Путешествие на остров Крит незабываемое событие в жизни. Мы объехали почти всю Грецию, но Крит, безусловно, рай. Это оазис для отдыхающих со всего света. Путешествие на этот легендарный остров можно рассматривать как самый большой подарок и для тела, и для души, и для ума. Остров очаровывает своей красотой и разнообразием пейзажа.
На Крите много прекрасных мест. И одно из них – Stalida. Возвращаться туда хочется вновь и вновь. Главное, чтобы отдых был с видом на море.
Крит — самый большой греческий остров и пятый по величине в Средиземном море. Расположен в 110 км от Европы, в 175 км от Азии и в 300 км от Африки. Омывается остров четырьмя морями: Ионическим, Критским, Ливийским и Эгейским. Население Крита составляет около 650 тысяч человек. Остров процветает за счёт туризма и виноделия.
Столица Крита город Ираклион (Iraklio) получил своё название от имени древнегреческого мифического героя Гаракла (Ираклиса). В порту туристов встречает венецианская крепость Кулес с рельефами крылатых львов над воротами.
На Крите много туристических достопримечательностей. Это и Кносский дворец, венецианский замок Фортецца в Ретимни, Самарийское ущелье, плоскогорье Лассити, пещера Зевса.
Загадочный город Агиос Николас (Святого Николая) – красивый прибрежный городок Крита, расположен в северо-западной части залива Мирабелло. Это самый модный курорт на острове, который иногда называют "критским Сен-Тропе".
Одним из популярных приморских городов Крита является город Херсониссос.
У входа в залив Мирабелло находится загадочный остров-скала Спиналонга. Здесь можно увидеть развалины огромной крепости, построенной венецианцами в 1529 г., как препятствие для входа вражеских кораблей в порт Элунды.
Крит – это место, где зародилась европейская цивилизация. Четыре тысячи лет назад минойская культура на Крите была самая развитая по тем временам. Древняя цивилизация Крита носила мирный характер, резко отличаясь тем самым от цивилизаций других средиземноморских стран, прежде всего соседних Микен, Египта и Передней Азии. Это была морская цивилизация. И хотя, конечно, промышляли пиратством, но завоеваний не было.
На сегодняшний день история Крита это прежде всего история его дворцов. Наиболее крупный – Кносский дворец. Дворец имел несколько этажей. Ко дворцу прилегало открытое пространство – вымощенный западный двор с местами для совершения культовых обрядов, а также зрелищная площадка – старейшая в Европе театральная сцена.
Критяне имели письменность. Но их этническая принадлежность и язык, на котором они говорили, не установлены до сих пор. Священными символами и животными минойской религии были бык, змея, двойные рога, двойная секира и другие.
Минойские женщины принимали активное участие в общественных собраниях, религиозных обрядах и даже в состязаниях, появляясь в своих впечатляющих одеяниях со сложными прическами.
Около 1700 г. до н.э. на Крите произошла крупная катастрофа, вызванная, по всей вероятности, сильным землетрясением. Однако минойцы вскоре отстраивают свои дворцы и дома с ещё большей роскошью. Но приблизительно около 1450 г. до н.э., когда Крит пребывает в зените славы, происходит извержение вулкана на острове Санторини, который находится в 130 км севернее. От землетрясения образовалась гигантская волна – цунами, которая причинила существенные разрушения северному побережью Крита. Крито-минойская цивилизация понесла такой урон, что не смогла в дальнейшем оправиться от него. А Крит через некоторое время был заселён греками с материка.
Греция – колыбель европейской цивилизации, родина демократии и философии.
Греки не без оснований гордятся своей историей. Но в отличие от нас, они не сносят памятники и не клянут своего прошлого. Они ощущают себя потомками древних эллинов. И даже заварной кофе, который мы называем кофе по-турецки, греки называют «элинико», то есть кофе по-гречески.
Туризм в Греции занимает почётное третье место в национальном доходе после сельского хозяйства и судовладения. С 1991 года Грецию ежегодно посещают около 10 миллионов туристов.
Греция одна из немногих стран, где можно жить без страха быть ограбленным. Здесь мало воров и низкий уровень преступности.
Отличительная черта греков – доброжелательность. В Греции меня не покидало ощущение умиротворения и покоя. Там нет той лихорадочной атмосферы, которая не даёт отдохнуть на наших курортах.
Я никак не могу понять, почему отдыхать на прекрасных комфортабельных заграничных курортах гораздо дешевле, чем на наших убогих постсоветских?
В отличие от нас, греки более эмоциональны, как, впрочем, и все южные народы.
Обращение на «ты» здесь не является оскорбительным, а напротив, свидетельствует о добром к вам отношении.
Греки вежливые люди. При том, что ездят лихо, уступают друг другу дорогу.
Греческие мужчины любвеобильны и являются в Европе чемпионами по долголетию. Для сравнения, в России в среднем мужчина не доживает до пенсии.
Несмотря на огромное количество монастырей и церквей, греки умеренно религиозный народ. И я бы добавил – более искренний в выражении своих религиозных чувств. По сравнению с нашими, греческие храмы более скромные, без огромного количества позолоты и без торговли; и что самое главное – они почти всегда открыты.
Греческая еда особыми изысками не отличается, но вкусная и полезная. Мясо используется только молодое. Очень популярны дары моря. Мы попробовали рыбный микс, куда входят осьминоги, креветки, мидии, рыба, моллюски, кальмары и многое другое. Он просто восхитителен!
В Греции есть всё, и том числе и экономический кризис. Грецию поспешили включить в еврозону, хотя очевидно, что она была к этому не готова. В результате цены выросли до среднеевропейских, а зарплата осталась прежней. Назанимали кредитов, а расплатиться по ним не сумели. Как и везде, за действия политиков расплачиваются простые люди – уменьшением зарплат и пенсий.
Греки самолюбивый народ; бедный, но гордый. Они приветливы, но особой жизнерадостности я у них не заметил. При всём том греки отличаются безмятежно-философским отношением к жизни. На всё вокруг смотрят просто и с удовольствием.
Греки относятся к той категории людей, которые видят стакан наполовину полным, тогда как мы – наполовину пустым. Основа их житейской философии – жизнь должна доставлять удовольствие.
Главное в жизни для греков не работа, и потому с 14 до 17 часов все магазины закрываются, и наступает время сиесты, когда люди обедают и предаются послеобеденному сну. Ну а вечером начинается ночная жизнь.
Греки твёрдо убеждены, что главное в жизни это не работа, а получаемое от жизни удовольствие. Свободное время предпочитают проводить в тавернах и кафетериях. Среди европейских стран в Греции наибольшее количество выходных, праздников, карнавалов, а также ресторанов, кафе и таверен. Можно только позавидовать такому праздничному образу жизни.
Греки любят танцевать, особенно национальные танцы, и прежде всего сиртос (известный нам как «сиртаки»). Каждая вечеринка обязательно заканчивается исполнением сиртаки, куда пытаются втянуть иностранных туристов. Если в России, чтобы испытать и узнать иностранца, заставляют его пить водку, то в Греции ведут танцевать.
В отличие от американцев, греки не трудоголики. Для них цель жизни не накопить миллион, а получить удовольствие. Зачем зарабатывать миллион, если нет времени его потратить?!
Мы работаем, чтобы иногда отдыхать, или отдыхаем, чтобы работать?
Жизнь для работы или работа для жизни?
Если судить по Библии, труд это проклятие. Адама за грехи выгнали из Рая, чтобы он в поте лица добывал хлеб свой. А в Раю он жил припеваючи, и не знал, что такое трудиться.
Труд не цель, а всего лишь средство. Многие люди, получившие материальный достаток, перестают работать. Мечты их связаны с тем, чтобы не работать, а путешествовать по миру. Путешествие по миру и есть самая настоящая жизнь!
Но чтобы путешествовать, необходимо, чтобы люди работали там, где это необходимо. Возможно это или через насилие, или с помощью денег.
Деньги всегда были средством управлять людьми. Но лишь до тех пор, пока люди нуждаются в деньгах.
Государству важно сохранить управляемость, или с помощью денег, или с помощью страха.
Всегда была одна и та же проблема: как заставить людей работать?
Насильственное принуждение к труду постепенно сменилось на принуждение экономическое.
Но сейчас, когда у людей накоплено много денег и экономическое стимулирование не срабатывает, нужны новые стимулы трудиться.
Каковы же они?
Экономическое стимулирование имеет пределы. Когда человек накопил достаточно для беззаботной жизни, он не видит смысла работать. Смысл работать видит тот, для кого труд не потребность выжить, а возможность творчески реализовать себя.
Для человека, имеющего денежные накопления, основным мотивом труда является самореализация. Многие творчески люди могут ограничиваться минимумом или работать бесплатно, лишь бы заниматься любимым делом.
Не всегда творчество можно стимулировать денежной премией. Если обычно действуют эгоистические механизмы, в творческом процессе включаются механизмы альтруистические.
Ни за какие деньги невозможно заказать доказательство теоремы Ферма. А Григорий Перельман сделал это бесплатно, при этом отказавшись от премии в миллион долларов.
Это означает, что альтруистические мотивы перспективнее эгоистических.
Наибольшие перспективы развития у того общества, которое предоставляет большую свободу личности для творчества, в котором стимул трудиться не элементарное выживание, а творческое саморазвитие личности. Когда же человек озабочен проблемами материально обеспечить себя и свою семью, ему не до творчества.
Уже сегодня перспективными профессиями являются так называемые «креативщики» – люди, способные к инновациям к любых областях (прежде всего в коммуникационных, в сфере обслуживания, сфере развлечений).
Жажда личного обогащения насыщаема, а желание жить ради человечества границ не имеет. Важно дать возможность существовать обоим мотивам. Пусть эгоистический интерес личного обогащения дополняется желанием использовать своё богатство для всех людей. В конце концов, как голыми пришли, так и уйдём. А память о нас останется.
Самовлюблённый эгоист малопривлекателен. Гораздо симпатичнее человек, живущий ради других людей. Это поняли американский финансист Уоррен Баффет, Билл Гейтс и многие другие, отдающие свои капиталы в благотворительные фонды.
Благополучие американского общества обеспечено протестантской трудовой этикой, в которой труд является главной ценностью и мерилом человеческой личности. Если человек достиг богатства, значит на нём благодать Божия.
У нас всё наоборот – в православии труд не в почёте. На Руси святыми почитались юродивые и старцы, не имеющие ничего и не пекущиеся о материальном достатке. Все герои русской литературы это люди, разуверившиеся в том, что счастье заключено в богатстве.
К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны.
Если на Западе стимулом труда является достижение всё большего богатства, то у нас человеку не нужно богатства, ему хватает достатка.
В нашей культуре труд не является ценностью. Показательно, что любимый герой русских народных сказок Иванушка-дурачок всё время лежит на печи, и ленится сойти с неё даже ради царевны. Ему бы скатерть-самобранку, да сапоги-скороходы, да щуку-волшебницу, – чтобы, значит, не работать.
Для советского человека главным в жизни была работа по строительству коммунизма. Праздники и отпуск существовали лишь для того, чтобы человек мог восстановить силы опять же для работы.
При формальном наличии морального стимулирования, работали не ради грамот, а в основном из-за нужды, чтобы обеспечить себя и свою семью.
И до сих пор у нас главным стимулом труда остаётся нужда. Очень немногие работают ради самореализации или из честолюбия.
Чем выше уровень свободы в стране, тем выше уровень жизни и ниже коррупция. Наблюдается прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения.
При социализме, кто не хотел трудиться, признавался уголовным судом тунеядцем и направлялся на принудительные работы.
Но творчества из-под палки быть не может. В этом одна из причин того, что советский социализм проиграл западному капитализму соревнование по производительности труда.
В 90-е годы поменяли социализм на капитализм в надежде, что жажда личного обогащения станет движущей силой экономического развития. Но жажда личного обогащения насыщаема. Многие, достигшие материального благополучия, не хотят больше работать.
Сейчас в России 5 миллионов трудоспособных мужчин «добровольно нищие». Они не желают работать и готовы жить на мизерное пособие. Причём таких много не только в России, но и в Англии, и в Финляндии, и в других странах.
При социализме труд объявлялся ценностью. Сейчас многие без труда ловят рыбку в мутной воде.
Изменилась и система ценностей. Сегодня герой нашего времени – успешный бизнесмен, укравший миллиард и не попавший при этом за решётку, а того лучше – попавший в Госдуму.
Социализм строился на идее, что человек по сути своей альтруист. Капитализм исходит из того, что человек эгоист и живёт прежде всего для себя.
Наверное, истина посередине: человек по природе своей эгоист, но хочет быть альтруистом.
Знаменитый экономист Кейнси признавал, что экономическое развитие невозможно, если человек думает только о личном доходе. «Если бы прибыль была единственной целью предпринимательства, то не было бы экономического развития».
В любом действии эгоиста, если заглянуть поглубже, можно найти альтруистические мотивы.
Животная природа человека эгоистична, а человек духовный хочет служить людям!
Но общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие.
Рыночная экономика требует роста потребления, а значит производства, а значит мобилизации всех человеческих сил на зарабатывание денег для удовлетворения всё возрастающих материальных потребностей.
Тот же, кто сосредотачивается на духовном совершенствовании, как правило, ведёт весьма аскетическую в материальном отношении жизнь. Он для рыночной экономики не интересен, он даже враг ей, потому что не покупает всё новых машин, и тем самым не способствует росту производства.
Налицо противоречие между обществом потребления и дальнейшим развитием человечества.
Общество потребления, основанное на эгоизме, зашло в тупик. Материальные стимулы уже плохо действуют и не могут обеспечить рост творческой активности людей. Дальнейшее развитие человека и человечества требует смещения акцентов и расширения альтруистической мотивации.
Пора произвести переоценку ценностей и начать строить экономику счастья!
«Всё, что даётся — это благость. Мы сами выбираем зло. Во мне живёт лишь благодарность, всем бедам и смертям назло. И благодать, что нам даётся, навряд ли можно искупить. Нам лишь работать остаётся, работать, верить и любить. Нас чудо водит по планете, счастье везде всегда даря. А мы, наивные как дети, лишаем праздника себя. Не видим иль не замечаем заботу и любовь небес. Себя мы сами обделяем любовью, коей в нас не счесть. Лишь приглядись — и ты увидишь, насколько неслучайно всё, и чудо вдруг во всём заметишь, и счастьем станет бытиё». (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru