"Возьмите Версаль, добавьте Антверпен, и вы получите Бордо",- так в своё время описал город В. Гюго. Красивее и не скажешь!
Бывают города которые нужно посетить, а бывают в которых ну, очень хочется оказаться. Таким городом для меня был Бордо! Он мне уже нравился и я его полюбила ещё до своего посещения.
На это было несколько причин.
Как только не называют Бордо романтичные французы и "Порт Луны", это за счёт того, что Гаронна в порту делает изгиб в виде полумесяца, "Спящая красавица" — с красавицей согласна, а почему спящая не поняла, он мне таким не показалcя.
И первая причина то, что его называют "Маленький Париж", а в Париж я влюблена и, забегая вперёд, скажу что, действительно, Бордо похож на этот город, но только он не такой пафосный, как столица, но в тоже время аристократичный, загадочный и прекрасный.
Вторая причина, это вина Бордо, которые считаются одними из лучших в мире. Когда-то нам привезли в подарок бутылочку вина. После него у меня только при произношении Бордо возникает перед глазами бокал с этим божественным напитком насыщенного цвета и неповторимый вкус... Поэтому хотелось попробовать этот нектар непосредственно на его родине.
А третья причина, кому-то может показаться смешной или сумасшедшей, но о ней я рассказу в другой раз.
Немного об истории. Как и во многих городах Франции свой след в Бордо оставили римляне, хотя поселение существовало ещё в V веке до нашей эры, но римляне не могли пройти мимо лакомого кусочка. И жилось им там хорошо и привольно. Хотя нужно отдать им должное, первую виноградную лозу здесь посадили они. Но в X веке город унаследовали герцоги Аквитанские. А два столетия спустя он перешёл под влияние английской короны после брака Элеоноры Аквитанской с английский королём Генрихом II Плантагенетом.
И только после окончания Столетней войны Бордо вновь вошёл в состав Франции.
Во время правления римлян его называли "Маленький Рим", англичане тоже оставили свой след в архитектуре и это не могло не повлиять на колоритность города. До настоящего времени многие дворцы в черте города находятся во владении англичан.
Поэтому в XVIII веке архитекторам пришлось потрудиться, чтобы город превратился в "Маленький Париж", такой каким мы его видим сейчас. Его перестраивают в стиле классицизм: средневековые въездные ворота заменены триумфальными арками, разбиты публичные сады, возведена опера. Что бы произвести впечатление на гостей, прибывающих в город по реке, на набережной построена величественная площадь Биржи.
Но и от средних веков осталось ещё множество достопримечательностей.
Так что здесь есть на что посмотреть, что мы и сделаем.
Начали мы своё знакомство с городом с эспланады Кэнконс, которая является самой масштабной площадью на территории Европы. Появилась она в начале XIX века на месте замка Тромпетт, построенного в XV веке Карлом VII по окончании Столетней войны.
Площадь просто громадная, размеры её составляют около 126 тысяч квадратных метров, она не вымощена камнем и не заасфальтирована. Одним своим концом она спускается к Гаронне и здесь установлены две ростральные колонны в неоклассическом стиле. Одна из них посвящена торговле, вторая – мореплаванию.
На противоположной от колонн стороне находится величественный памятник жирондистам, жертвам террора, преданным 3-ей Республике и ее истокам.
Сам памятник представляет собой фонтан, середину которого занимает колонна с коринфской капителью, на которой находится бронзовая статуя Свободы, сбрасывающей оковы.
Полюбовавшись необычным фонтаном, направляемся в пешеходный центр города и кварталы Сен-Пьер, Сен-Мишель, Сен-Круа и Сен-Элали, в них находится всё великолепие архитектурных памятников всевозможных стилей: от массивных строений раннего средневековья до стрельчатой готики и испанских арочных галерей.
Но только подумали об истории, как сразу же возник современный, серебристый трамвай, 44-х метровый, гибкий Citadis 300. У него нет "рогов" — он берёт электричество от контактного рельса на земле.
А перейдя дорогу увидели здание из стекла и бетона, соседствующего со старинными зданиями, оказалось торговый центр. Но это редкое исключение, в основном исторический центр не тронут современными застройками.
Узкими улочками, мимо величественных домов
направляемся в сердце старинного города.
Пройдя лютеранскую церковь, обнаруживаю памятник Ф.Гойи ?! Оказывается последние четыре года своей жизни испанский художник прожил с семьёй в Бордо. Здесь его похоронили в 1828 году. Но затем, по просьбе Испании, Франция вернула прах великого живописца. Однако череп Гойи не был найден и он до сих пор покоится где-то на кладбище Гранд-Шартрез.
И снова, не переставая восхищаться архитектурой зданий, мимо которых проходим, достигаем цели — Церковь Богоматери. Она располагается на rue de Mably.
История её интересна, она связана с восстанием горожан против повышения налогов – так называемое, "восстание гербовой бумаги". Король, с целью укрепления свой власти, снёс доминиканский монастырь, чтобы расширить свой замок, но орден оказался силён и через некоторое время начал строительство новой церкви по образцу церкови Иль-Джезу в Риме, возведенную по проекту Микеланджело. Она стала самым эффектным образцом архитектуры эпохи барокко в Бордо.
Где-то в минутах десяти ходьбы от неё находится собор Андрея Первозванного. Он один из самых красивых в Бордо. Если верить легенде, на месте этого собора находились сменяющие одна другую церкви Андрея Первозванного с самого момента проникновения христианства в Аквитанию. Впервые собор упоминается в 814 году, а в начале XII века перестроен в готическом стиле. Здесь венчалась Элеонора Аквитанская с Людовиком VII.
В XV веке рядом с ним была построена башня Пе-Берлан по имени архиепископа этого времени. На вершине башни собора находится статуя Богоматери Аквитанской с младенцем.
В городе много парков и скверов, вот и рядом с собором находится сквер с интересной скульптурой. К сожалению, что и кого она изображает я не знаю.
С западной части собора расположен дворец Роана, построенный для архиепископа, вернее нужно было провести реконструкцию существующего уже здания, но строители так увлеклись, что от него ничего не осталось. Находится он на площади Пе-Берлан и выполнен в строгом, неоклассическом стиле. Сегодня здесь располагается мэрия Бордо.
Недалеко и памятник одному из мэров города. Видно заслужил!
И снова улочками выходим на площадь Комедии, она находится перед театром, в шаговой доступности от собора, где-то метров пятьсот.
Весь городской ансамбль Бордо буквально дышит благородством и роскошью — и это не преувеличение.
На площади находится один из самых дорогих отелей Бордо. Он расположен в здании 1800 года, бывшей резиденции французских королей. Сейчас в апартаментах отеля, сохранивших дух императорских времен, любят останавливаться знаменитости и высокопоставленные персоны.
Ну, а главная достопримечательность здесь — это Большой театр.
Построен он был в XVIII веке на месте сгоревшего. Архитектор Виктор Луи. Здание в неоклассическом стиле. Его фасад украшен колоннами и двенадцатью статуями, изображающими девять муз и три богини: Венеру, Юнону и Минерву.
В нём юный Marius Petipa сыграл свои первые роли.
Сейчас в Большом театре размещается Национальная опера Бордо.
Интересно, что справа от театра начинается улица с названием Красная шапочка. Причину такого названия выяснить мне не удалось, на неё я только взглянула,
а отправилась на главную пешеходную улицу Святой Екатерины. Она соединяет площадь Комедии, где находится Большой Театр, с площадью Победы.Это самая старинная улица в Бордо, на которой сосредоточено огромное количество магазинов. Торговой она была и ранее, здесь торговали мясом, мукой. Вначале её находятся дорогие бутики, а ближе к площади Победы дешёвые китайские магазинчики.
Если свернуть с Сент-Катрин, то попадём на улицу Виктора Гюго и здесь можно увидеть необычную парковку с "Ягуаром" "проломившим" ограждение.
Недалеко от неё находится Большая колокольня XV века, она является символом города. Под колоколом расположены часы. Над обычным циферблатом у них располагается механизм уравнения времени – то есть, вычисления разницы между местным временем и временем, которое показывают солнечные часы.
В городе можно встретить вот такой памятник из остатков былой роскоши римлян.
Так незаметно подошли к площади парламента – она небольшая, в итальянском стиле, располагается неподалеку от Биржевой площади и недалеко от собора Андрея Первозванного. Все достопримечательности рядом!
Особняки, выходящие фасадами на площадь, все построены в первой половине XVIII века. В центре площади находится фонтан, представляющий собой вазон на постаменте, украшенный фигурами нимф и маскаронами, из которых и поступает вода.
И от площади парламента двигаемся к набережной Гаронны и выходим на Биржевую площадь. Она была создана в XVIII веке. Тогда стремились изменить облик Бордо и придать ему столичный облик. Для этого был приглашён архитектор Анж-Жак Габриель, создавший до этого несколько построек в Версале, части Лувра, а также площади Согласия в Париже.
Ансамбль площади состоит из двух длинных зданий в стиле барокко, раскинувшихся полукругом на берегу Гаронны.
В центре площади находится мраморный фонтан Трех Граций, выполненный в 1868 году по эскизам Луи Висконти.
Вызвал восторг фонтан "Водяное зеркало".
Он был построен в 2006г. Его площадь — 3450 м/кв. Отражающий бассейн сменяет попеременно водяное зеркало и туман циклами: 3 минуты он заполняется водой, 15 минут сохраняется зеркальная поверхность, 5 минут пускается туман — в хорошую погоду он поднимается до 2-х метров. Вода находится под землей, в баке объемом 800 кубометров. Выводится на поверхность она через стыки плит, а туман выходит через 900 сопел, расположенных в центре каждой плиты.
Это что-то! И дети, и взрослые радостно бегают, брызгаются, падают и не беспокоятся о мокрой одежде! А если учесть, что на улице больше 30*, это самая лучшая достопримечательность. И я не выдержала, набегалась и навизжалась, благо в тумане плохо видно, да и я не одна этим занималась!
Основательно вымокнув двинулись вдоль красивой набережной. Здания на ней построены в одном стиле, много цветов, фонтанов. Прекрасный вид на реку и мост.
На этот день культурная программа была выполнена, отправились в кафе, наслаждаться винами Бордо.
Продолжение следует...