Величественная барочная лестница возведённая по велению архиепископа Браги D. Rodrigo de Moura Teles в первой половине 18 века до сих пор производит неизгладимое впечатление.
По замыслу подъем по лестнице символизирует крестный путь Иисуса на земле, так называемую Святую дорогу Via Sacra. 14 небольших часовен на пути напоминают верующим о ключевых моментах последней недели в жизни Христа на Земле. Даже церковь Доброго Иисуса на горе (Igreja Bom Jesus do Monte) к которой ведет лестница играет роль одной из часовен. В алтаре церкви установлена драматическая композиция изображающая сцену распятия.Вся эта архитектурная композиция церкви, лестницы и окружающих их садов давно уже стала популярным местом паломничества верующих людей. Каждый год они приезжают в Брагу, что бы в Страстную неделю проделать на коленях или на руках весь страшный путь, который прошел Спаситель. Многие из верующих просят в этот момент спасения и избавления от недугов, ведь фонтаны бьющие на площадках лестницы издавна считаются исцеляющими тело и душу.
Я уже посвятил несколько слов великолепной лестнице в совете
Но мне ещё раз захотелось в памяти пройтись по этой крутой во всех смыслах лестнице.
Правильней, конечно же подниматься по лестнице снизу вверх, так как это делают верующие, но с визуальной точки зрения туриста наверное лучше спускаться по этой лестнице вниз, тогда с каждым лестничным маршем великолепие этого архитектурного чуда открывается по новому.
И только дойдя до подножия лестницы можно полностью увидеть этот барочный шедевр. Именно так мы и поступили.Осмотрев интерьеры церкви Igreja Bom Jesus do Monte и прогулявшись по парку символизирующему Воскресение Христа и Райские Кущи
мы стали спускаться вниз.Но сначала отвлекусь на минутку.
Мы были в святилище Доброго Иисуса ранним утром, но уже в это время помимо нас по лестнице поднималось и спускалось несколько туристических и паломнических групп, поэтому получить кадры лестницы, что бы в них не присутствовали люди было чрезвычайно трудно.
Итак начинаем спуск. Пространство перед храмом, Adro do Bom Jesus, повествует о двух сценах из Страстей Христовых: суде Пилата и снятии с креста.
Четыре скульптуры слева от центральной оси лестницы, если стоять к ней лицом:
— иудейский первосвященник Анна, к которому согласно Евангелию сначала привели связанного в Гефсиманском саду Иисуса, авторитетный и влиятельный член синедриона, тесть Каиафа,
— тот самый Каиафа, первосвященник Иудеи с 18 по 37 года новой эры, принявший решение о казни Христа как мятежника,
— Ирод Антипа, правитель Галилеи, встречался с Иисусом перед судом Пилата, пытаясь увидеть одно из чудес Христа, но ничего не добившись приказал переодеть Иисуса в белые одежды и отправить обратно к Пилату,
— римский префект Иудеи, всадник Понтий Пилат свершивший суд над Христом.
Четыре скульптуры справа:
— Иосиф Аримафейский, иудейский старшина, член Синедриона, получивший разрешение Пилата на снятие Иисуса с креста и похоронивший его в собственной гробнице,
— вновь Понтий Пилат принявший решение отдать тело Христа Иосифу Аримафейскому,
— центурион, сотник римской армии командовавший процедурой казни Христа и передавший по приказу Понтия Пилата тело Христа Иосифу,
— святой Никодим, член синедриона и тайный ученик Христа, участник погребения Христа в гробнице.
Недалеко от них находится и величественная конная статуя святого Лонгина, римского воина, проткнувшего своим копьем тело распятого Христа, после воскрешения Иисуса уверовавшего в него и ставшего подвижником новой веры.
Спустившись на уровень ниже попадаешь во Двор Моисея (Terreiro de Moisés)
овальную террасу, на которой раньше стоял первоначальный храм, пострадавший во время Великого землетрясения 1755 года и разобранного к 1780 году. Сейчас эту террасу украшает фонтан с пеликаном, а на месте башни церкви установлена конная скульптура святого Лонгина.Продолжаем спускаться все ниже и ниже.
С террас открываются чудесные виды на Брагу, обернувшись невозможно не любоваться великолепным храмом.Следующие три террасы посвящены добродетелям Вере, Надежде и Милосердию. Так как мы спускаемся сверху, то сначала попадаем на террасу Милосердия. Два карапуза держат в руках сердце из которого бьёт струя воды.
Сверху над фонтаном установлена женская фигура с двумя детьми на руках.Следующая терраса Надежда. Фонтан на этой террасе украшен скульптурным изображением Ноевого Ковчега,
а сверху женской фигурой с якорем у ног и голубем в руках.Источник Веры — простой крест с тремя струями бьющими из мест указывающих на вбитые при распятии гвозди удерживающие Спасителя на кресте.
Между террасами устроены часовни рассказывающие о моментах жизни Христа.
Следующие пять террас посвящены пяти чувствам, позволяющим нам познавать окружающий мир: осязание, вкус, обоняние, слух и зрение. В исцеляющих фонтанах вода бьет из тех человеческих органов которые ответственны за распознавание чувств. В источнике зрения из глаз женской фигуры, в источнике слуха из ушей, обоняния — из носа, вкуса — изо рта, а в источнике осязания из кувшина в руках девушки.
Еще спустившись ниже мы попадаем на террасу встречающую паломников поднимающихся по лестнице на пути вверх. Источник пяти ран или Любви в котором пять водяных струй бьют из щита.
Спустившись ниже попадаешь на широкие террасы с которых открываются неповторимые виды на всю лестницу и храм Igreja Bom Jesus do Monte.
Но ступеньки ведут меня все ниже и ниже, к портику Доброго Иисуса. Именно от него начинается Святая дорога (Via Sacra) к святилищу, поднимаясь по которой люди мысленно приближаются к страданиям Христа, а многие из них мечтают получить исцеление водой бьющей из фонтанов.Ну и в конце пути еще одно замечание.
Подняться наверх к церкви можно несколькими способами. Самое легкое — доехать на машине или такси, самое правильное — пешком по ступеням лестницы,
Во первых это первый фуникулер построенный на Пиренейском полуострове и в настоящее время является старейшим в мире среди фуникулеров использующих в качестве движущей силы вес закачиваемой воды в специальные баки установленные на раме вагончика. Первая поездка на этом фуникулере состоялась 25 марта в 1882. Автором проекта инженер Niklaus Riggenbach, в техническом сотрудничестве с португальским инженером Raul Mesnier du Ponsard, впоследствии создавшим фуникулеры Лиссабона, Порто и Назаре.
Принцип работы фуникулера прост. Две кабинки связаны между собой канатом и курсируют по параллельным рельсовым путям так , что когда одна кабинка находится наверху, вторая спускается вниз. Движется вся система под весом почти 6 тонн воды закачиваемой каждый раз в специальные баки верхней кабинки. Когда заправленная кабинка спускается вниз, вода из баков выкачивается, в то время как в теперь уже верхней кабинки баки опять заполняются. Разность масс кабинок опять заставляет более тяжелую кабинку опуститься вниз а более легкую подняться наверх. Причем из-за постоянно меняющейся при каждом подъеме спуске разнице масс, в зависимости от нахождения в кабинках людей, время совершения спуска-подъема варьируется от 4 до 2,5 минут. Работает фуникулер ежедневно с 8-00 до 20-00.