Мое знакомство с Брюсселем первоначально началось с Королевского военного музея, который произвел на меня сильнейшее впечатление (пост ниже).
Хотя для меня это был еще не Брюссель :) Брюссель остался в памяти образами писающего мальчика, елками в шарах, свежими морепродуктами и вкуснющими вафлями.
Итак, первой вспышкой стал Королевский дворец (Palais Royal), построенный Королем Уильямом I в XIX веке и расширенный позже Леопольдом II. Тут вспомнился мультик про кота Леопольда! (??) Мне не повезло заглянуть внутрь, так как зимой дворец закрыт для посещений. Он принадлежит к тем дворцам, которые используются для выполнения королем своих функций главы государства и в современную эпоху. Для справки: королевская семья сейчас проживает в Лакене.
История возникновения Брюсселя, а впрочем и Бельгии, тесно связано с соседними странами - Нидерландами и Францией. Даже название города имеет нидерландские корни: сочетание слов bruoc (старонидерл., «болото») и sella (старонид., «местожительство») обозначает буквально «селение на болоте». По древней легенде, Брюссель был основан в VI веке Святым Гориком (или Сен-Жери), а первое упоминание встречается лишь в 996 году в грамоте Оттона Великого.
Следует отметить, что Бельгия как государство появилось только в 1830 году, после отделения от Объединённого королевства Нидерландов вследствие Бельгийской революции. Столицей королевства становится Брюссель во главе с королем Леопольдом I.
Как и все медные статуи, эти тоже покрылись зеленоватым налетом.
Не запомнил, к сожалению, название сада. Хотя эскурсовод рассказал, что 12 статуй вокруг сада олицетворяют разные профессии. Символично :)
Не может не привлечь внимание проходящего туриста бронзовая статуя-фонтан нагого писающего мальчика (нидерл. Manneken Pis)! :)
Она стала визитной карточкой города. Расположена статуя недалеко от Гран-плас, на пересечении улиц Банной (Rue de l'Étuve) и Дубовой (Rue du Chêne).
По легенде, статуя символизирует ребенка, который струей мочи потушил боеприпасы, разложенные неприятелем под городскими стенами. Другая версия - события гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, дабы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.
Мастер Жером Дюкенуа является автором современного вида статуи (1619). Оказывается статую неоднократно похищали, каждый раз заменяя ее копией!
Еще традиционно стало в праздничные дни заменять струю воды вином или пивом. Полагаю, возле статуи тогда собираются целые толпы народа:)
Мальчик-то оказывается не совсем голый! :) У него более 800 костюмов (экспозиция в Королевском музее), в течении месяца «Жюльен» меняет наряды по некоему списку, составляемому некоммерческой организацией «Друзья Писающего мальчика» под звуки духового оркестра. Костюмы подобраны таким образом, что к примеру в день рождения Моцарта или Элвиса Пресли статуя и выглядит соответственно, а иногда Маннекен Пис примеряет форму национальной сборной по футболу.
Мне долго пришлось искать подружку писающего мальчика, которая является пародией к символу Брюсселя - Писающему мальчику. Она обнаружилась недалеко от площади Гранд Плас, в конце тупиковой аллеи Верности (Impasse de la Fidélité), отходящей от улицы Rue des Bouchers. Фонтан и статуя размером около 50 см установлена в 1987 году Дени-Адрианом Дебуври и расположена в нише, обнесённой решёткой в целях безопасности.
Как говорится в путеводителе, одним из ярчайших представителей готического искусства является Собор Святых Михаила и Гудулы в Брюсселе.
Экстерьер здания представляет собой симметричную готическую композицию с двумя башнями. Внутри каждой башни есть длинные лестницы, которые выходят на террасу высотой 64 метра. Главный фасад собора имеет четыре двери с тремя стрельчатыми порталами входов и скульптурами святых над ними. Он был построен архитектором Жаном ван Рюсбрёком, автором брюссельской ратуши. Ну а двери украшены коваными рельефами. Над центральным входом помещён огромный витраж.
Высота главного зала: 25 метров (против 33,5 метров Собора Парижской Богоматери и 42,3 Амьенского собора)
Высота колонн с Капителем: 6,7 метров
Высота арок: 10 метров
Ширина главного зала: 13,5 метров (против 12 метров Собора Парижской Богоматери)
Ширина придела: 6,7 метров
Высота свода придела: 11 метров.
Детальная информация взята из Викепедии.
Для справки: Ламберт II, граф Лёвена, в 1047 году организовал транспортировку мощей святой Гудулы в церковь святого Михаила и основал капитул в ней. После этого укрепилось название «церковь святых Михаила и Гудулы», которая впоследствии развилась в «Собор Святых Михаила и Гудулы». Святые этого собора также являются святыми столицы Бельгии. В 1200 году Генри I Брабантский организовал реставрацию храма, а в 1226 году Генри II Брабантский решил изменить стиль постройки на готический, работы по строительству хоров продолжались с 1226 по 1276 годы. К 1450 году строительство фасада в основном было завершено, а к 1485 году закончена и внутренняя отделка.
В соборе обычно совершаются брачные союзы знатных семей Бельгии и в современную эпоху.
В соборе находятся красивые витражи, сделанные в XVI веке Жаном Хаекой, 18 и XIX веке Жаном-Баптистом Капроньером. Неф собора украшен колоннами с ажурными капителями и статуями святых, скамьи в нём имеют тёмнокоричневый оттенок, контрастирующий с светлым залом. В соборе имеется орган, . В соборе также находится мавзолей бельгийскому национальному герою Фредерику де Мероде (фр. Frédéric de Mérode).
Площадь Гранд Плас, расположенная в самом центре Брюсселя, воистину заслуживает своё звание самой красивой и элегантной площади в Европе. Здания, окружающие площадь со всех сторон ровным квадратом, как будто выточенные из камня искуснейшими мастерами, представляют собой величайшие шедевры мировой архитектуры под открытым небом.
Легенда, повествующая о возникновении этой площади такова: "Однажды, король Франции Людовик XIV, устав от рассказов о красоте и великолепии Брюсселя, решил лично посетить этот город. Каково же было его удивление, когда он обнаружил что Брюссель действительно куда прекраснее самого Парижа! В порыве злости король приказал разрушить город, забросав его горящими фугасами.
Но бельгийцы народ упрямый: богатые купцы и ремесленники не пожалели средств и отстроили новую, ещё более прекрасную центральную площадь. Таким образом, Гранд Плас – единственная в Европе средневековая площадь, архитектурный ансамбль которой был тщательно спланирован.
По сей день дома, в которых трудились ремесленники и купцы, принадлежавшие к различным профессиональным гильдиям, стоят здесь ровно в ряд: Дом маляра, Дом портного, Дом мясника, Дом лодочника, но самыми впечатляющими строениями на площади Гранд Плас можно по праву назвать Дом короля и Городскую ратушу.
Со здания городской ратуши, или как её называют бельгийцы Hotel de Ville, в 1402 году началась застройка Гран Плас. Ратуша представляет собой собор с высоким шпилем, уходящим далеко в небо, и выполнена в готическом стиле. Общая высота собора – 96 метров. Шпиль ратуши увенчан пятиметровым медным флюгером, изображающим архангела Михаила.
Фасад здания был украшен сравнительно недавно – в прошлом веке и выполнен в популярном тогда стиле барокко. Статуи на фасаде воспроизводят различные истории из жизни города.
Дом Короля – это огромный королевский дворец, в котором в наши дни находится Музей города. В музее представлена экспозиция, повествующая об истории Брюсселя начиная с дней его основания, а также хранятся произведения средневековых ремесленников, исторические документы и археологические экспонаты.
Здание с затейливой архитектурой, будто сотканное из камня подобно кружеву, возникло на месте находившегося здесь в ХШ веке "Хлебного дома" в котором пекли и продавали хлеб. В конце XVII – начале XVIII веков здание было полностью реконструировано, каким мы его видим в наши дни. Вопреки названию, ни один из королей никогда не жил в этом дворце.
Креативно выглядели елочки в шарах. Когда я уходил с площади, внутри шаров зажглись лампочки. При этом повалил снег, ощущение было сказочным!
Есть что-то в этих людях в красном... Уже наблюдаю как такая же традиция плавно перекочевывает и к нам (на фото под покровом снежных сумерек санта-клаусы приносят подарки).
Прямо из сказочной площади Гранд Плас я попал в гастрономический центр города - так называемое "Чрево Брюсселя". После захода солнца это место превращается в один огромный ресторан. Невозможно равнодушно пройти мимо одного из таких ресторанчиков! Ведь в полной мере ощутить вкус местной жизни можно только в одном из них, что я и сделал!
Как известно, Брюссель – город эстетов, романтиков и гурманов. Даже самые "средние" рестораны Брюсселя обладают чрезвычайно высоким уровнем поварского искусства. Бельгийцы по-фламандски педантично относятся к процессу приготовления пищи, но при этом стремятся по-французски изысканно и утончённо её украсить. Продукты для блюд выбираются с особой тщательностью: икра доставляется прямиком из Ирана, трюфели из Пьемонта, потому что свежесть продукта – главный залог качества.
У входа в заведения стоят зазывалы выкрикивающие меню на разных языках мира, а в белоснежном льду на прилавках лежат местные "изыски" – свежие омары, лангусты и мидии. Правда не переборщите с мидиями, неподготовленному желудку они могут не прийтись по вкусу!
Частично информацию о Брюсселя почерпнул на этом сайте.
Более детально для любопытствующих там можно прочитать подробно о дорогих ресторанах Брюсселя, это не тема поста. Например о "экстремальных" обедах в ресторане "Dinner in the Sky" (посетителей ресторана вместе с поварами, официантами и конферансье поднимают с помощью подъёмника на высоту 50 метров, где довольные клиенты принимаются за трапезу). А 13 ресторанов Брюсселя отмечены в "красном путеводителе" Мишлена – самом известном и влиятельном рейтинге ресторанов.
Если обед в ресторане Брюсселя непременно должен состоять из морепродуктов, то на десерт не забудьте отведать традиционные бельгийские вафли. Знаменитые на весь мир, с мороженым и джемом, облитые шоколадом или просто со свежей клубникой и сливками – бельгийские вафли никого не оставят равнодушными. А такого горячего шоколада как в Брюсселе нет больше нигде в мире. Подается он тоже особенно: на чашку с горячим молоком ставится плошка с шоколадом, после того как он сладкой струйкой стечёт в кружку, добавляют сливки – получается необычайно вкусно.
Расскажу про одну особенность вафель: остывшими они вязнут на зубах и покрывают их желтой почти несмываемой пленкой! :)
Брюссель позади, дальше Париж!