Не знаю, как вы, а мы к нашим синоптикам, все же, прислушиваемся. Даже тогда, когда они утверждают, что за окном светит солнце, а на самом деле уже пол-дня барабанит дождь. Послушаешь вот так пару раз про солнце по ТВ или радио, заглянешь на сайт, а потом даже засомневаешься — а вдруг и правда солнце, а у меня просто глюки... и хочется ущипнуть себя, чтобы проверить...
А уж если куда-нибудь засобираемся, тем более, — сразу к прогнозам... Так вот. Всякие-разные метеослужбы на прошедшей неделе в один голос утверждали, что выходными, которые выпали в этом году на 9 — 10 октября, закончится солнечная золотая осень и наступит осень холоднючая, дождливо-моросящая, снежно — слякотная и порывисто-ветреная. Ну, как тут не насторожиться и такому не поверить!? Поверили, и чтобы не упустить последние сухие солнечные дни, выходные решили провести в Подмосковных усадьбах.
Выбор пал на Большие Вяземы и деревню Захарово Одинцовского района. Расположены они не далеко одна от другой, и мы решили посетить усадьбы, не пользуясь никаким местным транспортом, т. е. пешком. Представлялись на подступах к ним тропки в лесу, скользящие лучи по кронам сосен и берез, запах хвои, и тихо падающие листья... Для того, чтобы ощутить всю эту прелесть, мы, не доехали на электричке до станции Галицино, самой близкой к усадьбам, а вышли раньше — на платформе Малые Вяземы. Посадки деревьев вдоль ЖД казались сказочным лесом, но на этом романтика и заканчивалась. Как только мы свернули в просеку — оказались в очень не ухоженном месте: обочины дорожки усеяны мусором, дальше стоят не достроенные, размалеванные и заросшие травой, гаражи, потом — достроенные гаражи, беспорядочно припаркованные машины, и, теперь уже, узлы пакетов с мусором. Рядом — несколько многоэтажных домов. Потом — пыльная дорога без тротуара, выходящая на Можайское шоссе.
Наш путь лежал через Малые Вяземы в Большие Вяземы. Между ними, примерно, 2 км, до усадьбы — все 3. Сначала пришлось идти вдоль Можайского шоссе — где по тропе, где по тротуару. Так, как пробок не было, машины проносились со свистом. Очень неожиданно для нас на пути встретилась Одинцовская кондитерская фабрика "А. Коркунов". Никогда бы не подумала, что она находится в Малых Вяземах...
Напротив фабрики — еще одна для нас неожиданность — Голицынский автобусный завод. Его аккуратный голубой корпус тянется вдоль дороги метров на 500. Вот такая цивилизация. А мы-то думали — тихое место.
От прежних времен встретился только колодец и бетонный указатель бывшего пионерского лагеря "Юный ленинец". Среди законченного и продолжающегося новостроя, попадаются редкие старые домишки с резными окнами и маленькие деревянные дачки с лавочками перед входом. Малые Вяземы плавно переходят в Большие. Никаких существенных изменений нет.
Но...новострой наступает и сила его заметна...
...Седовласый дедушка указал нам, как лучше всего идти к усадьбе. Теперь уже между пятиэтажками и современными магазинами, через позолоченный осенью сквер и березовую аллею, мы вышли к началу усадебной территории.
Справа аккуратный щит информировал, что мы попали в Пейзажный (английский) парк XVII — XIXвв. А слева — информация на камне о том, что в знак 65-летия победы СССР в войне заложен новый парк,
Еще немного пути, и — главный вход в Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Около информационного щита уже толпится народ. Вход на территорию и экскурсия по заповеднику стоит 200 рублей.
Самым старым зданием на территории музея-заповедника является Церковь Преображения. Первоначально церковь называлась Живоначальной Троицы. Построена она в 1598 году Борисом Годуновым.
В то же время была построена и звонница псковского типа, совсем не характерна для средней полосы своей архитектурой. Храм обнесен каменной оградой уже в XIX веке. Возле нее похоронен брат А.С. Пушкина – Николай. Арочная форма ограды идеально гармонирует с декором церкви.
Высокая и плоская, колокольня состоит из двух ярусов, а в них — шесть колоколов.
Купола колокольни — деревянные, выполнены без гвоздей. Жаль, что вверху на дереве пробились березы, а сама колокольня дает уже заметный крен.
"Высокий четырехстолпный пятиглавый храм стоит на высоком подклете и с трех сторон окружен открытыми галереями с арочными проемами. Ряд мелких арок украшает и каждый барабан, так же, как и стены, разделенный небольшими лопатками и узкими окнами на части. Вообще «арочный» декор – главная черта украшений храма, придающая ему устремленность вверх и удивительную при столь огромном размере стройность и статность".( взято из votpusk.ru/country)/dostoprim…) К сожалению, автор проекта и строители церкви остались неизвестными.
Связана история церкви и с А.С.Пушкиным – его бабушке принадлежала соседняя усадьба Захарово, и вся семья ездила в церковь в Вяземах на богослужения.
Спасо-Преображенская церковь — единственная, которая сохранилась без изменений до наших дней. Претерпела изменения только внутренняя роспись, которая была реставрирована в XVII в.
Сейчас церковь отдана верующим. Здесь проводятся православные богослужения, совершаются таинства и обряды.
Во времена Годунова в Больших Вяземах существовал его деревянный терем и другие царские сооружения. Все они были окружены деревянной стеной с пятью башнями; крепостные стены были укреплены специально вырытым рвом, так что весь комплекс построек представлял собой достаточно мощную крепость. К сожалению, ни одно из этих сооружений, кроме грандиозного каменного собора и звонницы, до нашего времени не сохранилось — даже в перестроенном виде. Со стороны речки Вяземки можно разглядеть сильно размытые и заросшие крепостные валы.
В конце XVII в. Вязёмы были пожалованы Петром I своему воспитателю, князю Б. А. Голицыну. Усадебный дом в Больших Вяземах был выстроен "Мая 1-го дня 1784 года" (эта дата вместе с гербом семьи отмечена на главном доме) правнуком Б. А. Голицына — отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным .
Строгая архитектура здания кажется скорее принадлежащей петровскому времени.
Флигели построены несколько раньше главного дома: в 1771-м, и в 1772 году.
Голицынский дворец называют еще "Дом Пиковой дамы", так как прототипом героини одноименной пушкинской повести была княгиня Наталья Петровна Голицына, которая часто наезжала в Вяземы, осуществляя бдительный контроль за имуществом своего рода.
Поведаю еще один, как мне кажется, интересный факт. Село Вяземы в годы Отечественной войны 1812 года оказалось непосредственно в зоне главных событий, а именно после Бородинской битвы, 29 августа главная квартира русской армии расположилась в Больших Вяземах. Здесь, как свидетельствуют документы, Кутузовым были написаны ряд приказов и писем по армии.
30 августа главные силы Кутузова отошли от села и в тот же вечер Вязёмы были заняты французами. По преданию, и Кутузов, и Наполеон ночевали в главном усадебном доме на одном и том же диване с разницей всего в один день.
И еще. После Бородинского сражения в эту усадьбу доставили смертельно раненого генерала П. И. Багратиона. В одном из флигелей усадебного дома князю оказывали медицинскую помощь. В память об этих событиях на территории усадьбы установлен памятный знак.
Одновременно со строительством усадебных зданий формировался регулярный парк. Осталось несколько старых лиственниц. А еще сохранились пруд, образованный в XIX веке плотиной на Вяземке, и каменный арочный мост 1820 года.
В молодые советские годы здание усадьбы сначала занимала колония для беспризорных, потом – санаторий для старых большевиков. Перед Великой Отечественной войной здесь была парашютная школа и танковое училище, а во время войны – госпиталь. Только в 1987 г. было принято решение создать в усадьбе музей, который сейчас в ней и располагается. С 1994 года усадьба Вязёмы и усадьба Захарово образуют Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина.
Сейчас в усадьбе продолжаются восстановительные работы. Дворцовый дом реставрируется, разбиваются новые газоны, прокладываются дорожки...
Посмотрели мы усадьбу , вроде бы, все хорошо, да не получилось полного удовлетворения, хотя и погода стояла — синоптики не подвели. А, оказывается, вот почему: из-за соседства. С одной стороны углом врезается в заповедные места спортивное поле — с воротами, с игроками и болельщиками, и, естественно, с соответствующими криками и эмоциями во время игр. Футбольные ворота — чуть ли не у центрального входа в церковь. Сфотографировать храм с этой стороны — просто невозможно — ворота постоянно лезут в кадр. С другой стороны — дикий шум от Можайского шоссе. С третьей стороны — тоже улица, и тоже машины, только, может быть, немного в меньшем количестве... "Укромного местечка", тишины — не получилось...
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.