18.03.17 Суббота
Поездка началась с рейса Санкт-Петербург-Москва, вылет в 15:40, прилет в Шереметьево в 17:00.
Затем Москва – Дели, рейс SU 232 с вылетом из Шереметьево в 19:50 и прилетом в Дели в 04:20 (19.03).
19.03.17 Воскресенье 1 день
По прилету в Дели в транзитной зоне B нас встретили представители бутанских авиалиний и авиакомпании «Аэрофлот» и организовали наше ожидание рейса до Паро, вылет которого был в 7:30.
Полезные телефоны:
дежурный Bhutan Airlines в аэропорту Bhupender +917503578641
дежурный Bhutan Airlines в аэропорту Sorownats +919899811041
дежурный Bhutan Airlines в аэропорту Himanshu +919910016533
дежурный Bhutan Airlines в аэропорту +91 9899811087
В Паро самолет летит с посадкой в Катманду, но в аэропорт из самолета выходить не надо, прилет в 11:15. В аэропорту нас встретил гиды Rinzin Dorji and Pema Namgay, телефоны – 91 1761 8685, +91 1757 8053. Мы сели в автобус и отправились осматривать Крепость-монастырь Ринпунг-дзонг. В этом монастыре были сняты некоторые эпизоды фильма Бертолуччи «Маленький Будда» (1993).
В XV веке участок скалы был передан ламе Дгунг Друнг Гьял, потомку Паджо Другом Жигпо. Лама построил здесь небольшой храм, а потом — пятиэтажную крепость (дзонг), которая получила название Хунгрел-дзонг.
В XVII веке потомки Хунгрела передали крепость Шабдрунгу, который в 1644 году разобрал крепость и заложил на том же месте новый дзонг, планировавшийся как монастырь и резиденция для администрации. В 1644 году в дзонге уже разместилась администрация по управлению западного региона Бутана. Новый дзонг получил название Ринпунг-дзонг.
Ринпун Дзонг считается вершиной бутанского зодчества. Толстые стены укрепления, возвышающиеся над городом, заметны из любой точки в долине. Издавна крепость использовалась в качестве зала заседания Национального собрания, эта традиция продолжается и по сей день — большинство дзонгов, домов и монастырских корпусов по совместительству — государственные органы или местные суды.
Полное наименование постройки – Ринчен Пунг-Дзонг (короткое название Ринпунг), означает крепость на горе драгоценных камней. Фортификационное сооружение было использовано неоднократно для защиты долины Паро от вражеского вторжения. По описаниям одного из офицеров-британцев, в 1905 году здесь находились древние катапульты для бросания больших камней. Дзонг пережил землетрясение 1897 году, но понес значительный ущерб от пожара в 1907 году.
Дзонг выстроен на крутом подъеме, наружный двор, где расположена администрация, выше на 6м, чем внутренняя площадка монастырской части. В утсэ (центральной башне) пять этажей, их возвели по указу первого губернатора Паро в 1649 году. На востоку от утсэ находится небольшой лакханг, отданный под храм одного из проявлений местного божества. Стены помещения побелены, декорированы резьбой по дереву, окрашены в золотой и черный, которые в Тибете считаются символическими цветами власти и богатства.
Лестница ведет вниз, к монастырскому кварталу, место постоянного проживания около 200 монахов. Слева, на юге, разместился кунрей — учебный класс. Тамбур украшает фреска – мистическая спираль, бутанская вариация мандалы. Большой дукханг (молельный зал), расположенный напротив, расписан прекрасными внешними фресками, изображающими жизнь тибетского святого поэта Миларепа. Первый день весны для монастыря – начало праздника Паро Цечу который проходит во внутреннем мощеном дворе. В окончании празднования на старинной площадке разворачивается огромная тханка Гуру Ринпоче, ее размер более 18 м, в обычные дни виден огромный рельс 18 века, на котором она висит.
Перед крепостью находится реконструированный классический бутанский деревянный мост под названием Ньямай Зам. Оригинальный переход был смыт во время наводнения 1969 года. Большинство помещений комплекса закрыты для туристов, но его стоит посетить ради удивительной архитектуры и окрестных пейзажей.
В Паро также можно посетить Кьичу-лакханг. Это один из старейших храмов Бутана, основан в 659 году.
На территории храма Kichu Lhakang расположены два здания – старое и новое, которые образуют собой прямой угол.
Старое здание было построено Тибетским королем Сонгцэн Гампо.
Сам храм фиксирует левую ступню знаменитой Тибетской демоницы, которую увидел в медитации великий король. Он приказал обездвижить ее, построив храмы по всему Тибету, тем самым пригвоздив к земле все части её тела.
Внутри главного храма статуя Будды Шакьямуни и 8 Бодхисатв. Слева и справа от нее располагается статуя Авалокитешвара, у которой 1000 рук и 11 голов.
Второе, современное здание построено в 1968 году. Центральное место в ней занимает пятиметровая скульптура Падмасамбхава.
Затем мы направились в столицу Бутана город Thimphu, это заняло около двух часов.
По дороге мы сделали остановку на осмотр храма Tamchhog Lhakhang, он расположен недалеко от Thimphu, в 20 км. Tamchong Lokhang построен в 1433 году знаменитым зодчим архитектором: Тангтонг Гьялпо, инженером, построившим больше сотни мостов в Тибете.
Старый мост к монастырю также был спроектирован им.
Thang Tong Gyalpo (Википедия: Тангтонг Гьялпо (тиб. ཐང་སྟོང་རྒྱལ་པོ་, Вайли thang stong rgyal po) (1385—1464 или 1361—1485), известный также как Друбтхоб Чакзампа (тиб. ལྕགས་ཟམ་པ་, Вайли lcags zam pa) и Цундру Зангпо (тиб. བྲཙོན་འགྲུས་བཟང་པོ་, Вайли brtson ‘grus bzang po) — буддийский учитель, всесторонний учёный и йог, преуспевший как врач, архитектор, инженер, кузнец и поэт.
Он известен тем, что спроектировал и построил 58 железных подвесных мостов по всему Тибету и Бутану, некоторые из которых используются до сих пор. По его проекту были построены крупные ступы необычного дизайна, в частности великий Kumbum в Chung Rivoche. Он основал монастырь Gonchen Monastery в Derge. Он положил начало тибетской опере. Он ассоциировал себя с буддийскими Shangpa Kagyu, Nyingma и Sakya. Повсюду он инициировал активную деятельность по строительству монастырей и ступ, а также повсеместную добычу железа для строительства мостов.
Внутри монастыря располагаются статуи Будды Шакьямуни и Падмасамбхава.
Краткая История Бутана
Королевство Бутан — государство в Гималаях, расположенное между Индией (605 км границы со штатами Сикким, Западная Бенгалия, Ассам, Аруначал-Прадеш) и Китаем (Тибетский Автономный район). Бутан находится на южном склоне Большого Гималайского Хребта, который поднимается до 7000 метров. В центре Бутан разделяется Чёрными Горами — водораздельным хребтом. Более 70% площади страны составляют хвойные и широколиственные леса. На юге Бутан спускается почти к реке Брахмапутре. Выход к Брахмапутре однако осуществляется через ассамский коридор, принадлежащий Индии.
Бутан — единственная буддистская страна Vajrayana в мире, (Ваджрая́на — метод быстрой трансформации, основанный на мотивации и философии Великого Пути (Махаяны), но с самостоятельным взглядом, поведением и практикой медитации) и глубокое обучение этой традиции остается хорошо сохраненным и проявляет сильное влияние во всех аспектах жизни. Из-за его древней среды и гармоничного общества, крошечное Королевство Бутана назвали «Последним Шангри-ла».
Дуальную систему правления в Бутане установил Шабдрунг (человек, который объединил разрозненные части Бутана).
Страной управляли два высших лица – «Je Khenpo», или «Dharma Raj» — «страж учения», отвечающий за духовную власть, и «Druk Desi», возглавлявший светскую власть и фактически являвшийся премьер-министром.
Je Khenpo — высший религиозный иерарх Бутана, руководитель сообщества монахов страны, отвечает за проведение обрядов и церемоний в стране. Титул Je Khenpo определяется путем выборов, и, как правило, оно дается наиболее уважаемым монахам в Dratshang Lhentshog (Комиссия по монастырским делам).
Однако, после смерти Шабдрунга и до реинкарнации, началось соперничество между лордами и борьба за власть. Это ввергло Бутан в годы смуты, продолжавшиеся почти два столетия, до воцарения на престол Гонгсар Угьен Вангчук (фактически первый король Бутана). Король упразднил старую систему двоевластия и приступил к укреплению единства страны под королевской властью.
С тех пор светская и религиозная власть в стране едины и выражены в лице короля Бутана. С периода становления монархии влияние Je Khenpo (духовного монаха) уменьшилось. Однако его позиция остаётся достаточно сильной, и он рассматривается как ближайший и наиболее влиятельный советник Короля.
Конституция Бутана, принятая в 2008 году, подтверждает приверженность Бутана системе дуального правления. Однако титул «Druk Desi» (светская власть) не упомянут в высшем законе страны и все административные полномочия возложены на Короля Бутана и государственные учреждения.
Je Khenpo же был кодифицирован Конституцией, и в соответствии со статьей 3 раздела 4, Король назначает Je Khenpo как духовного лидера Бутана по рекомендации пяти Лопонов.
В свою очередь Je Khenpo назначает, по рекомендации Комиссии по монастырским делам, монахов с девятью качествами духовного учителя и выполнивших ked-dzog (ked-dzog — стадии развития и завершения в практике Vajrayana) как пять Лопонов.
Шабдрунг Нгаванг Намгьял – это имя человека, который сделал Бутан независимым, цельным, создал условия для культурного и национального возрождения, и заново восстановил политическую систему в стране.
Он был рожден в Бутане в 1594 году, явившись продолжением линии реинкарнаций Шабдрунг Ринпоче, и получил духовное и культурное воспитание в соответствии с традициями школы Drukpa Kagyu. Предки Шабдрунга были влиятельными и почтенными жителями Тибета. В Бутане его семья оказалась после того, как деда Шабдрунга выслали из Тибета из-за конфликта со школами традиции гелуг. Все семейство поселилось на западе Бутана, в долине Paro, где исповедовались традиции Kagyu.
Заслуга Шабдрунга заключается, в том, что, являясь первым человеком одного из княжеств Бутана, он смог объединить все остальные. Правда, пришлось это делать, зачастую применяя военную силу. Первое объединение разрозненных княжеств и феодальных владений произошло в 1630 году; а окончательное формирование единой страны Бутан произошло в 1634 году, когда состоялась битва пяти лам, в которой Шабдрунг смог одолеть объединенную тибетско-бутанскую армию.
Объединив страну, Шабдрунг произвел реформу системы власти, установив двоевластие духовного и административного лидеров. Эта система существовала долгое время, пока с 50-х годов двадцатого века короли не взяли курс на постепенное введение демократии, результатом чего в 2008 году стало принятие современной конституции.
Второй заслугой Намгьяла стало разграничение культуры Бутана от тибетской, благодаря чему стала возможной культурная самоидентификация населения.
Третьей заслугой стало строительство большого количества крепостей-монастырей (дзонгов), которые стали не только местами духовного развития, но и местами административного управления дзонгхатами (областями Бутана), а также укрытиями от вторжений недоброжелателей.
Столицей Бутана при Намгьяле стал город Punakha, где была его резиденция вплоть до смерти в 1651 года. Хотя эта дата условна, т.к. близкие советники царя, дабы избежать волнений и беспорядков, скрывали смерть правителя около 50 лет. Впрочем, скрывать этот факт не было чрезмерно сложно, так как Шабдрунг до этого часто совершал ретриты молчания, некоторые из которых длились не один год. Священный чортен с телом Шабдрунга, охрана которого является одной из самых почетных работ в Бутане, находится в Punakha Dzong.
Почему надо снимать обувь при входе в Храм:
Осквернение ношением обуви в храмах
Давным-давно в деревне Сукхен на севере Наланды (Индия) была пещера. Однажды, когда в пещере играли дети, неожиданно подул сильный ветер с пылающим огнем. Дети начали бросать камни в вихри ветра, и тут же из бури появился голодный призрак с деформированной ногой. Тем временем, рядом был монах, практикующий бодхичиту, и он спросил голодного призрака: «Что послужило причиной плохой кармы, что ты родился с таким увечьем?» Призрак ответил: «Меня звали Гуалджанг из Наланды, и я был хорошим учеником Кхенпо. Тогда я входил в храмы в обуви и с грязными ногами. Карма подобного осквернения привела к тому, что я родился с изуродованной ногой и испытываю ужасные мучения заключением в вихрь пылающего огня. Заинтересованный монах спросил: «И как долго ты испытываешь эту боль?» Несчастный призрак ответил, что ему придется так страдать пятнадцать тысяч лет, а затем он отправится в Ваджра ад. После рассказа призрак потерял сознание, не в силах принять своего несчастья.
Достопримечательнсти Тримпху
1. Чортен. (Memorial Chorten, Thimphu)
Мемориальный Chorten в Thimphu — буддийский монастырь в Бутане, расположенный на Doeboom Lam в южно-центральной части Thimphu неподалёку от индийского военного госпиталя. Чортен построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчук (1928—1972). Этот Чортен очень охотно посещается бутанцами и туристами, он является одной из главных достопримечательностей города. В 2008 году был отремонтирован и расширен. Он считается самым заметным религиозным объектом в Бутане. Он был освящён Дуджом Ринпоче.
В отличие от других чортенов, он не содержит останков короля, в нём помещена фотография ушедшего короля в церемониальной одежде в зале на первом этаже. Строительство соответствует воле короля, который хотел построить пространственное представление сознания Будды.
Чортен посещается паломниками, так как считается что Третий король Бутана обладал особой святостью и чудесными свойствами.
Проект Мемориального чортена принадлежит Тхинле Норбу (1904—1987) в соответствии с традицией школы Nyingma. Он был воздвигнут в 1974 году как дань памяти королю, умершему в 1972 году. Строительство осуществлялось по инициативе королевы-матери Аши Пхунцо Чоден Вангчук.
2. Симток-дзонг
3. Simtokha Dzong – крепость-монастырь (дзонг), построенная правителем Шабдрунгом в 1629 году.
Главный зал (assembly hall)
— Слева храм Авалокитешвара
— Справа Алтарь Махакала
— Центральный алтарь: Будда Шакьямуни, статуя Шабдрунга и 8 бодхисатв
Здесь до 21 века находился институт культуры Бутана. Сейчас комплекс новых зданий перенесен в долину Trongsa.
Перед входом в Дзонг изображены фрески:
— Четыре Небесных Царя (четыре бога-хранителя, каждый из которых оберегает одну из четырех сторон света)
— Мандала Четыре Друга (The Four Harmonious Friends) – Образ четырех гармоничных друзей является одной из самых популярных тем в традиционном искусстве Бутана. Изображение представляет собой птицу, кролика, обезьяну и слона, стоящих друг на друге. История говорит о том, что птица находит семечко и сажает его, кролик поливает, а обезьяна удобряет. Слон подразумевает под собой социальную и природную гармонию, тем самым оберегая семя, когда оно начинает прорастать. Позже из семени вырастает красивое большое дерево, увешанное сочными плодами. Животные встали друг на друга, так как дерево было высоким, и по одиночке ни один из них не смог бы снять с дерева фрукты. Мораль, которую несет эта история заключается в том, что жизнь в гармонии друг с другом, взаимопомощь и поддержка приносит положительный результат, даже несмотря на различия в потребностях и талантах.
— Мандала Kalachakra (Круг времени).
4. Барп-лхакханг построен в 17 веке и перестроен в 2008 году.
Внутри Barp Lhakhang располагаются Пять Татхагат Будд
Татхагат — понятие северного буддизма с учениями Mahayana и Vajrayana. Пробуждение от сна неведения в этих направлениях буддизма характеризуется с точки зрения пяти видов мудрости, присущих уму Будды. Пять будда-семейств и сами Пять Татхагат в чистом виде проявляют пять будда-мудростей, которые возникают при преобразовании пяти базовых «ядов ума»: неведения, зависимости-привязанности, гнева, зависти-ревности и гордости.
Пять Будд являются главами каждого из пяти семейств. Они представляют тело, речь, ум, качества и активность Просветления. А также соотносятся с одним из пяти психофизических характеристик иллюзии «я» (скандха) и пятью элементами материального мира.
Пять дхьяна-будд:
Будда Вайрочана (санскр. वैरोचन, Vairocana – «Татхагата наивысочайший и блистательный, повсеместный глаз-сокровищница»).
Будда Акшобхья (санскр. अक्षोभ्य, Aksobhya – «Непоколебимый»).
Будда Ратнасамбхава (санскр. रत्नसंभव, Ratnasaṃbhava – «Тот, от которого возникают драгоценности»).
Будда Амитабха (санскр. अमिताभा, Amitabha – «Безграничный Свет»).
Будда Амогхасиддхи (санскр. अमोघसिद्धि, Amoghasiddhi – «Верное Достижение»
Основные объекты на карте: КАРТА
На ночь мы остановились в отеле в городе Galinka Hotel (Norzin Lam, Thimphu, Bhutan, Tel: +975 2 325 387). Это достаточно неплохой отель с чистыми номерами, расположенный очень удобно, в центре города.
Также можно остановиться в отеле Wangchuk Resort, Taba (Hangkuna, Taba Thimphu, Bhutan , Tel: + 975 2 365 262).
20.03.17 Понедельник 2 день
Посещение Пангри-Зампа и Zangto Pelri
Время переезда в Pangri Zampa занимает около 20 минут. Правитель Шабдрунг построил этот монастырь в 1620 году. Монастырь известен своей школой буддисткой астрологии. Перед входом в монастырь растет гигантская секвойя, обхватом примерно 20 метров. Говорят, что этому дереву уже около 2000 лет. Сам монастырь состоит из 2-х частей. Новая часть была построена Королевой матерью в 2008 году. Старая часть монастыря выглядит пустынной и заброшенной. На третьем этаже здания расположена статуя Будды Шакьямуни в окружении 6 архат.
Слева алтарь верховного Ламы, справа храм Махакала.
В августе-сентябре в этом монастыре проводится очень важный магический ритуал, который называется Janachunde. Для проведения ритуала сооружается специальная ловушка для Духов, тибетцы складывают в нее старую одежду или части волос, а после окончания ритуала все это выкидывают в реку.
Я попробовал заказать Тибетский гороскоп у одного из монахов, но меня смутило, что никто не поинтересовался датой моего рождения, поэтому я отказался от продолжения составления гороскопа.
Монастыри Thimphu:
1.На въезде в Thimphu расположен небольшой монастырь Сонгто Перли (Songto Perli). Он построен в 18 веке Таши Акутоми (основатель института тибетской культуры).
В основном зале храма установлена статуя Падмасамбхава. Слева Бодхисатва Кхен Чан, а справа статуя Бодхисатвы Манджушари. Вдоль левой стены стоит 5 статуй различных форм Гуру Ринпочи, вдоль правой стены 8 статуй.
2. Нам очень понравился Changganskha Temple, который был основан в 12 веке Великим Мастером Пхаджо Друкгумом Шипо. Мастер принес учение школы Drukpa Kagyu в Бутан.
Основателем учения был тибетский Мастер Тсангпо Джетри, который жил в монастыре Ralung (сам он был родом из долины Num). После Ralung он вернулся в родную долину, чтобы основать в ней монастырь. Построив Храм в долине, он вернулся в родной монастырь Ralung для того, чтобы набрать монахов для нового храма. А по возвращении назад они увидели, что вся долина заполнена драконами (Druk), и поэтому новый храм получил название Druk Temple, а учение Drukpa Kagyu.
3. Смотровой площадка Buddha Point Kuensel Phodrang.
Будда Дорденма — это гигантская статуя Будды Шакьямуни, которая выполнена из бронзы, но щедро покрытая золотом. Внутри статуи находится храм, со статуей Будды Вайрочана в окружении 8 Бодхисатв. По стенам храма установлены 25 тысяч маленьких Будд (30-сантиметровых и 100 тысячами 20-сантиметровых статуй Будды). Благодаря тому, что статуя расположена на вершине высокой горы Чангри Кенсел Пходранг, отсюда открывается прекрасный вид на южные и западные окраины города Thimphu. (Расположена на высоте 2455 метров над уровнем моря, ее по праву можно назвать самой высокорасположенной статуей Будды в мире). Перед статуей построена огромная площадь на 10000 человек, для проведения торжественных мероприятий. Помощь в строительстве оказали спонсоры из Гонконга, Тайваня и Сингапура.
Всего в Бутане в настоящий момент запланировано построить 3 гигантских скульптуры.
1. Статуя Будды Шакьямуни в Thimphu
2. Статуя Падмасамбхава в Восточном Бутане в Lhuntse Tamngmachu (проект закончен)
3. Статуя Shabdrung в Punakha (строительство еще не начато)
4. Ташинчхо-дзонг
Trashi Chhoe Dzong — это действующий административный комплекс (офис короля и верховного ламы), поэтому туристов пускают на его территорию только с 17:00. На другой стороне реки можно видеть здание парламента.
Дзонг был построен в 1644 году Шабдрунгом. В 1897 году был разрушен в результате землетрясения, но очень быстро восстановлен. В сентябре-октябре, на площадке за дзонгом проходит фестиваль масок. Также в крепости похоронен 69-ый Лама, доступ к его мощам разрешается раз в год, и только гражданам королевства.
В главном храме крепости можно посмотреть:
— Статуя Будды Шакьямуни с двумя его учениками (Шарипутра и Маудгальяяна)
— Слева статуя Бохисатвы Ваджрадхара, справа Ваджрасаттва.
В зале по стенам расположены 1000 фигурок Будды.
google.ru/maps/d/edit?mid=1dg…
21.03.17 Вторник 3 день
В этот день мы направились в Пунакха, это около 3х часов езды, примерно 70 км.
КАРТА
При выезде из города мы проехали Simtokha Dzong, нам открылся фронтальный вид на гигантскую позолоченную статую Будды Шакьямуни. Через 16 км расположена деревня Huntso, где находится контрольно-пропускной пункт, и совершается проверка пермитов. В деревне живут переселенцы из китайского Тибета. Король Бутана предоставил всем беженцам гражданство Бутана. Еще через 4 км перевал Дочу Ла, высота 3100м. (через 55 минут после Thimphu). Dochu La — это одна из визитных карточек Бутана, так как на перевале построен комплекс из 108 Ступ. Комплекс был построен старшей женой (одной из четырех) четвертого Короля Бутана. Мемориал был открыт в честь победы в 2003 году над бандой террористов из Индии. Оттуда открывается очень красивый вид на Гималайскую Гряду.
В хорошую погоду можно увидеть семитысячники:
1. Gangkhor Phuensum 7564м
2. Ganagchen singey 7300м
3. Table mountain 7000м
4. Tsanda gang 7050м
С этим перевалом связана одна очень интересная легенда о Мастере Друкпа Кюнле. Дело было в 1440 году. На перевале поселилась злобная Демоница Чо Ким, которая охотилась на путешественников. В те времена не было хороших дорог и переход Thimphu — Punakha занимал несколько дней. Однажды, на перевале пришлось переночевать маленькому мальчику-пастушку со своей коровой. Мальчик очень боялся демоницы и, забравшись на дерево, молился всю ночь. Его молитвы услышал Мастер Друкпа Кюнле и пришел на помощь ребенку. Мастер обладал способностями яснознания и телепортации. Он в одно мгновение оказался на перевале, взял ребенка на руки и перенес вместе с коровой в Punakha. Позже он вернулся на перевал и стал ждать демоницу. Он разделся, положив свой железный лук и меч себе под голову и уснул. Скоро появилась демоница. Она решила напасть на спящего Мастера, но тот опередил ее и напал первым. В качестве оружия он использовал свой фаллос. Им он проткнул демоницу. Чо Ким была напугана таким поведением Мастера и обратилась в бегство. Мастер решил догнать демоницу и уничтожить ее. Удалось ему это уже не далеко от Punakha, близ деревни Lobisa. Демоница предприняла последнюю попытку и превратилась в собаку Мастера, в надежде что тот ее не узнает в новом облике. Но Мастер, обладая сверх зрением, увидел истинный облик собаки и уничтожил демона. Поверженного демона Мастер закопал на холме и возвел над могилой Ступу. Позже (1443г), кузен Мастера возвел рядом со ступой храм. Изображение Фаллоса Мастера Друкпа Кюнле можно встретить по всему Бутану. Он символизирует защиту от злых сил и демонов!
Через 30 км (около 50 мин) мы приехали в деревню Lobisa, где посетили храм Чими-лакханг, посвященного Друкпа Кюнле.
Центральная статуя храма Chimi Lakhang – Будда Шакьямуни
Слева: Будда Прошлого
Справа: Будда Будущего и Будда Сострадания
Перед Буддой Прошлого статуи: Падмасамбхава и Shabdrung
Перед Буддой Будущего статуи: Друкпа Кюнле и собаки
Слева от Падмасамбхава: старая ступа и статуя Авалокитешвара.
Здесь же можно увидеть Железный Лук и Меч легендарного Мастера. А также огромный деревянный Фаллос, который по преданию дарует потомство женщинам, которые обойдут с ним Храм 3 раза. Сам Пунакха расположен в 7 км от этой деревни.
Главная достопримечательность Пунакха – Пунакха-дзонг (Druk Bumtang Dechen Phodrang) – Дворец Великого счастья, он расположен в самом городе.
Punakha Dzong был построен в 1637 году по приказу Шабдрунга у подножья двугорбого холма, напоминающего слона. Сама крепость расположена в месте слияния двух рек Po chu (женская) и Mo chu (мужская) река.
Для проектирования крепости был приглашен известный архитектор Палеб, которому долгое время не удавалось найти правильное архитектурное решение для создания крепости. У подножья слоновьего холма находился небольшой храм Chung Dzong, куда Шабдрунг и отправил архитектора на трое суток для медитации.
План крепости появился у архитектора на третью ночь. Пройдя ворота Крепости, попадаем к главной Башне — Utze. На площади перед башней проходят ежегодные фестивали (самый известный проводится в конце февраля), а на башне вывешивается Танка огромных размеров. Башня состоит из 5 этажей.
На первом этаже стоит обратить внимание на 2 небольших храма: Temple of Marpa и Temple of Milarepa На территории крепости туристов обычно допускают только в основной храм — Kuenra Lhakang.
Внутри храма можно посмотреть:
— Главная статуя Будда Шакьямуни
— Слева Падмасамбхава
— Справа Шабдрунг
— Рядом Падмасамбхава — Будда прошлого
— Рядом с Shabdrung – Будда настоящего
Здесь же 2 ученика Будды: Шарипутра и Маудгальяяна
В этом зале первый король Бутана вступал на престол. Здесь же подписываются наиболее важные правительственные соглашения и проходят коронации. Punakha — это зимняя резиденция короля, а Thimphu — летняя.
Справа от Kuenro Lhakang — Utzi Machen, секретный храм, в котором хранится тело Шабдрунга. Вход в этот храм для иностранцев запрещен.
Напротив, основных ворот в крепость до сих пор стоит небольшой Dzong Chung, где медитировал архитектор Палеб. Храм был построен в 13 веке Drupthop (Yogi) Nagi Rinchen и пережил 2 серьезных наводнения в 1960 и в 1994 годах. Главная статуя Будды Шакьямуни сохранилась с 13 века. Стены украшены фресками со сценами из жизни Шабдрунга, Миларепы и Будды.
КАРТА
До 1955 года Punakha был столицей Бутана.
На ночь мы остановились в отеле Drubchhu resort (+9752 376236/376237), это очень хороший отель с большими чистыми номерами с видом на долину.
Также модно остановиться в отеле Vara (Lobesa, Punakha 13001, Бутан, Tel: + 975 2 376 245) Этот отель расположен над дорогой, у него замечательный вид на долину. Номера большие, но сам отель уже немного старый и обшарпанный.
22.03.17 Среда 4 день
В этот день мы направились в Тронгса, это 7 часов езды, около 146 км
КАРТА
По дороге мы проехали мимо Pele la Pass 3380м, 73 км от Punakha, около 3 часов.
В 11-10 мы подъехали к ступе Чендебджи-чортен. Chendebji — буддийская ступа, расположенная недалеко от деревни Chendebji (около 96 км от Punakha, время в пути около 4 часов).
Это очень энергетически сильное место. Бутанцы говорят, что здесь сбываются мечты. Здесь мы с удовольствием просидели около часа. Ступа небольшая, построена в 19 веке Мастером Лам Шида. Она является копией известной непальской Ступы Boudhanath.
По легенде, Мастер зарисовал схему ступы на репе, но во время путешествия, репа засохла, поэтому ступа получилась значительно меньше своего непальского оригинала.
Примерно в 18 км от ступы находится небольшой, но современный монастырь Tsangkla Tashicholing, который был построен в 2008 году (время в пути занимает около 20 минут).
Главная статуя храма — 7метровая статуя Авалокитешвара.
Слева: Будда Шакьямуни, и Защитник 3 Diety of Tantric form (Gangdue)
Справа: статуи Падмасамбхава и Пенлоп Кхенпо
Достопримечательности Тронгса:
1. Тронгса-Чокор построен в 1644 году Мастером Чогьял Минджур Темпа, который был отправлен в Trongsa королем Шабдрунгом, в качестве посла. После Trongsa Chokor Rabtentse Dzong он должен был ехать в восточный Бутан, чтобы провозгласить власть нового короля.
Провинция Trongsa знаменита тем, что первый король бутана был губернатором Trongsa.Основная идея посла Шабдрунга была в объединении центрального и восточного Тибета. В 1906 году по всей стране прокатилась волна митингов, за объединение Бутана в единое государство. А 17 декабря 1907 первым королем был избран губернатор Trongsa Угьен Вангчук. Принимая во внимание этот исторический факт, каждый последующий король должен перед коронацией некоторое время занимать пост губернатора Trongsa.
2. Главный храм Trongsa Kuenri Temple
В центре: Будда Настоящего
Слева: Будда Будущего
Справа: Будда Прошлого
Немного истории:
В конце 15 века в это место пришел Прапрадед Шабдрунга Наги Вангчук. Он был Мастером Drukpa Kagyu. Он основал небольшой храм, куда стали приходить люди и в скором времени на этом месте появилась новая деревня. Sar — деревня, Trong — новая.
КАРТА
Также в Тронгсе можно посетить музей Ta Dzong Museum. Он находится примерно метров в 100 над крепостью.
На ночь мы остановились в отеле Yangkhil resort (Tashipang, Trongsa, Bhutan, +9753521417, yangkhil.bt ).
Это единственный приличный отель в Trongsa. Расположен напротив Крепости.
В отеле видовые номера. Индийская кухня, все очень вкусно.
23.03.17 Четверг 5 день В этот день мы направились в Бумтанг, это 3,5 часа, около 75 км.
КАРТА.
Дорога была очень плохая, велись ремонтные работы, из-за этого первые 30 км дороги заняли полтора часа.
В 41 км от Trongsa находится Були Тампл. Buli temple основан в 14 веке, основатель Дорджи Линг Па, который был известным искателем Терма. (Священные реликвии, принадлежащие Падмасамбхава, который был в Bumthang в 8 веке.)
От дороги до Храма подниматься около 20 минут.
1-ый этаж Будда Будущего (в нем хранятся терма)
2-ой этаж Будда Шакьямуни
3-ий этаж Будда Амитаюс.
Затем минут через 15 мы подъехали к повороту на Самтенлинг-лакханг. Samtenling monastery был основан в конце 15 века Мастером Kuen Khen Longchen Rabsan. 30 лет назад монастырь сгорел. Сейчас рядом с руинами старого здания построен небольшой тибетский дом. В одной комнате дома расположен храм. В этом доме проживает правнучка великого Мастера. Здесь также сохранены священные реликвии, принадлежащие Падмасамбхава.
Так как храм не государственный, то терма иногда показывают туристам или паломникам.
Нам повезло, и мы увидели следующие реликвии:
— статуя Хуэн Кхен Лонгчен Рабсан
— статуя Авалокитешвара.
— Статуя Ваджрасаттва
— Статуя Зеленой Тары
— Ступа Просветления
— Ступа Победы
— Череп Дайкини
— Зуб коня Мастера
— Rem (Тарелки)
Подъем к храму в гору достаточно крутой и нелегкий, занимает около 30 минут. Но всем нам посещение этого места очень понравилось.
За перевалом Ki Ki la начинается хорошая дорога (старый асфальт). Город Chamkhar — основной населенный пункт долины Bumthang.
Достопримечательности Долины Bumthang.
drive.google.com/open?id=1ubZ…
1. Джакар-дзонг был возведен в 16 веке. Имя основателя не дошло до наших времен.
Известно то, что основатель Gakar Dzong увидел парящую Белую Птицу и решил основать крепость в месте, где она приземлилась. Ja (Ga) – белая, Kar – птица.
В 17 веке Dzong был перестроен Гельза Тензин Рабгелом. Это летняя резиденция монахов долины Bumthang. На зиму они переходят в Trongsa.
Основной Храм в Дзонге Phurba Lhakang
В главном Алтаре:
— Будда долгой жизни
— Зеленая Тара
— Богиня Победы
— Статуя Намгьялма
На стенах фрески с изображением Будды Shakyamuni и 16 архатов.
На втором этаже Храма:
—Будда Будущего
-Слева Будда Прошлого
-Справа Будда Настоящего
2. Jambo Lhakang
Это один из самых значимых храмов Бутана, хотя Храм небольшой. По приданиям, он был построен в один день с 107мью храмами Тибета, чтобы обездвижить злобную демоницу Тибета. На территории Бутана построено 4 храма. Jambo фиксирует левое колено демона. Храм был воздвигнут Сангцен Гампо в 1659 году. Главная статуя храма — статуя Будды Маятрии (Jampo) и 8 бодхитсатв вокруг.
Каждый год в 15 день девятого лунного месяца на площадке перед Храмом происходят ритуальные танцы обнаженных мужчин вокруг костра. Лица танцующих мужчин закрыты.
3. Курджей-лакханг
Храмовый комплекс Kurjey Lhakhang был воздвигнут в 1652 году вокруг пещеры, где Падмасамбхава медитировал в 744 году.
После трехмесячной медитации на камне проявился отпечаток тела Великого Учителя, (Kur — тело, Jei — печать), что и послужило названию храма. Легенда, связанная с появлением Падмасамбхава, следующая:
Один индийский царь Синду Раджа, теряя свою власть и подданных решил переехать в Bumthang. Здесь его все еще уважали и почитали, он стал Королем Бутана. Недалеко от Крепости, жила злобная демоница Шелгинг Карпо. Царь регулярно совершал ей подношения, прося ее силы и власти. Вскоре, он решил отвоевать свои покинутые земли и собрал большую армию, которую возглавлял его сын. Но удача была не на его стороне. Армия была разбита, а сын убит. Разгневанный царь перестал оказывать демонице какие-либо знаки внимания. Она же решила проклясть его и наслала множество неизлечимых болезней. В результате этого царь тяжело заболел. Чтобы справиться с колдовством демоницы, он пригласил к себе очень известного великого ученого и мага Падмасамбхава, которому силой и хитростью удалось победить злобного демона. Демоница всячески избегала встречи с Падмасамбхава и пряталась от него в пещере. Чтобы сбежать, она превратилась в снежного льва, тогда Мастер принял облик Гаруды и остановил демоницу. Ему удалось убедить ее снять с царя все злые чары и обратить в буддизм.
Сама пещера находится на третьем этаже в храме Guru Brubkhang. Перед ее входом стоит небольшая скульптура Гуру Ремпоче на каменном образе. Здесь же, в центральном алтаре, установлены 8 форм Падмасамбхава. Вдоль левой стены зала 1008 статуй Падмасамбхава, а справа изображения Будды Шакьямуни и 16 архатов. На втором этаже расположен еще один храм Samba Lhendrup Lhakahang с 2мя огромными статуями Падмасамбхава.
Размещение на ночь планировалось в отеле Gongkhar Guesthouse (Gongkhar, Bumthang, Bhutan) Отель новый, но на улице было очень ветрено и холодно. В комнатах оказалось прохладно, даже наличие печки и радиатора не убедило нас остаться в нем. Мы попросили поселить нас в отеле Yugharling Resort (Tel +9753631780, yugharling.com). Отель заявлен как 4*, но по интерьеру уступает Gongkhar Guest House (номера и мебель пошарпаны). Но в комнатах было очень тепло, к нашему приезду были включены все имеющиеся обогреватели, это сыграло решающую роль в выборе отеля. Также при отеле очень хороший ресторан.
КАРТА
24.03.17 Пятница День 6
Этот день начался с посещения храма Тамшинг-лакханг
Tamshing Lhakhang основан в 1501 Terton Pema Lingpa (Terton переводится как «искатель сокровищ»). В храме хранятся священные свитки, принадлежащие Падмасамбхава и Будде Шакьямуни.
Главной реликвией храма является железная рубашка, сделанная самим Пема Лингпа из металлических колец, весом более 20 кг. По приданию, если в этой накидке обойти храм 3 раза, то ваша карма существенно улучшится.
Центральная статуя храма — статуя Падмасамбхава. Рядом с ним 2 его жены.
Слева: Будда Прошлого
Справа: Будда Настоящего.
В конце сентября и начале октября в храме проходят крупные фестивали.
Храм Кончогсум-лакханг
Kencho Sum Lhakhang расположен примерно в сотне метров от Tamshing Lhakhang, и был построен в 9 веке по приказу тибетского короля Тристан Доцене (король получил указания от самого Падмасамбхава). В 2010 году храм полностью сгорел. Восстановление храма обошлось примерно в 5 млн долларов. Средства, в основном, были собраны спонсорами из Тайваня и Сингапура. В настоящее время он уже открыт для посетителей.
Центральная статуя — Будда Шакьямуни.
Слева: Авалокитешвара и Кхен Лонгчен Рабсан
Справа: Падмасамбхава и Пема Лингпа
Затем у нас был намечен осмотр долины Танг, самой отдаленной долины Бутана. Время в пути до долины – около 2 часов. Осмотр долины проводится пешком. Можно посетить аристократический дворец, в котором есть музей. Membar Tsho «светящееся озеро», одно из самых важных мест в Бутане для паломников. От центра города Bumthang до озера ехать примерно 30 минут (расстояние 10 км). Само по себе священное озеро, это небольшое расширение реки Cham Khar Chu. Drangche, место рождения Пема Лингпа. Согласно легенде, Пема Лингпа считал, что в озере в долине Танга находятся тайные сокровища (реликвии, принадлежащие Падмасамбхава и Будде Шакьямуни), однако жители Танга отнесли скептически к его заявлениям. Пема Лингпа увидел это место во сне. Он пришел к этому озеру на следующее утро и увидел в нем подводный храм и прыгнул в озеро, чтобы войти внутрь. В храм вело множество дверей, но открыта была только одна. Через нее он и вошел в Храм. Внутри он встретил женщину с одним глазом, которая и дала ему свиток, с информацией где найти терма. На следующий день он рассказал всем жителям деревни о том, что ему высшие силы открыли тайное место, где хранятся древние реликвии. У озера собралось много людей, включая губернатора провинции. Пема с горящей лампадой в руках прыгнул вводу и вернулся назад с сундуком, полным терма. Лампа всё так же горела в его руке.
Затем мы посетили музей Ugyen Choling Palace (время в пути от озера до музея около 1 часа, последние полкилометра приходится подниматься пешком). Дворец был построен в 16 веке. Это место посещали известные Мастера Лонгчен Рабжампа (1308-1363) и Дордже Лимпа(1365-1405) в 14 веке. Здесь проживал Губернатор долины Bumthang — Кушу Тсоки Дорджи. Он управлял как Долиной Bumthang, так и долинной Trongsa.В 1996 во дворце открыли небольшой музей. Полностью как музей Дворец был открыт в 2010 году. Дворец принадлежит не государству, а частному лицу. Кунгзанг Чоден — праправнучке губернатора Кушу Тсоки Дорджи. Она замужем за швейцарским бизнесменом. Экспозиция расположена в главной башне — Utze и занимает 3 этажа.Здесь представлены экспонаты, показывающие быт бутанцев.
Здание, окружающее Башню, называется Shagkor. В нем расположены государственные офисы, также здесь проживает охрана и военные. Здесь же обычно размещают приезжих гостей. Гестхауз называется Nubgothang. Сейчас на территории дворца строится комфортабельный отель для иностранных туристов.
Возвращение в город заняло около полутора часов. (33 км). Так как следующий день у нас планировался очень долгий переезд, мы решили выехать в сторону Wangdi не утром следующего дня, а после обеда, чтобы переночевать в Trongsa. Переезд Бумтанг — Тронгса занял 3,5 часа. (72 км)
На ночь мы остановились в отеле отеле Yangkhil resort (Tashipang, Trongsa, Bhutan, тел. +9753521417, yangkhil.bt ).
25.03.17 Суббота 7 день
День начался с выезда из Тронгса в 8.00 через Гангтей в Вангди, дорога заняла 9 часов, примерно 145 км
КАРТА
Дорога та же, поэтому достопримечательности повторились.
— КПП Trongsa перед мостом (5 км)
— видовой ресторан (11 км)
— Tsanka Tashi Choling temple (20 км от Trongsa )
— ступа Chendebji (37 км от Trongsa) время 10-10
— перевал Pele la (64 км от Trongsa) время 11-20
— Поворот к Gangtey Gompa (67 км от Trongsa) время прибытия11-30
— Перевал Lawa La 3245м (68 км от Trongsa)
— Gangtey Gompa (74 км от Trongsa) время прибытия 11-50
Посещение Гангтей-гомпа.
Название Gangtey Gompa переводится как вершина холма. (gang — холм, tey — вершина) Долина, в которой находится холм называется Phobjikha. Храм был построен в 1613 году Гилзой Пема Тсинлей, праправнуком Пема Лингпа. Все Ламы храма являются реинкарнацией Пема Тсинлей. Храм принадлежит не государству, а девятой реинкарнации Пема Тсинлей – Куендзанг Ригзин Пема Намгел. Финансовую поддержку он получает от Гонконга, Сингапура и Тайваня. В монастыре около 100 монахов, около 300 студентов проходят обучение в буддистском колледже, принадлежащем монастырю. Так же монастырю принадлежит и женский монастырь, где проживает около 100 монахинь. В главном зале расположена статуя Падмасамбхава.
За ней в алтарной части:
Статуя Будды Шакьямуни
Справа от нее: Будда прошлого, Будда настоящего, и Будда будущего
Слева от нее: Будда прошлого, Будда настоящего, и Будда будущего
Перед центральной статуей расположена ступа с останками второй реинкарнации Пема Тсинлей. Между ступой и Буддой установлены 1008 маленьких статуй Падмасамбхава. Здесь же представлены 8 Бодхисатв. Неожиданно оказался интересным третий этаж Храма. Нас допустили в небольшой храм Падмасамбхава. Справа от основного зала расположен Храм Будды Шакьямуни, слева храм с тремя формами Пема Лингпа.
КАРТА
На обед мы остановились в долине Phobjikha в отеле Dewachen (Tel +975-2-442550, dewachenhotel.com) Расстояние от Trongsa 82 км. Мне рекомендовали этот отель как один из лучших в этом районе. Отель располагает большими просторными комнатами и хорошим рестораном. Выезд из отеля Dewachen сотоялся в 14-00, в Вангди мы прибыли в 16-30, проехав 145 км)
На ночь мы остановились в отеле Wangdi Eco Lodge (адрес: Below Rubesa Gewog Center, Post Box No.1292, Wangduephodrang, Bhutan, тел +975 02 482900
Лодж расположен на cклоне высокого холма, прямо напротив сгоревшего Wangdi Phodrong Dzong. Он представляет из сеья четыре двухэтажных коттеджа с видовыми огромными, чистыми комнатами.
26.03.17 Воскресенье 8 день
В этот день у нас состоялся переезд в Paro (4-5 часов, 131 км), из Вангди мы выехали в 7.00, а в Паро были уже 10.00
КАРТА
По дороге снова повторились достопримечательности
Затем мы отправились в Такцанг-лакханг (гнездо Тигра) (Вход 500 нал). Монастырь Taktshang monastery закрывается в 16.00. Он расположен в дзонгхаге Paro рядом с городом Paro и висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Paro.
КАРТА
Подъем к монастырю у нас занял полтора часа, спуск — около часа.
История этого места:
В 8 веке Падмасамбхава пребывал в восточном Бутане. Примерно в это же время, в долину Paro пришла демон Синге Сандруп и затерроризировала всю долину. Падмасамбхава обладал ясновиденьем и увидел, что люди долины Paro очень напуганы и страдают. Он трансформировался в свою «боевую» эманацию Dorgi Drolo, а свою жену Йоше Тсогель в тигрицу. На Тигре, он очень быстро добрался до Paro, где победил в поединке демона, обратил ее в буддизм и сделал ее Защитником этого учения. После этого он пробыл в медитации в пещере около 3ех месяцев. В 11 веке в пещеру пришел Миларепа и медитировал там несколько месяцев, в 14 веке Тхонг Тхонг Гелпо так же медитировал в ней. А в 1620 году пещеру посетил Шабдрунг. В 17 веке на месте пещеры был возведен главный храм наместником Шабдрунга в Бутане Гелзей Тензин. 19 апреля 1998 года в храме случился пожар, и он почти полностью сгорел. Уцелела только древняя статуя Падмасамбхава. Реконструкция храма началась в 2000 году, продлилась 4 года и закончилась в 2004.
В Гнезде Тигра 8 основных храмов:
1. Храм на месте древней пещеры. В нем скульптура Падмасамбхава на Тигре
2. Главный храм с древней статуей Падмасамбхава. (Говорящая статуя)
3. Новый Храм (Статуя Падмасамбхава с 2мя женами)
4. Храм Dorje Pamo (камень похожий на голову жены Падмасамбхава)
5. Храм Будда Долгой Жизни
6. Храм Kubera. Бога богатства и процветания
7. Храм Dorjу Dorlo на тигре. Боевая трансформация Падмасамбхава
8. Комната масляных ламп. Делаем подношения Буддам, зажигая масляные лампы.
Перед входом в храмовый комплекс, слева по высокой каменной лестнице можно подняться в ретрит Йоше Тсогель, где она практиковала Vagrakila.
В Паро у нас было запланировано размещение в отеле Gangtey Palace (адрес: Taju, Paro, Бутан, тел: +975 8 271 301). Отель построен в форме Бутанского Дзонга, но комнаты оказались не очень хорошего качества. Поэтому мы ночевали в отеле Drukchen (hoteldrukchen.com). Это лучшее из стандартного размещения.
(с) Алексей Перчуков kailash-explorer.com