Наверное, я бы ещё долго не знала о Боровске, если б не создала на форуме тему "Красивые малые города зимой — что выбрать?". За советы всех турбиновцев искренне благодарю. И не могу не сказать персональное спасибо palt как раз за рекомендации посмотреть материалы по Боровску. Мне понравились заметки на Турбине, мне понравились картинки и материалы в сети. Особенно роскошным город с окрестностями обещался быть по зелёной весне и лету, но и зимой привлекал.
И в одну из суббот мы подумали — почему бы и не прогуляться в Калужскую область. Тем более, что город находится менее, чем в 100 км от Москвы. И не требует ночлега. Боровск расположен на холмах, как и его окрестности. Должна сказать, на очень живописных холмах. Там хорошо даже пасмурной зимой — свет мягкий. А нам повезло: было морозно и очень снежно. Так красиво снежно, когда снег не просто высится сугробами и заметает водоёмы, но и ложится пушистой шубой на деревья и крыши.ЧАСТЬ I. Тропою паломника боровского
Позиция первая
Боровск — это немного больше, чем просто сам город. Тут интересны и его окрестности — небольшие пейзажные деревеньки, откуда открываются чудные виды с холмов и где также расположены старинные храмы.
Наше путешествие, можно сказать, началось в селе "Рябушки" (Рябушинская слобода) с храма Дмитрия Солунского.
Кстати, так совпало, что мы, сами того не ведая, начали знакомство с Боровском с первой точки туристического маршрута "Тропой паломника". А узнали мы об этом из инфо-таблички, которая отражала маршрут пошагово и с указанием адресов. Вот за это боровчанам спасибо! Очень толковая штука — облегчает жизнь, особенно тем, у кого нет туристического плана.
Позиция вторая
Каждый уважающий себя малый город с историей непременно имеет свой монастырь. И если он действующий и там сохранился хоть кирпич с претензией на оригинальность, то обитель обязательно именует себя древней, обладающей эксклюзивной умиротворяющей атмосферой, дарящей покой и благодать, где "всякий путник найдёт здесь себе приют" (с) Боровск в этом смысле не стал исключением. Местный монастырь здесь не древний, но средневековый. И, справедливости ради, надо сказать, имеет в своей биографии ряд значимых фактов.
Пафнутьево-Боровский монастырь не обладает чем-то исключительно примечательным, на мой взгляд, и даже похож чем-то на многие прочие монастыри. Но он симпатичен, уютен, очень чист, понятен и лаконичен, что характерно, в общем-то, для большинства мужских обителей. У центрального входа оборудована небольшая парковочка, где расположились коробейники с рыбой, соленьями, мёдом и различной сувениркой. Надо сказать, что уличных развалов нам больше нигде и не встретилось, а эти осмотреть не вышло, потому как, едва мы вышли из машины, к нам устремились цыганки с монотонными причитаниями "подай-христа-ради-деткам-малым-на-пропитание-красавица-милая-любви-тебе-и-счастья". И вот это стало для меня полной неожиданностью и не из разряда приятных. Я и вообще не приветствую агрессивных воздействий, ну а уж о том, какими могут быть цыгане и так всем известно. Торговцы, меж тем, даже и не пытались как-либо привлечь немногочисленных об эту пору туристов — видимо понимали безнадёжность затеи. Вскоре к просящим присоединился молодой человек с явными признаками душевного нездоровья на лице и соответствующими мимикой и речью. Правда, за ворота они с нами не пошли. Впрочем, там был свой персонаж. Едва мы выдохнули и уже было начали наслаждаться чудными зимними пейзажами, как путь преградила вполне прилично одетая женщина средних лет. Никто не насторожился. И вдруг дама начала буквально кликушествовать, громогласно проклиная всё и вся и призывая все кары небесные на головы тех, кто попал в поле её зрения. Грозилась тем, что дескать, души не спасём, всё упрекала в чём-то, обвиняя то в разврате, то в безбожии... Голос ее мощный, эмоциональный раскатами раздавался в монастырской тиши, эхом отражался от стен и храмов и, признаюсь, пугал. То ещё ощущение, скажу вам, когда в вас тычут перстом и уличают гневно в небылицах. Кстати, со стороны на первый взгляд кажется, что женщина знает о чём говорит. Я было сначала подумала, что первая её визави и правда ей где-то дорожку перешла. Но следующим объектом дама выбрала меня. Отвесив первоначально недурственный комплимент по поводу моего внешнего вида, она вдруг разразилась гневной тирадой, закончить которую для пущего эффекту стоило бы фразой надзирательницы "гардемариновской" Софьи — "тьфу, блудница вавилонская!" Я опешила и только и сумела что сиплым голосом скорее про себя произнести "спасите". В принципе уже приготовилась держать бой:) Но дама не спешила применять силу. Ну а я припустила за своими от греха подальше, оставив тётку искать новую жертву. Так она и таскалась за туристами, размахивая ридикюлем и пугая тех громкими возгласами. Впрочем, едва заметив нацеленную в её сторону фотокамеру, молниеносно пряталась за стенами и деревьями. Но вернёмся к монастырю. Внутреннее убранство церквей оценить не удалось. Они открыты как-то попеременно, так что попасть и то буквально на пару минут получилось только в собор Рождества Пресвятой Богородицы. Храм закрывали на уборку, но по этому случаю прихожан особенно не гнали, так что он нам успел понравиться, да и снаружи смотрится таким основательным и величественным. Это центральная постройка монастыря. С момента его основания на этом месте стоял храм, посвященный Рождеству Богородицы. Правда, сейчас мы видим его третью версию, к тому же отреставрированную. Построили его в конце 16 века на месте белокаменного, простоявшего к тому времени уже более ста лет и сменившего в своё время первоначальный деревянный, что положил начало обители в середине 15 века. Белокаменный храм был богато украшен в том числе и фресками. Для их написания преподобный Пафнутий пригласил самого известного на тот момент московского иконописца Дионисия. тот и выполнил работы под началом иконника Митрофана. Надо сказать, что некоторые фрагменты фресок дошли и до наших дней, но хранятся они частично в музее имени Андрея Рублёва в Москве, а частью в Боровске в краеведческом музее. Собор примечателен системой голосников, создающих особую акустику. А ещё тайной комнаткой под крышей, где хранили казну и ценности. Лестница в неё устроена в толще стены храма. А ещё рассказывают, что под храмом начинаются два подземных хода — в Москву и в Калугу. Но, насколько мне известно, их в ходе исследовательских работ пока не обнаружили. Но легенда интересная. Кстати, здесь погиб в бою с литовскими захватчиками воевода князь Михаил Волконский. На этом экскурс в историю монастырских построек я на этот раз завершу. Лишь в двух словах скажу, что монастырь за время своего существования побывал и объектом восхищения русских князей и гостей земли русской. Был он ещё и тюрьмой. Здесь в заточении содержался протопоп Аввакум. Ещё одними известными узницами этих стен стали боярыня Феодосия Морозова с сестрою княгиней Евдокией Урусовой. Был монастырь и настоящей прочной крепостью, но после никоновской реформы пришёл в упадок и не смог противостоять наполеоновской армии. Французы его и сожгли. Потом обитель восстановят, а спустя век она станет музеем, но не надолго — в советское время тут разместят исправительную колонию. Позже на смену ей придёт сельскохозяйственный техникум. Ну а восстановят служение здесь только в 90-х годах 20 века. Вернут монастырское распятие, перенесут часть мощей преподобного Пафнутия из Псково-Печерского монастыря. Сам патриарх Алексий II совершит здесь торжественную службу и крестный ход. Сегодня на территории обители исключительно приятно находиться — мирно вокруг, тихо и красиво. Много-много голубей, что то летают над куполами стаями, то опускаются клевать пшено. Обратила внимание, что не смотря на обилие птиц, места их обитания не засижены, а чисты. А ещё я б рекомендовала подняться на колокольню. Хотя, признаюсь, сама колебалась. И было уже решили не подниматься, но зашли уточнить по цене. Нас встретил смотритель музея (на первом этаже расположена небольшая экспозиция). Представился Сергием, моментально расположил к себе и как-то убедил в безопасности мероприятия. Поднялся с нами, по ходу кое-чего интересного порассказывал. Я справилась у него на предмет цыган и голосящей дамы. Относительно первых тот посетовал, что да, дескать, вот поселились откуда не возьмись в Боровске, ну а про вторую кратко сказал: "болящая, но не гнать же". Да уж... точно — "всякий путник найдёт здесь себе приют"... А колокола здесь новые, хотя из прежних девяти один всё же сохранился, как раз 15 века выпуска, но находится по понятным причинам не в Боровске, а в музее в Коломенском. Кстати, заметила, что как не придёшь куда спросить о возможности подняться на колокольню, везде начинают рассказывать об условиях, позволяющих позвонить в колокола. Видимо, желающих потрезвонить по поводу и без хватает. Странное какое-то развлечение... Да, в Боровском монастыре восхождение на смотровую площадку колокольни (а осмотреть с высоты окрестности здесь интересно) стоит 500 рублей.Позиция третья
Мы решили не отклоняться от "Тропы паломника". И через чуть-чуть оказались у подножия очередного холма, на котором возвышалась бело-голубая церковь, утопающая в бело-голубых же сугробах.
То был храм Рождества Пресвятой Богородицы в Рощинской слободе (1708 г), известный тем, что не закрывался на протяжении советского периода и тем, что именно здесь было венчание Константина Циолковского. Вокруг было пустынно, только патрульная полицейская машина занимала единственное более-менее удобное парковочное место у мусорных контейнеров. Мы было думали, что оставлять авто придётся сильно далеко, но тут полицейские сжалились и отчалили. Сразу скажу, что это место можно рассматривать и как смотровую площадку — виды симпатичные. К белокаменной ограде храма по заснеженному склону вела тропинка. Мы решили подняться по боковой лесенке, но быстро поняли, что лесенка ведёт к одной из могил, коими усыпан был правый склон. Да и в небольшом периметре ограды также располагалось кладбище. Кстати, оно тоже является достопримечательностью из-за сохранившихся надгробий и траурных монументов 18-19 веков. Под холмом, как тут водится, находились жилые дома, окна некоторых выходили прямиком на могильные кресты, ну а кое-какие имели и общее с погостом ограждение. Церковь, похоже, открывают только на время служб. Гулять по старому кладбищу охоты не было, и мы довольствовались беглым наружным осмотром. И вообще поспешили ретироваться.Позиция четвёртая
Розовые бочочки Борисоглебской церкви призывно возвышались "вишенкой" на снежных сливках зимнего убранства улиц. Храм притягивал, может потому, что явно не хватало солнечных лучей. А тут так ярко, аккуратно и нарядно!
Поначалу храм даже показался безжизненным, но вот вечером увидели таки в окнах его свет — видимо, шла вечерня. Вот почему-то тут храмы между службами запирают. Но не все. Церковь построена в самом начале 18 века и прекрасноПозиция пятая
Собор Покрова Пресвятой Богородицы многие называют одним из самых впечатляющих в городе. Этот храм действующий и по-прежнему старообрядческий. Его не назвать старинным — ему минуло всего то немногим более ста лет. Находится на въезде в Боровск со стороны Балабанова, поэтому, гуляя только в центре, можно его попросту не заметить. Но мы то о нём знали (из той самой таблички) и даже намеревались рассмотреть непосредственно, но обилие строительных лесов (там полным ходом идёт реставрация) заставило нас отложить эту затею до лучших времён.
Позиция шестая
Ещё один старообрядский храм Боровска — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. И тоже действующий. Кстати, ровесник Покровского собора. Во время фашистской оккупации использовался как тюрьма для советских военнопленных.
Позиция седьмая
Не удивляйтесь обилию здесь старообрядческих храмов, город был одним из центров старообрядчества. Часто Боровск называют городом старообрядческого подвига. Поскольку, напомню, именно здесь заморили голодом ссыльную боярыню Морозову с княгиней — сестрою. Правда, есть версия, что в случае с вельможными дамами дело было вовсе не в вере,а в людской зависти к их великим богатствам. Женщин сжили со свету, а деньги прикарманили. Но оставим детали до летнего визита (хочется услышать местное изложение событий).
А пока скажу, что неподалёку от места захоронения мучениц на старом городище была возведена часовня памяти боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Она действует, но была закрыта (не удивляюсь уже) в момент нашего посещения городища. Другие ужасы этого места описаны на памятном стенде.Позиция восьмая
Церковь Спаса Преображения (1804 г.) находится на центральной площади города. Собственно, именно это обстоятельство и способствовало нашему желанию непременно в него зайти. Признаюсь, ровно никакого впечатления он на нас не произвёл. При храме некогда была обустроена каменная богадельня для женщин. Было здесь и приходское училище для мальчиков. В послевоенное время храм был переделан под мельницу. Сейчас его восстанавливают, поэтому он и смотрится новым и несколько безликим. Действует.
Позиция девятая
А вот в церкви Воздвижения Креста Господня находилась водонапорная башня. В советское время храм был закрыт, но сейчас реставрирован и действует. Возведение его происходило по стандартной схеме — на месте более раннего деревянного (18 век) построили каменный (начало 19 века). К нему уже не поехали, но на панораме города видели (храм слева).
Позиция десятая
Надо сказать, что именно это место произвело на меня большее впечатление, чем все остальные из маршрута вместе взятые. Ну разве что монастырь может конкурировать по эффекту восприятия:) Деревянных церквей в городах подобных Боровску встречается совсем не много, а уж старинных и того меньше.
Признаюсь, что сходные по архитектуре храмы видеть мне уже доводилось. Навскидку, в Нижнем Новгороде на Щелоковском хуторе. Но то — музей. Здесь же действующий храм. Срублен из сосны, поставлен на высокий каменно-булыжный фундамент, окружён широкими галереями, на которые ведёт длинная лестница... Точная дата его постройки не известна, но уже в начале 18 века он упоминается как древний. Конечно, с тех пор его не раз обновляли, но в целом он дошёл до нас в том виде, в котором и был задуман. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоком находится в жилом квартале, вокруг дома обычных боровчан. И сразу в глаза не бросается — внимание привлекают входные ворота, что оформлены так, будто и не вход к храму предваряют вовсе, а скрывают за собой богатую усадьбу или музей ремёсел и деревянного зодчества. Как-то уж слишком светски нарядно там, даже сказочно как-то. Ощущение усиливается едва ступаешь внутрь — попадаешь в коридор из высоких пушистых туй, украшенных затейливыми фонариками. Вот прямо будто в королевский сад пришёл или в волшебный лес... Но буквально через минуту приходит осознание того, что именно прикрывают раскидистые зелёные ветви. И вы будете совершенно правы, если предположите кладбище! И здесь не просто действующий погост, но целый некрополь с изваяниями, мраморными чашами и даже склепами. Надо сказать, что туи своё предназначение исполняют исправно, но только на подходе к храму. По периметру обзор ничего не закрывает — остаётся посочувствовать жителям близлежащих домов. Думается, они то уже привыкли, а вот мне было сложно. Плотно заполненное кладбище не оставляло шансов: вдоль него нужно было идти к святому источнику, по узкой тропе среди могил пробираться на смотровую площадку (специально устроенную для осмотра панорам города). А ещё "любоваться" склоном с крестами из окон местной чайной, лавировать среди надгробий чтобы осмотреть церковь и хоть как-то её сфотографировать без атрибутов скорби... Собственно, даже с галерей (куда выйти советуют служители, явно гордясь своим красивым и необычным храмом) открываются виды на кладбищенские просторы на все четыре стороны света! В общем, довольно скоро моё состояние приблизилось к депрессивному. Но тогда я ещё не знала, что Покровский храм — не просто ещё одна городская церковь, а Боровское подворье Пафнутьева монастыря! Внутри пол устлан коврами, свечи здесь стоят неожиданно умеренно. Нам предложили бесплатную духовную прессу. Ладно, платную тоже предложили. А ещё разрекламировали магазин, где помимо сувенирки продаются ещё и монастырские продукты — куры, яйца, выпечка. Признаюсь, порыв закупиться был. Но тут пришла предательская мысль — а где выращивается птица, уж не под одним ли из пригорков, на которых находится очередное кладбище... Пока раздумывала, пришла пара молодых москвичей и забрала оставшееся. Дилемма разрешилась волею судьбы. А вот к источнику спуститься я рекомендую. Мы пешком не пошли — не хотелось продолжить изучение расположения могил. Благо внизу оборудована парковка у чайной. И если стоять спиной к погосту, то там, у источника, очень привольно. Простооорно! Боровск как на ладони. Вода журчит. Но тишины не ждите — место оборудовано динамиками для трансляции записей служб. Видимо для создания у прихожан соответствующего настроя для принятия святой воды. Говорили и пели красиво, но печально и монотонно. Мы немножко побродили вокруг и поспешили обратно в центр.P.S.: Я вот всё думаю, а почему в перечень храмов маршрута не вошли другие церкви города. Среди них есть и куда более древние. Скажем, Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, который был построен на месте деревянного Никольского в конце
17 века. Здесь, кстати, находятся резные деревянные скульптуры Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы.
ЧАСТЬ II. КосмоБоровск
Связь Боровска с космосом куда теснее, чем кажется на первый взгляд. Конечно, в широком смысле этот город "тоже является частью Вселенной" (с). Но здесь на самом деле всё предметнее. Хотелось бы сказать, что Боровск — родина основоположника теоретической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. Но это не так. Учёный родом из-под Рязани. А вот в Боровске он прожил 12 лет, работал учителем, приобрёл друзей и даже женился. Но это всё ладно, главное, что именно здесь он родился как учёный. Здесь были созданы первые его научные работы, здесь он развивался как изобретатель. Так что, город по праву гордится своим земляком. Собственно, ныне Циолковский и всё, что с ним хоть как-то связано, и есть самостоятельная достопримечательность. До того самостоятельная, что в городе имеется даже специальный туристический маршрут со скромным названием "Город космической мечты".
Впрочем, думаю, в данном случае имеется в виду не то, что Боровску до города-мечты как до космоса по лестнице, а то, что именно в этом городе, пускай лишь на бумаге, но начала осуществляться мечта человека этот самый космос покорить. И как символ исполнения мечты в уютном сквере установлен памятник Юрию Гагарину. Это даже не бюст, а скорее скульптурный портрет. Юрий Алексеевич одет в шлем, он задумчив, но лицом ясен и вот-вот улыбнется будто. Наверное, мыслями он где-то там, ещё в мечте о космосе, который стал ближе, но остался непознанным.Считается, что на работы Циолковского оказали известное влияние труды основоположника русского космизма Николая Фёдорова. И вот именно в Боровске установлен первый в России памятник философу. Безусловно нашлось в городе место и для монумента самому Циолковскому. Говорят, он выполнен в шутливой форме и олицетворяет мечту о космосе. Пожалуй, это самая интересная часть "космического" маршрута — памятник и правда загляденье просто. Да что там маршрут, сам по себе он, безусловно, must-see города. Циолковский сидит на деревянном чурбанчике, обутый в валенки, и смотрит в небо. Видимо, пенёк и валенки — символизируют провинциальные истоки глобального предприятия. Однако, на самом деле, Циолковский в жизни валенок не нашивал — считал, что человеку интеллигентному, из общества, не комильфо. Примечателен и задний фон — уменьшенная копия ракеты на ВДНХ. Вообще, как и положено флагманскому достоприму, скульптура обросла легендами и поверьями. Например, считается, что если присест на колени Константину Эдуардовичу, то вас начнут посещать гениальные (ну или просто не лишённые здравого смысла) идеи и не только на предмет космических экспедиций.
ЧАСТЬ III. Жил-был художник один... и зимние палитры Боровска
Жил-был в Боровске один художник... Нет, не так. Жил-был в Москве кандидат экономических наук Владимир Овчинников. Ещё в школе он полюбил уроки ИЗО, а потом, во взрослой жизни, в свободное время нет-нет, да и набрасывал пейзажик-другой. Да так, что и на персональную выставку накопилось. Но это ладно. Вот вышел он на пенсию и решил, что нужно переселиться куда-нибудь, где небо выше, воздух чище, трава зеленее. И в принципе его выбор я понимаю. Так он оказался в Боровске. Имея много больше свободного времени чем в Москве, Овчинников стал чаще уделять внимание своему увлечению рисованием. И скоро его стали называть художником — самоучкой. То, что самоучкой — это ничего, главное, что художником! Окончательно осознав себя живописцем, Владимир не удовлетворился тем, что умеет делать хорошо то, что делают другие. Он искал себя, искал что-то необычное. Так и пришёл к настенному рисунку.
И преуспел, расцветив город и подарив тому ещё одну самостоятельную достопримечательность, слава о которой среди туристов значительна. Нынче работы Овчинникова в путеводителях называют "фресками Боровска", а приезжие даже придумали нечто вроде маршруты — игры — найди все настенные картины . Признаюсь, мы было тоже впали в азарт, но холод и сумерки наше занятие прервали. Но ничего, мы попробуем ещё раз летом:) Не знаю уже как относятся к повышенному вниманию к своим домам жители (поди привыкли уже), но в целом инициатива Владимира Овчинникова была поддержана и горожанами и властями. Более того, в 2004 году автор стал победителем конкурса "Удиви страну" именно за настенную живопись. Иногда картины портят, порой и стихия делает своё дело, но в таких случаях Владимир просто идёт и исправляет положение. Я, конечно, лично с автором не знакома, но на основе информации о нём и собственно его работ как-то сам собой напрашивается вывод о его исключительной позитивности. Мне вот, в частности, понравилась одна его фраза (очень жизнеутверждающая), очень характеризующая. Видимо, не только мне одной, потому как цитируется часто, но я всё равно её тут приведу: " В старости человек делает много открытий, о которых не подозревал всю жизнь. Для меня таким открытием стало то, что я умею рисовать." Надо сказать, что Владимир Овчинников предлагал и другим художникам присоединиться к проекту, но все она по разным причинам идею отклонили. Кто сослался на возраст и состояние здоровья,а кто и посчитал нецелесообразным работать бесплатно. Но, тем не менее, в городе, особенно зимой когда не хватает цвета, кое-что ещё найти удалось. Случайно. Вот, к примеру, местный автодизайн. Или внутренние дворы в центре. А вот и творческий подход.ЧАСТЬ IV. Из жизни Боровска
Разглядывая "настенную живопись" умельцев и хулиганов, я, наконец, получила подарок — надпись в свою коллекцию " на заборе тоже пишут". Всё-таки город позитивен!
То было совсем нежданно, мы приехали в этот проулок специально взглянуть на здание тюрьмы, именуемое в народе "тюремным замком" (построено в середине 19 века) и "Домом ударника" — а это уже потому, что с упразднением первоначального назначение здание передали под жилые помещения и поселили здесь работниц ткацкого производства "Красный Октябрь". Долгое время строение было обычным жилым домом. Но потом стало аварийным и необитаемым. После обнаружили тюремную церковь и настенные росписи в ней. Туристы стали сюда заглядывать, и в сети есть репортажи прошлых лет с ещё вполне потребными фотографиями. Ныне постройка стала совсем уж опасной и входы-выходы заколотили. Теперь тут практически руины, изукрашенные в свойственной манере местными лоботрясами, не знающими куда девать энергию и излишки краски. А мы решили немного пройтись по городу. Порадовал сектор малоэтажной застройки. Дома тут, видимо, старинные — с резными окнами, на что я всегда обращаю внимание. Повстречали рыбаков,а вот рыбы вот — нет. По живописной улочке спустились к реке Протве. Через реку поставлен надёжный пешеходный мост. По нему дети ходят из центра в школу. Берега Протвы даже зимой и в сумерках весьма живописны. Да и сама река душевна. Нам понравилась Заглянули мы и в центр. Я там приметила забавный дом. Обязательно выясню его историю в следующий раз. Осмотрели и обязательные монументы — Ленину и адмиралу Синявину. Последний как раз родился именно в Боровске. А тут своих героических земляков помнят. Позади памятника адмирала сделана смотровая площадка — виды на местные просторы. Зимой, увы всё было не таким ярким. Не могу не отметить скверы. В одном из них расположили центральный монумент погибшим в ВОВ — попросту "вечный огонь". В "гагаринском", думаю, нет отбоя от свадебных процессий в летнее время — уж больно симпатичная витиеватая беседка. А мне показался красивым ещё въезд на заправку в вечерних сумерках.ЧАСТЬ V. О дружбе, песочке и ночном сиянии
Знаете, а дороги в городе рыжие, потому как посыпают их не реагентами и химической солью, а простым родным экологически чистым песком. И так нам это понравилось! И картинки будто из далёкого детства, да и дышится легче, ну и обувь не портится.
Город, несмотря на некоторые особенности, нам нравился. И в целом казался дружелюбным. Потому мы решили завершить визит сюда ужином в каком-нибудь местном заведении. При всём богатстве выбора (а он там есть, выбор этот), все в унисон рекомендовали кафе "Дружба" за вкус, за сердечность приёма, за демократичные цены и т.д. и т.п. Надежды на кулинарную дружбу с Боровском растаяли что одноимённый плавленный сырок. Вот здесь чуть подробнее изложила — Неприветливая "Дружба". Пришлось уезжать не солоно хлебавши. Но город, видимо, не хотел прощаться на грустной ноте и подарил нам напоследок небольшую шараду. Время было совсем уж вечернее, да и несолнечный день не оставил надежды на красивый закат. Плотная темнота ещё не успела окутать Боровск, и небо оставалось ровно окрашенным серо-синий цвет. Вдруг мы заметили яркое свечение, чем-то напоминающее закат или зарево от пожара. Сияние было локальным, равномерным, но мощным. Сразу стало интересно. Мы строили предположения одно другого хлеще — от возгорания до прилёта инопланетных кораблей:) Фантасмагоричную картину дополняет пар, огромными клубами вырывающийся из системы отопления. Конечно, специально мы не поехали искать источник света, но разгадка нашлась по пути. Ещё в монастыре Сергий рассказывал нам о том, что в пригороде Боровска находится питомник растений, в том числе там выращивают и цветы к весенним праздникам. Но тогда масштабы мы себе не представляли. На деле же оказалось, что здесь целые кварталы огромных теплиц. И лампы их освещения столь мощны, что дают высокий отсвет, который виден из города. И ещё интересно. Если ехать мимо них быстро, то создаётся ощущение, что двигаешься в огненном коридоре. Ну вот такой он, зимний Боровск. Теперь посмотрим каков он летом.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Правда, жить рядом я бы не захотела, но гулять мне по ним нравится.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я же на кладбищах (я не о тех, которые исторические памятники, а о обычных) опасаюсь исключительно живых! Разный сброд там шатается и, как правило, выпивает, а потом к подвигам стремится.
Кладбище, где мои лежат, огородили со стороны дороги огромным трехметровым забором, в котором всего два (!) узеньких входа/выхода. Так вот там, действительно, стало жутко находится. Если что — не добежишь, не докричишься. И я в одиночку больше туда не ездок, что очень жаль.