Боровск – Очень Интересный Город. Маленький, уютный, невыносимо провинциальный. Стоит на реке Протве. Утопает в сосновом бору. Грибов и ягод летом – облом. Весь в церквях. Монастырь – Пафнутьев-Боровский. Старинные полуразвалившиеся, но дивной красоты наличники на окнах. На центральной площади Ильич, устремленный в небо. Торговые ряды. Купеческие дома. Всё ста-а-ренькое, но держится. Бабульки на рынке продают пахучую зелень. Пучок петрушки – 5 руб. А пахнет как! Вот вроде бы и все достопримечательности. Приехал, посмотрел, окунулся в давно забытую детскую беззаботность и спокойствие, повосторгался и уехал. Но всё не так. Этот шаблон посещения тихих провинциальных городков к Боровску никак не подходит. Размерчик (шаблона) – маловат.
«Ах, Боровск. Боровск, что ты за город такой! Нет, кажется никакой логики в извивах твоих вздыбленных улиц. Бросаются они то вправо, то влево, то приводят на вершины холмов, откуда видно далеко окрест, то опускаются в низины, где сыро и скучно. И никакой тебе золотой середины, ни опрятности немецкой и педантичности, ни французского изящества и лёгкости, ни английской рассудительности и устойчивости. А за океаном – не скажу, потому что не был, но видимо, Есенин не ошибался, говоря о «железном Миргороде». Да только железо-то, оно без души, а в наших миргородах и боровсках железо и бетон ещё небо не заслонили, зато души – хоть отбавляй». Д. Жуков.
Вся эта лепота – старинная, русская, советская – только поверхность. А там, в глубинах Боровска – История. Да ещё какая! Финно-угры, древнее городище, деревянная Крепость, старообрядцы, Боровский острог и боярыня Морозова, Пафнутьев-Боровский монастырь и пламенный старец Аввакум, Смута, Лжедмитрий, герои и предатели, Наполеон, фашисты, Циолковский и болид, советское равнодушие и демократическое тусклое сегодня.
Маленький русский город Боровск каким-то непонятным мистическим образом значится в судьбах многих выдающихся личностей. Самое интересное, что и сегодня, Боровск, несмотря на кажущуюся провинциальность, притягивает совершенно невероятных людей. Ну, не бывает в наше коммерческое время сейчас Таких! А в Боровске появился! И, конечно же, какие могут быть сомнения — совершенно случайно! Все вышерасставленные восклицательные знаки относятся к одному Художнику. О нём ниже. С него и начну рассказ про Боровск.
Жил был художник… не один…
Многие русские сказки начинаются так: «Однажды в тридевятом царстве в тридесятом государстве появился…». Так вот однажды, в Боровске появился художник. Вместе с женой – поэтессой. И чемоданчиком, наверное. Овчинников Владимир. Раньше строил ТЭЦ, заводские трубы и маяки, а сейчас вышел на пенсию. Но разве у настоящих Художников есть такое понятие, как «пенсия»? Просто, видимо, параллельно с этим официальным состоянием, у него появилось много свободного времени. И он начал рисовать картины. В городе. На стенах.
«Вот кто его просил что-ли? На краску денег давал? Сюжеты подсказывал? Другой нормальный человек сидел бы себе спокойно и огурцы в парничке выращивал или в домино бы перед подъездом стукал. А этому что надо! Приехал, понимаете ли, в город, и давай стены размазюкивать. Делать ему нечего! Малахольный что-ли? И глянь-ка, Петровна, глянь, и жена его туда же. Не сидится ж людям дома! Поетеса, одно слово, извините за выражение. Стишки-ка глянь, как кропает. Етот красит, а ета стихи, видите ли, приписывает. Возомнили из себя! Пушкин с Лермонтовым отдыхают, и Рембрандт с да Винчи нервно курят в стороне. А мы тоже с вами согласные! И стихи плохие, и стены не талантливые! Вот тут бы ему вот так бы нарисовать, а вот эту рифму вот так бы переписать. Вот я бы на их месте, вот ну не так бы всё сделал. Не так. Не ндравится мне и стиль, и это самое, и рифма. Мне просто некогда, я вот занят очень, у меня телевизор, дела-а, но если я бы вот это самое сам бы стал расписывать, то всё не так бы сделал. Всё не так!»
Не сомневаюсь, что именно вот таким образом местный житель и не только, перемывал косточки этому непонятному заезжему человеку. Каким только ветром занесло его в Боровск.
А если серьёзно, то сейчас, одними из самых ярких достопримечательностей города стали картины этого художника на стенах домов города. Их называют по разному – городские фрески, росписи, картины. Этот человек – Владимир Овчинников (Художник) и его жена Эльвира (Поэтесса)– опять помогли Боровску мощно выделиться среди прочих провинциальных русских городов. Искренние аплодисменты этим людям, переходящие в овации. Он пишет картины на стенах, она пишет к ним стихи.
Сам Овчинников говорит, что идею выйти на улицу с палитрой и начать рисовать На Улице, ему подарил друг. Сказал, что «был как-то в Прибалтике и видел, что там многие так делают». Но сам не рискнул. А Овчинников сделал Это. Вообще сам он считает, что рисование картин под открытым небом на стенах домов есть его совместный проект с женой «самой лучшей в России поэтессой и самой умной и красивой женщиной». Ее четверостишия на каждой его картине. За подписью «Э.Ч.» – Эльвира Частикова. Причём наблюдается взаимосвязь — либо тексты рождаются благодаря картинам, либо картины благодаря текстам. Сейчас в Боровске уже 100 его настенных фресок. Самое первое его уличное «полотно» называлось «Плачущее небо под ногами» на слова из песни Шевчука. А сейчас он рисует окна в заброшенных домах. Вставляет свои рисунки вместо выбитых рам – и дом оживает. В одном окне причесывается художница Галина Серебрякова, из другого улыбаются дети, в третьем облизывает бархатную лапку кошка.
Дома, на которых находятся картины, самые разные – это Торговые ряды, старинные купеческие особнячки, это хлебзавод и здания местной администрации, это милиция, музей (на нём работа ещё не окончена) и кинотеатр (на нём росписям Овчинникова составляет компанию художник Гольдин). Стены тоже очень разные, есть кирпичные, но в основном старенькие, с облупливающейся и отваливающейся штукатуркой. Поэтому надеяться, что эти дивные росписи дойдут до потомков, может только большой оптимист. Штукатурка облетает, а вместе с ней кое-где и фрагменты картин. Да и городская администрация, спорные или двусмысленные сюжеты закрашивает!!! Уже пять замалякали и ещё над двумя похулиганили! На одной картине-диптихе был нарисован мэр Москвы Лужков на фоне возрождённого храма Христа Спасителя, а губернатор Калуги Артамонов — на фоне полуразрушенного храма в Боровске. Боровский мэр испугался, что калужский губернатор обидится и имидж его будет подмочен. Мер абиделся и решил не храм восстановить, а фреску замазюкать. Картину замалюкал. Теперь это огромный оранжевый квадрат мэра, конкурирующий по известности с чёрным квадратом Малевича.
Эти фрески везде, практически на каждом доме. И теперь, они заманивают толпы туристов, желающих полюбоваться этим дивом. Росписи, конечно, хочется посмотреть все. Но для этого надо ориентироваться в городе и знать их месторасположение. Для этого потребуется обычная бумажная карта города Боровска с названиями улиц и карта, нарисованная на стене Торговых рядов. Там отмечены все расписанные фресками дома.
Росписей, я повторюсь, очень много. И все они великолепны, интересны по замыслу, необычны по исполнению, и глубоки по содержанию. Фреска, которая покорила моё сердце, находится на стене хлебзавода. Ровно посередине этой стены, вдоль её, идёт внешняя узкая труба. Художник обыграл её необыкновенно нежно: как будто по этой трубе идёт девушка. Тоненькая, как стебелёк, хрупкая фигурка, жёлтое платьишко, а в раскинутых руках (она же идёт по трубе, балансируя, помогая себе сохранить равновесие руками, как, например, по канату) – связка баранок в одной и авоська с буханкой хлеба в другой. Это что-то… Прелестная картина.
(«Равновесие» parallel-city.ru/gallery/gall…).
Потом необыкновенно тронула роспись, на которой изображён голенький мальчуган. Она называется «Старый город», она чёрно-белая, нарисованы улицы и здания (на стене), а на двери этого дома (настоящей) – вот такой смешной мальчик. И стихи:
«Будущее – голый мальчик,
Вертит ключиком в замке.
А земля летит, как мячик,
И века все в кулачке».
(«Старый город» parallel-city.ru/gallery/gall…).
Ещё необыкновенно понравились и запомнились окна, вернее фальш-окна: рама есть, а вместо стекла картонки. В Боровске много таких домов. Так вот, целый ряд окошек с выглядывающими жителями: в одном окне – женщина, сидя на подоконнике, моет стёкла; на другом – стоят маленькие ребятишки в трусиках, мальчик и девочка; в третьем – пожилая пара, он читает газету, она о чём-то рассказывает; в следующем – за прозрачной кружевной тюлью лицо красивой женщины, кого-то ждёт?; на последнем – папа с дочкой пускают мыльные пузыри. Этот дом находится тоже на ул. Коммунистической, слева, на въезде в центр города. Не пропустите, смотрите внимательно.
(«Пять окон» parallel-city.ru/gallery/gall…).
Это перечисление, не означает, что другие фрески хуже. Они тоже восхитительны. И получаешь не меньше удовольствия, рассматривая их. Чтобы рассмотреть все фрески, надо стать охотником, оббежать весь город и облазить все его закоулки.
Продолжение следует.
(c) NatalyA.turbina.ru
При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.