И ещё про одну точку в южной части Бохума следует упомянуть: кондитерская на Hattingerstrasse 22 привлекла моё внимание невысокими ценами на свою продукцию, а также предоставляемой ею возможностью съесть не просто плюшку, как в других аналогичных заведениях, но также и сэндвич с мясом, и стоит он меньше чем полтора евро. Если же ещё добавить сюда вычлененный мной из ассортимента яблочный пирог по вполне доступной цене, то становится ясно, что тут мы имеем дело с подходящим со всех сторон заведением. Сэндвич, конечно, не бог весть что, съесть такую снедь вполне можно...
Северная часть города оказалась значительно интереснее и живее южной - если последняя скорее напоминает обстановкой и атмосферой пригород, то центр Бохума полон жизни. Больше всего мне запомнились разнообразные фигуры, расставленные по улицам и площадям; то попадётся спешащая по делам домохозяйка, то на аллее стоят две старушки, что называется, зацепившиеся языками, то семейная пара. Все статуи оказались выполнены из какой-то субстанции типа папье-маше, и оттого их не исключено, постоянно меняют местами, так что никогда не знаешь, где увидишь ту или иную скульптуру.
Что до архитектуры, то я в основном делал упор, как обычно, на церкви, и нашёл несколько неплохих экземпляров религиозного искусства для своей коллекции впечатлений. В первую очередь копилка образов пополнилась храмом, посвящённым святым Петру и Павлу, старейшему во всём Бохуме, к слову. Здание было основано по приказу Карла Великого, и тогда это был продукт деревянного зодчества. Каменная постройка сменила его через три века, а в первой четверти шестнадцатого столетия после пожара церковь была выстроена примерно в том виде, который мы видим сейчас. Новый пожар, случившийся после Первой Мировой войны, расправился со зданием, однако в последующие два года горожане всё восстановили в прежнем виде. Куда больше и дольше пришлось им потрудиться после Второй Мировой войны, так основательно разрушившей церковь, что на реставрацию ушло почти полтора десятилетия. Что ж, их дело не пропало, и теперь храм, чья 68-метровая башня является одной из визитных карточек Бохума, снова предстаёт перед зрителями в наилучшем виде.
Церковь Петра и Павла находится восточнее главной площади Бохума, а другой памятник архитектуры располагается к северо-востоку от неё. Разговор сейчас пойдёт о церкви святой Марии, которая, не исключено, в ближайшее время окажется снесена: у монастыря, которому она принадлежит, нет денег на реставрацию аварийной постройки. Будет отркровенно жаль, если город лишится такого незаурядного строения...
Куда больше повезло расположенной ещё дальше на северо-запал церкви святого сердца, чья история начинается с 1888 года, когда местная католическая община разделилась на несколько приходов: так было удобнее управлять разросшейся паствой. Спустя три года те верующие, что жили на тогдашней северной окраине Бохума, обзавелись собственным храмом, построив здание на той земле, что им удалось купить, сложившись по подписке. Религиозное рвение и любовь к своей церкви оказались у местных жителей так велики, что несмотря на жестоки повреждение, нанесённые храму Второй Мировой войной, через четыре года после её окончания здание было восстановлено целиком и полностью.
И вот про католическую церковь Бохума надо также упомянуть. Она ведь взметнулась в небо на добрых семьдесят метров, что сразу выводит её в число самых высоких зданий города. Возможно, лютеранам такой вызывающий вид не нравится, но они, поди, притерпелись за столько-то лет - храм Богоматери был возведён во второй половине XIX века. Автором проекта был архитектор Август-Густав Фишер, сумевший превратить здание в образец неоготики. Внутренние интерьеры уничтожил пожар, начавшийся после попадания американской бомбы, но после окончания войны храм был восстановлен практически в первозданном виде.