Если бы в солнечном Горно-Алтайске, где было -11, мне сказали, какой кошмар ожидает меня в дальнейшем - я бы просто не поверила.
А сейчас мне не верится, что я пережила это - и сохранила не только здоровье, но и рассудок...
...Вообще-то из Горно-Алтайска я собиралась в Славгород. Но, по разным причинам - задержалась в дороге. Ближе к ночи, когда температура стала неуклонно падать и появился неприятный ветер, я поняла, что до Славгорода не доберусь. Надо ехать в Новосибирск.
Только вот машин не было. И мороз всё крепчал, и ветер усиливался... Так что решила я до утра свой путь не продолжать.
Заночевала я в деревне Крутихе, недалеко от Камня-на-Оби. В придорожном магазине. Поспать почти не удалось - до рассвета я общалась с продавцом, который, ясное дело, впервые видел автостопщика. Но недосып меня не слишком волновал. К утру ведь и потеплее станет, и ветер утихнет...
Поэтому в 8 утра, когда гостеприимный продавец сменялся, я отвергла его предложение отправиться досыпать в дом. И - двинулась на трассу.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
д.Крутиха - Новосибирск (январь 2010)
Как только я вышла из магазина, меня подхватил порыв ледяного ветра и практически сбил с ног.
К такому повороту событий я была явно не готова. Пониже опустив голову, чтобы морда сразу же не покрылась ледяной коркой, я побежала к обочине. Против ветра.
-32 с таким ветерком - то ещё развлечение...
Дойдя до трассы, двигаться дальше я не стала - идти против буйствующей стихии было выше моих сил.
Обернувшись к потоку машин (пока что гипотетическому), я обнаружила, что стою рядом с маленькой мёртвой собачкой. Судя по всему, сбили её совсем недавно. Но менять позицию (против ветра!) мне неохота. Я остаюсь.
Стою рядом с тельцем и думаю - что же мне это напоминает? Наконец, вспомнила. Эпизод из фильма "Мертвец" - кто видел, поймёт, какой.
А машин нет. То есть не то чтобы совсем нет, но категорически мало.
А ветер противно свистит и дует в спину, продувая меня насквозь. Подвигаться бы, походить - но как, против ветра? И этот свист - от него я сойду с ума быстрее, чем от холода!
Я почти не спала и давным-давно не ела. Весело...
И я начинаю замерзать. Окончательно и бесповоротно.
С течением времени машинок становится больше. Но они не стопятся! Я постепенно покрываюсь инеем, ногам очень холодно... Машинкам всё равно. Едут себе и едут.
Наконец, появляется невероятно холодный бычок, который провозит меня километров 10. Кажется, за это время я ещё больше замёрзла, а ветер стал ещё сильнее...
Издевательски поднимается солнце. Именно издевательски - тепла оно не прибавляет, и ветер от него не утихает. Раздражает, однако!
...Ноги у меня быстро исчезают. Одной проблемой меньше - им уже не больно от холода. И одной больше - дикий страх, что отморожу, если до сих пор не отморозила. Надо ходить, бегать, прыгать, хоть как-то двигаться - но как?! Да и рюкзак необходимо придерживать ногой - иначе его просто сносит.
И ветер всё усиливается. Или я слабею?
До меня наконец-то доходит, что надо надеть дождевик. Но ветер практически вырывает его у меня из рук. Бегу на другую сторону дороги, под защиту автобусной остановки. Там, наконец, надеваю дождевик. Всё, меня больше не продувает! Но лишний раз поворачиваться к ветру лицом я всё же не решаюсь.
И как, как противно он свистит!!!
Хочется курить, но все зажигалки замёрзли. Долго отогреваю их, замораживая руки. Закуриваю. Хоть какое-то удовольствие у меня ещё осталось!
Именно в тот день я приобрела полезную привычку - на морозе всегда носить зажигалку в перчатке, в тепле...
У меня белый шарф, белый капюшон, белое лицо, белые волосы. Раньше шарф был красным, а капюшон и волосы - чёрными. Глаза плохо видят от инея на ресницах. Слёзы, выступающие от ветра, замерзают на щеках. Руки плохо слушаются, ног нет, морда как будто покрыта льдом.
А машинки - не стопятся.
Я потихоньку начинаю терять веру в людей. Потому что не могу понять, как можно оставить на трассе абсолютно заиндевевшего, отчаянно жестикулирующего человека, когда в машине полно места. Вертится мысль, что слово "человечность" на самом деле означает "бесчеловечность".
Эту мысль, как и многие другие, я во всё горло кричу молчаливому лесу. Почему бы не дать выход своим эмоциям? Всё равно никто не слышит. И не останавливается.
Интересно, сколько можно вот так выдержать? Не свихнуться, не умереть? Наверное, ещё долго. Я больше не могу? Ерунда, могу. Ведь я стою, пока что пребываю в здравом рассудке, и только руки начинают замерзать, а так ничего, жить можно.
Если бы только не ветер, не этот отвратительный свист...
И, наконец... машинка приезжает!
Мчусь к ней со всех ног, не чувствующих бега.
Делаю нормальное выражение лица.
Сажусь.
И погружаюсь в тепло.
Как выяснилось, я провисела 3 часа.
Драйвер очень удивился, что меня никто не брал - местные народ добрый и всё такое. Но рассказал ещё более поразительную историю.
* * *
...Ехал он в Новосиб зимой. Мороз под -40. Видит - на обочине машина стоит, аварийкой мигает. Притормаживает, чтобы объехать...
А из машины выбегает мужик в одном пиджачке и... бросается перед ним на колени!
Драйвер, естественно, в ужасе остановился и стал выяснять, что произошло.
Оказывается, у мужика кончился бензин. В машине замерзают дети - он всё с себя снял и на них надел, но толку-то, в такой мороз.
И уже который час никто не останавливался...
* * *
Я молчу. Что тут скажешь? Вера в людей, кажется, потеряна окончательно. Тем более что ноги у меня так и не появляются.
В Ордынском, всё так же без ног, я снова выхожу стопить. Такого ветра тут уже нет, но малейший намёк на дуновение вызывает у меня нервную дрожь. Однако - испытания подходят к концу. Я быстро уезжаю до Новосиба.
Этот драйвер рассказал мне немало историй о взаимовыручке на трассе и в жизни. Например, как его бабушка спасла и выходила маленького лосёнка - который теперь живёт у неё во дворе, как корова! Приглашал летом заехать, посмотреть. Но, увы - он свой телефон наизусть не помнил, а записать мой ему было нечем и не на чем...
Не страшно. Ручной лось - всего лишь экзотическое зрелище. Главное - вера в людей начала возвращаться!
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
О том, что у меня есть ноги, я в итоге вспомнила через целых 2 часа. И то - только почувствовала их. Согреться я не могла. Ни в машине, ни в метро, ни даже дома... Только хороший стакан портвейна, выпитый одним махом, подарил долгожданное тепло.
Ноги пережили своё отсутствие прекрасно. Только кончики больших пальцев потеряли чувствительность. Но через пару недель прошло и это.
* * *
...Это был единственный момент того путешествия, который я никогда и ни за какие блага не захотела бы повторить...
Часть 3. Омск - Новосибирск, или Болеем на морозе. -39
Часть 5. Новосибирск - Зеленодольск. -35