2 материалa по 1 объекту, 51 фотография
- GPS
- Россия, село Большие Отары
Эпизод 6: Безвозвратно уплывал дружный наш Лесоповал
Этот совет является частью дневника «От Арктики до Антарктики через озеро Светлояр»
Эта сторона — лес, которого тут очень и очень много. Я специального даже отвлекся и посмотрел на современную карту, где увидел, что все населенные пункты расположены или вдоль узких ручейков современных автодорог или же вдоль ручейков рек — дорог, которыми пользовались в старые времена. В этом краю такими дорогами была река Ветлуга да еще и речки поменьше ее бассейна, например, вот река Уста на берегу которой находится деревня Большие Отары. По-марийски, эта река именуется Ышта, впрочем, неважно.
Речка эта притекла в Большие Отары, извиваясь угрем, по бесконечным лесам, пробивая себе дорогу среди девственной природы этого края, находящегося всего в 5-6 часах езды от Москвы! Хотя чего там, какая-нибудь Шатура, дым от пожаров которой раз в пять лет накрывает Москву, еще ближе! Радоваться надо — легкие есть и они пока еще дышат!
Андрей обещал нам какой-то интересный и редкий музей дерева в этой деревне, правда, зная свойственный ему природный оптимизм, я внутренне несколько его дисконтировал и сомневался тому, что в этой самой обычной российской деревне может оказаться интересный музей. Тем более что дом, в котором он находился на берегу реки, был самым-самым обычным.
Зашли. Первое, что обратило на себя внимание был этот породистый диван. Уверен, что на нем во-первых, просто так не посидишь, а во вторых, сидят и сидели непростые люди. Он производит такое впечатление.
К примеру, "сел на диван — попал на лесоповал".
Но нет-нет, нас так легко не провести. Надо сначала осмотреться получше.
В первые минут 10-15 в музее я признаться мало что понял — со стен на меня смотрело множество самых разных старых фото портретов серьезных людей конца 19 — начала 20 веков... О боже, как же тогда люди относились к фотографии! Они могли сфотографироваться раз в жизни, и навсегда остаться в истории именно такими какими они были в этот миг. Определенно ценность этого мига и таких фотографий огромна по сравнению с современными селфи, которые никому уже неинтересны кроме как в тот миг, когда их делают.
Или вот старые знаки отличия, которые я положил для контраста на тот самый коричневый диван... Их приятно подержать в руках. Я как не силился так и не смог расшифровать надписи на них. Ну может кто из читателей подскажет что там написано?
Вернемся к музею. Он постепенно захватил мое внимание и мне вдруг стало интересно. Интересно больше узнать про то, как жили в этих краях на селе люди, которые валили лес в те годы, когда промышленная революция еще не произвела никаких средств автоматизации. Как-то по ходу вспомнился фильм "Сибирский цирюльник" — новая чудо-машина для лесоповала должна была казаться этим людям чем-то сродни космическому лайнеру.
Вот эти фотографии из ранне-советского времени. Техника была очень проста — из прямых стволов делали рельсы, по которым пускали груженые деревом составы. Колеса шли по выбитой в стволе дерева колее и лошадям было гораздо проще тащить эти повозки от леса к реке, по которой дерево сплавлялось.
Деревья валили в основном топорами, которые также использовали для того, чтобы ставить на них клеймо — принадлежность участка выделки, например, конкретной бригаде.
Пилили вот такими двуручными пилами со сменными лезвиями.
До тех пор пока технологическую революцию не совершила бензопила или как ее еще называют "цепная мотопила с ручными приводом и двигателем внутреннего сгорания"...
Кстати достоверно неизвестно кто первым в России стал их производить, но появляться они стали с конца 19 века. Как только появился сам двигатель внутреннего сгорания, вполне логичной идеей стало использовать его где только можно, а огромная лесная индустрия по имени "Лесоповал" предлагала массу возможностей для автоматизации процесса.
Но тогда и люди были другими — более грубыми, более приземленными, более материальными... А вот современному человеку я бы эту пилу не доверил...
Хотя... когда человек внезапно берет столь тяжелый и мощный инструмент в свои руки, он вдруг меняется... становится другим. На поверхность выходит то, что раньше скрывало его подсознание. И... берегись окружающие )
Любящий пробовать новую технику mikeseryakov слегка переоценил эту пилу — подняв ее слишком высоко он залил не только пол но еще и себя машинным маслом.
Но вернемся к этому залу. Больше всего здесь мне понравился рассказ про сплавы дерева по реке. Это конечно было нечто по истине феноменальное. Феноменальное, да! Все деревья так или иначе в конце своего лесного пути попадали к реке и здесь их в начале пути вязали по определенной технологии в небольшие плоты.
Эти плоты некоторое время управлялись отдельно, а когда попадали на Большую Воду, связывались вместе, формируя вместе огромный состав из сотен плотов и десятков тысяч стволов. И уже в виде вот этого самодельного огромного корабля сплавлялись вниз по Волге. Модель такого Плота-Корабля представлена в музее.
А в реальности можно увидеть как это выглядело на одном из советских плакатов. Настоящий город на воде! Впереди баржа, направляющая всех вниз по фарватеру, а за ней длиннющий хвост кометы из бесконечных плотов! Уверен, что такого размера кораблей больше не было нигде и никогда...
А теперь представьте насколько трудно такой махиной было управлять. Каждый поворот — результат труда большого количества людей. Капитан, сидящий в рубке должен быть быстро принимать решение и отдавать команду своим рулевым, которые управляли людьми на всех рулях. А людей на каждом из таких рулей было много — смотрите сами:
Рулежка собственно осуществлялась опусканием и вытаскиванием из воды тяжелых чугунных блоков. И никакой механизации — только ручной труд, полезно для здоровья. В конце пути огромный плот быстро разбирался и вытаскивался на берег. И никаких отходов — все гениальное просто. Даже жаль немного, что прогресс создал баржи, представляю какое веселое развлечение было создать и провести такой плот вниз по Волге-матушке.
Кроме лесоповала в музее рассказывают про традиционные лесные промыслы, например, про добычу смолы.
Специальным инструментом по стволу сосны делают каналы, по которым смола стекает в повешенный на ствол контейнер. Через некоторое время приходит человек и забирает из него смолу, а сам контейнер просто вешает на новое дерево. Но это чистая смола или живица.
Собранная смола (или сосновый вар или деготь) столетиями использовался для просмаливания лодок, кораблей, канатов, одежды бурлаков и матросов, деревянных строений. Пик этого наступил в конце 19 века и пошел на спад, когда деревянные корабли стали повсеместно заменяться на стальные. Постепенно вся эта традиционная индустрия умерла.
В промышленных же масштабах из сосновой древесины научились добывать деготь и делалось это при помощи процесса смолокурения.
Для этого в специальной яме-землянке делали уплотненную глиной печь с наклонным дном в сторону выходного отверстия. Либо если печь была выложена из камней, то отверстие могло быть и в центре. В целом если на улице, то это было похоже на традиционную землянку.
Древесина расщепляется на мелкие части и плотно укладывается внутрь. Сверху плотно укрывается грязью со мхом, чтобы прекратить доступ воздуха. Дерево поджигается. Продукты пиролиза вытекают наружу через несколько часов и продолжают вытекать несколько дней. Так получается сосновый деготь и побочные продукты процесса — скипидар и канифоль.
Вообще таких традиционных промыслов на селе раньше было много и людям было чем заняться. Прогресс убил все это, и продолжает убивать. Люди же стали другими и переехали в большие города, все более и более уходя от природы в виртуальные миры...
Хорошо, что некоторые энтузиасты на селе вроде семьи Андрея стараются воспитывать своих детей традиционно. Но это конечно единицы...
Раньше все было по-другому и мы с пониманием относились к тому, что можно так легко как это делает известный герой советских комиксов, пойти в лес зимой и послушать пение птиц. Это казалось вполне естественным.
А вечером, устав от тяжелого дневного труда, посидеть в землянке под тихим скрипом вот этой покрытой копотью лампы с серпом и молотом и погрузиться в свою а не чужую жизнь...
Утром же, подумав, написать короткую и патриотичную статью в местную газету.
И затем отправиться на строительство дамбы для новой гидроэлектростанции на реке Усте, да-да, прямо вот здесь в Больших Отарах, напротив будущего музея дерева имени Яранцева...
Ныне музей стоит, а вот электростанцию снесло во время одного из сильных весенних половодьев.
И остались от нее нынче только рожки да ножки...
И стоя здесь на краю этой разрушенной плотины под впечатлением из музея, можно долго смотреть как вместе с облаками по реке уплывает история, забытые традиционные производства, люди и целые династии людей, работавших на селе, связь с людей с Природой, веселый и дружный Лесоповал и многое-многое другое, что осталось где-то далеко за пределами нашего мира...
- Адрес:
село Большие Отары
Дешёвый ✈️ по направлению Большие-Отары
- 8 янв 2017, 04:44удалитьКоля, я там зачитался стихами о Ленине. Все-таки раньше пропагандонили красиво, от души, от сердца.
Покончив с тревогами жизни подпольной,
С восставшими радость победы деля,
Он прибыл, как было условлено, в Смольный,
Чтоб, именем партии, встать у руля.
Вот он по ступенькам взбежал торопливо.
Вот он, сквозь толпу продираясь, идёт.
Его узнают, улыбаясь счастливо,
Жмут руку ему, пропускают вперёд.
В гремящем овацией актовом зале
Так тесно, что яблоку негде упасть.
...Тут всем, кто стоял в коридоре, сказали:
— Ильич объявляет Советскую власть! - 8 янв 2017, 15:08удалитьВот это тоже хорошо — нестандартно:
Космонавт приходит к Ильичу,
Перед стартом хочет с ним проститься
И в ответ на «Завтра я лечу»
Услыхать «Счастливо возвратиться».
Входит он в кремлёвский кабинет.
Два окна. Рабочий стол. Конторка.
Свечи — если вдруг погаснет свет.
Книжные шкафы. И книжки горкой.
Печь белеет кафелем в углу,
Карта в узкой рамке возле печи.
Шаг. Второй. Подходит он к столу,
И встаёт Ильич ему навстречу.
Показались лишними слова.
Улыбается Ильич знакомо ...
Завтра будет далеко Москва,
Будет шар земной родимым домом.
Космонавт приходит к Ильичу
Без официального доклада.
Он молчит. Я тоже помолчу.
Всё понятно. Значит, слов не надо. - 8 янв 2017, 04:49удалитьА какое потрясающее письмо, написанное якобы сплавщиком Карасевым. Классический фельетон тех лет, его к сожалению вытеснил современный стиль пропаганды — примитивизм.(
- 8 янв 2017, 15:09удалитьНу тут это вполне может быть и всамдемлишнее письмо Карасева — в те годы люди верили в светлое будущее, а вера как известно дает нечеловеческие силы... )
- 9 янв 2017, 00:34удалитьВсамделишнего в телевизоре и газетах не было тогда, нет сейчас и не будет в будущем)
- 9 янв 2017, 00:45удалитьЯ честно говоря не знаю и не буду пытаться искать здесь правду. Вот если бы я встретил лично Карасева, тогда да, все узнал бы. А так мне все равно — это все как-бы не существует для меня. Есть — нет — без разницы
- 9 янв 2017, 00:54удалитьВерно, не существует правды, да впрочем и Карасева тоже. Существовал лишь фельетон, который приказал долго жить)
- 9 янв 2017, 01:51удалитьНо он довольно показательный — его интересно рассматривать с психологической, мотивационной точки зрения. К примеру насколько он тебя мотивирует?
- 8 янв 2017, 15:24удалить..."Хотя... когда человек внезапно берет столь тяжелый и мощный инструмент в свои руки, он вдруг меняется... становится другим. На поверхность выходит то, что раньше скрывало его подсознание. И... берегись окружающие"
Глядя на Мишино лицо там, где он оседлал железную хреновину (читай пилу), я даже боюсь представить, что скрывается в его подсознании :))))))
Во всяком случае, на героя фильмов про зомби он явно тянет :)))) - 9 янв 2017, 00:42удалитьДа, в партнеры его можно попробовать Миле Йовович в "Обитель Зла xx" — Миша хороший актер, я думаю что зомби не поздоровится
- 8 янв 2017, 22:22удалитьЭто был диван-транслятор из музея Изнакурнож. Где-то неподалеку точно НИИЧАВО. Старуху Горыныч не видели ?
- 9 янв 2017, 00:41удалитьДиван вроде бы не исчезал из поля моего зрения... а вот кто там точно был так это профессор Выбегайлло, он да, постоянно то исчезал, то появлялся в кадре )))
- 8 янв 2017, 23:16удалитьУдивляет только название Национальный парк на картинке большого слава...
Обычно это ассоциируется с сохранением природы, а не с её спилом... Но в совке был и лагерь пионерский и лагерь ГУЛАГ — тоже одним словом значились.
Недавно пришла мысль, что при таком количестве древесины в СССР купить деревянный стройматериал было крайне сложно. Почему? Корабли в космос запускали, а оконной рамы из своего-же дерева не купить было!!!
Вот маленькая Финляндия (бывшая Российская провинция) научалась такие вещи из дерева строить и производить, и всего за пару десятков лет. Куда там России догонять с её тайгой необъятной. А о том, что при таком массовом сплаве тонны деревьев топились и засоряли экосистемы рек, никто и не вспомнил — ни в Совдепии, ни сейчас. А всё потому, что и тогда и сейчас никому там дела нет ни до своих природных богатств, ни до своих людей... Печально - 9 янв 2017, 00:37удалитьСаш, тут они надо сказать сделали из мухи слона как водится. Никакое "Воскресенское Поветлужье" конечно не Национальный Парк, но это природный парк регионального значения. По статусу он примерно соответствует понятию state park в америке, но так как он в данном случае рассредоточен по области, мы его даже отдельным направлением не заводим. Но территория большая и вся покрыта лесами.
В дореволюционное время и в начальное советское заготовка древесины была большим бизнесом и я уверен что технологии в начале 19 века не уступали мировым. Потом правда все
то деградировало до уровня срубить и продать, а не срубить — посадить новое и не продать — а переработать. Но тут да, работает принцип — сем больше у тебя всего, тем меньше ты это ценишь. Ценить начинают как правило то, что находится на грани исчезновения. А с культурой леса сейчас большие проблемы, лесников как таковых не осталось, лес находится в запустении, что очень печально, согласен... - 9 янв 2017, 02:54удалитьСудя по экспонатами музея технология была аховая даже в 1920е, а это было то что осталось с царских времен.
- 9 янв 2017, 02:57удалитьПри царях и при советах труд был почти рабский, поэтому технически не обеспеченный.
- 9 янв 2017, 10:59удалитьЕсть плюсы и минусы. То что рабский плохо, то что труд был — хорошо. Сейчас вроде нельзя сказать что рабский, но и труда почти не осталось