В глубине сельвы штата Чьяпас, поглощенный зеленым океаном растительности,
долгие века скрывался древний город майя — Бонампак.
В период могущества империи майя он был большим городом, параллельно столичному Паленке, который находится по-соседству, в 150 километрах.
Любители экстримальных путешествий, два друга, американцы Чарли Фрей и Джон Боурн
в 1946 году стали первыми иностранцами попавшими в Бонампак.
Привел их туда проводник-индеец, который чуть позже, в том же году, показал город
американскому фотографу Гилсу Хелей. Он сфотографировал пирамиду с храмом и показал
всему миру знаменитые фрески Бонампака.
Археологическая зона занимает более двух квадратных километров в непроходимой сельве,
но расчищены всего несколько сайтов в центре Бонампака.
Главным архитектурным объектом является Акрополь на склоне большого холма и площадь
перед ним с невысокой платформой с трех сторон.
Название города с языка майя означает "Раскрашенная стена".
Действительно, Бонампак обладает уникальными настенными росписями в храме Фресок.
Храм Фресок совсем маленький, стоит на вершине пирамиды и имеет несколько комнат,
на стенах которых сохранились фрески майя.
К храму ведет крутая лестница.
Именно эти фрески принесли мировую известность Бонампаку, благодаря им стали чистить
пирамиду и храм от джунглей и объявили город археологической зоной.
Фрески выцвели и потускнели, но все можно детально рассмотреть:
В первой комнате — Правитель Чан Муван II и его сын среди нарядной свиты и музыкантов,
которые играют на флейтах и барабанах.
Во второй комнате — Правитель в шкуре ягуара пытает захваченных врагов, а также сцены
военных действий и ритуал жертвоприношения.
Майя считали, что победа в битве с врагами должна быть оплачена ритуальными пытками
пленных и смертью во славу богов. Жертвоприношение, с точки зрения майя, было не убийством, а сакральным действием.
В третьей комнате — Праздник и танцы на лестнице Акрополя.
Некоторые фрески сильно повреждены временем или не закончены художником,
есть абстрактные рисунки, возможно фрески создавались не одним автором, а несколькими.
Фотографии фресок сделаны мною поярче, а в конце ленты подлинные кадры.
С высоты пирамиды открывается захватывающий вид на безбрежную сельву,
и ухоженную площадь со стелами.
Небольшое здание на платформе перед храмом Фресок,
с занавешенным синим брезентом входом, было закрыто на реставрацию, но имеет на фасаде
уже восстановленные барельефы.
Возле храма Фресок тоже был натянут синий брезент, но реставрация еще не началась и мы
порадовались, что успели увидеть фрески майя в подлиннике.
P.S. Небольшое предупреждение!
В Бонампак одевайте длинные брюки или джинсы. Вся наша группа была жестоко искусана
в районе лодыжек неизвестной мошкарой!