Первый дом в мире в стиле модерн был построен в Брюсселе в 1893 г. бельгийским архитектором Виктором Орта. Четыре брюссельских дома работы Виктора Орта и Дворец Стокле включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом Списке от Бельгии — десять объектов. Получается, что половина из них — образцы стиля арт-нуво! Да дело даже не в том, в Списке они или нет. Просто они мне очень нравятся! Поэтому мой рассказ о них. Я уже немного рассказывала об этом стиле в —
Париж в деталях и междометиях (любителям модерна)
Париж в деталях и междометиях (любителям модерна). ч.2
Альфонс Муха - Парижу
Прага в стиле модерн. Ч.1. Масарикова набережная
А в Брюсселе модерн, как архитектурный стиль, только-только зарождался. Он скромен, если так можно сказать. Не так ярок и бросок, как зрелоумопомрачительные его образцы в Париже, Праге, Барселоне или Риге. Но это чудо зарождения, когда он высвобождается от тяжести предшествующих эпох, уже легко угадывается в волне плавных линий (даже не линий — изгибов!) на фасаде Дома Сольве.
В конце 19 века новый класс — буржуазия, стала главным заказчиком архитекторов. Вот, когда наступил простор для их фантазии! Тогда и появляются всевозможные неостили, а за ними — и арт-нуво.
Уже в 1898 году Орта построил Дом Этвельде с восхитительным внутренним фонарём, напоминающим мне, конечно в других масштабах, фонарь Дома Музыки в Барселоне. К сожалению, посещение этого здания невозможно, поэтому фото из интернета.
Большинство домов этого стиля традиционно называются по имени их заказчика. Так, Дом Сольве выполнен для семьи промышленника Сольве.
В это время все — от промышленного воротилы до банковского служащего, врача или самого художника или архитектора (которые разбогатели на этих заказах), хотели иметь дом в новом стиле. И возникли целые кварталы в городах Европы, застроенные в стиле модерн.
Дом Тасселя — первый особняк в стиле модерн, Виктор Орта (1861-1947) построил для профессора начертательной геометрии Брюссельского университета Эмиля Тасселя. Здесь архитектор использует своё уникальное ощущение текучести пространства и всё то, что будет в дальнейшем встречаться в его работах: стальные конструкции, цельность декора и структуры здания, обилие естественного света.
Дом Кимберли — одно из моих любимых зданий. Однажды, мы, совершенно случайно, оказались в гостинице совсем рядом с ним. Но утром оно было в тени и я совершенно не обратила на него внимания. А вот, когда вечером мы возвращались в гостиницу, не заметить его было просто невозможно! Так играл его фасад в лучах заходящего солнца!
Архитектор Поль Ханкар (1859-1901) построил его для известного бельгийского художника — символиста Альберта Кимберли. Художник сам создал рисунки для фасада, а исполнил сграффито Адольф Креспин.
Техника сграффито часто применялась для украшения фасадов домов этого стиля. Как хорошо смотрится Дом Делуне, сграффито для которого выполнил Поль Каши.
Дом Сен-Сир — один из самых ярких образцов модерна в Брюсселе, на мой взгляд. Это необычное узкое здание на площади Амбриорикс.
Оно интересно контрастирует с другими, более крупными постройками площади. Не знаю, почему, но у меня при его виде возникло ощущение уюта и уединённости. Возможно, потому, что довольно экстравагантный заборчик из кованого железа отгораживает дворик и первый этаж.
Автор строения — бельгийский архитектор Густав Стравен (1878-1919), ученик Виктора Орты. Ему было всего 23 года, когда он спроектировал этот дом для художника Жоржа Сен-Сир. Его фасад — 4 метра в ширину! Сочетание стекла, дерева и кованного железа. Главный вход и три окна на фасаде — все абсолютно разные не только по форме, но и по художественному оформлению. В декоре круглого, самого верхнего окна просматривается нежная цветочная тема, столь характерная для стиля модерн.
В 1898 году Орта строит собственный дом. Особняк архитектора состоит из двух соединённых изнутри корпусов.
Как всегда, здесь — сочетание симметричных и асимметричных элементов, промышленные строительные материалы (бетон, железо, стекло) и интересное решение фасада, который, будто, вырастает из тротуара и продолжает его. Но как он скромен! Интерьеры же изысканны и в то же время — функциональны.
Сейчас здесь — музей Виктора Орта. К сожалению, в Музее делать фото нельзя.