
А вот сейчас мы подходим непосредственно к истории так заинтересовавшего нас здания:
«8 мая 1903 года школа нашла свое место в новом построенном в стиле модерн здании на Kaiserstraße 3, в настоящее время площадь Sikorskiego1.
Здание школы построено в 1901-1902 годы, о чем свидетельствует надпись, которая была размещена на здании школы со стороны улицы Катовице.
Автором проекта был городской архитектор Карл Брюггер, строительные работы выполнил мастер U.Wygasch.
Сегодняшний вид здания нашей школы немного отличается от первоначального — только цветом плитки.
«Со стороны площади школы под куполом можно увидеть выложенный из кирпича девиз: „Здесь молодежь стремится к срочности <?>и добродетели”.
С годами школа развивалась. В справочнике города Москвы 1906/07 года школа значится уже под названием Städtische katholische Realschule in Entwicklung zur Oberrealschule – Городская Католическая Реальная Школа, преобразована в Среднюю Реальную Школу».
Дальше переводчик выдает несколько фраз, дословно которые приводить нет смысла, но из которых следует, что в 1905 году значимость школы выросла.
Учреждение это имеет уже свою библиотеку для учеников и учителей, а также собственный спортивный зал. Школа стала школой в современном понимании этого слова: выпускники получали аттестат и имели право быть принятым в вуз.
В тридцатые годы, после прихода к власти нацистов, когда Гитлер укрепляет свои позиции в третьем Рейхе, школа принимает новое имя, просуществовавшее вплоть до 1945 года: Adolf Hitler Schulestädt, Oberschule für Jungenin Beuthen.
Как уже упоминалось выше, все немецкое после войны в Бытоме подверглось жесточайшему гонению, так что эта участь коснулась и школы.
Сегодня же, насколько удалось понять, учебное заведение в этих старых стенах по-прежнему функционирует, и даже, пока я лазила по местным сайтам, там сейчас проводится конкурс на замещение вакантной должности директора.
Вот такой неведомый ранее и ни разу не слыханный город – а оказался таким интересным. Когда мы возвращались назад, мимо Бытома проехали уже с теплым чувством.
P.S. А еще я всенепременно должна посетить город с взрывным названием – Быдгощ!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо Вам за доброжелательный отзыв!
Путешествие — увы! — закончилось, оно было просто преотличным!