Или продолжение проекта «Путешествия на машине времени» Как всегда, сначала некоторое количество текста, затем много фотографий
К своему великому стыду, я чуть было не забыл, что в первое воскресенье сентября в музее-заповеднике «Бородино» устраивается большое театрализованное представление, посвященное Бородинской битве с участием лучших клубов исторической реконструкции.
Но, лучше поздно, чем никогда. Времени хватило только на сбор информации в интернете и настройку «машины времени». О соответствующем эпохе костюме речь уже не шла (лучше, конечно, снимать «из-за кулис», но ничего не поделаешь…).
По имевшимся данным, переброска и дислокация войск в музей-заповедник «Бородино» началась еще за неделю до битвы,
кроме того по генеральному плану сражения, накануне войскам устраивался строевой смотр на предмет историчности формы и вооружения, а также предполагалась генеральная репетиция предстоящей баталии.
Собрав вечерком за кружкой пива воедино всю имевшуюся информацию, наложив ее на график своей работы, трезво все взвесив, я решил, что оптимально отправиться в путь утром накануне битвы.
Перемещение Москва – Бородино описывать смысла не имеет. Всю подробную информацию можно почерпнуть на сайте Бородинского музея-заповедника, вариантов много. Лично я двигался по Минскому шоссе до поворота на Можайск на 108км, далее, соответственно, Можайск и «по следам» Русской армии по Старой Смоленской дороге на Бородино.
Моя интуиция, основанная на информации, меня не подвела. Лишь только я проехал памятник, установленный на месте ставки Кутузова, как практически сразу увидел в поле сначала русских кирасир, затем драгун и под конец – французских гусар. Причем все они совершенно мирно сосуществовали, занимаясь отработкой различных боевых маневров.
Пропустить я это, конечно, не мог, поэтому буквально «воткнул» свой джип в первый же съезд на это поле и прямо из окна «очередями» взахлеб начал снимать.
Когда первая дрожь в руках прошла, и я смог спокойно рассуждать, то понял, что надо искать остальных. Большого труда это не составило, т.к. «строевой смотр» проходил на этом же поле в паре километров по ходу движения.
Атмосфера на «смотре» царила вполне дружеская и непринужденная. Среди пеших и конных, русских и французов сновали вездесущие фотографы. Причем, никто, вопреки обыкновению, их не гонял, более того, многие участники предстоящей битвы охотно позировали.
Несколько подпортил общую идиллию начавшийся дождь, но он имел и свои плюсы, т.к. настоящему солдату дождь не помеха, зато попряталась большая часть коллег по цеху, которые постоянно лезли в кадр, а т.к. я использовал «дальнобойную» оптику, то спокойно продолжил съемку сидя в сухом и теплом джипе.
В общем, остаток светового дня я провел за съемками войск на «строевом смотре» и выбором наиболее удачной позиции на зрительском склоне плац-театра, уже в ходе репетиции. Надо отдать должное, не я один оказался такой «сообразительный», и посмотреть репетицию битвы собралось довольно много народа, как из клубных «групп поддержки»,
так и простых обывателей, специально пришедших посмотреть это действо.
А посмотреть было на что!
«Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.»
Короче, день удался
«И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.»
Конечно, можно было бы прилечь и у лафета,
но погода совсем не располагала к подобному ночлегу, а, посему, надо было искать место для палатки. Надо отдать должное гостеприимству участников, поскольку единственное ограничение касалось установки современных туристических палаток на «историчной» территории бивака.
Зато «как ликовал француз» я оценил в полной мере, т.к. стоял я в непосредственной близости от лагеря Старой Наполеоновской гвардии. Но, честно говоря, что «…тих был наш бивак открытый…» я бы тоже не сказал. Веселились все, причем, не разбирая «национальной» принадлежности. Это была давно ожидаемая встреча старых друзей и единомышленников.
Утро сражения началось практически по Лермонтову:
«…И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.»
Я бродил с фотоаппаратом по лагерю практически до самого начала сражения. Это было великолепное зрелище! Такие жанровые сцены и портреты!
"Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам..."
За съемками в лагере я чуть было не пропустил начало баталии, т.к. выйдя на склон плац – театра, понял, что до выбранной мною вчера точки съемки, сегодня мне придется буквально «переплыть» через людское море.
«Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.»
«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...»
Подводя итоги своего путешествия, могу сказать, что получил массу удовольствия и хороших снимков! Не говоря уже о том, что буквально «прикоснулся» к одним из самых знаменательных страниц истории России.
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
P.S. Основную часть фотографий, невошедших в этот материал, можно посмотреть в моем фотоальбоме <b>Недаром помнит вся Россия про день Бородина…</b>