Попытка раннего выезда из Москвы с треском провалилась. Уже к 9-ти часа трасса М7 «Волга» была полна автомобилями. Последние солнечные деньки очередной в этом году «золотой осени», субботний день, вечные дорожные работы — что еще нужно для хорошей пробки! Спасибо электронному гиду от журнала «Вокруг Света», который оживлял не быструю дорогу подробной информацией об окрестных достопримечательностях. На несколько часов наш автомобиль превратился в уменьшенный вариант туристического автобуса. «Посмотрите направо, сейчас мы проезжаем…». В общем, было непривычно, но интересно.
Как «правильные» туристы, перед «тяжелыми» экскурсионными трудами мы решили подкрепить свои силы в придорожном общепите в деревне Липцы. Непонятная аббревиатура ВЗС оказалось многообещающей Водителе Заправочной Станцией ! В общем заправились неплохо .Вкусно, недорого и со стихами!
Отдав должное пиши мирской, мы достаточно быстро перешли к пиши духовной. Первой точкой нашего путешествия стала настоящая жемчужина русской архитектуры – церковь Покрова на Нерли, построенная по приказанию Андрея Боголюбского в 1165 году.
Автомобильная дорога к церкви то ли закрыта, то ли ее наличие стараются не афишировать, но я лично очень рад, что к храму мы шли пешком.
Традиционный уже для российских туристических объектов ряд коробейников притулился около перехода через железнодорожные пути и практически не портил общее впечатление.
Церковь, освещенная или освященная лучами утреннего солнца, действительно кажется «создание совсем иного мира»!
Совершенство во всем- и вид издалека, и отражение в водах старицы Клязьмы, и загадочные резные маски, звери и фигуры на белоснежных стенах, и особенная атмосфера внутри!
"Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне!» ( Н.Н. Воронин.)
Книг и статей о храме написано множество( Литература по архитектуре Владимиро-Суздальской Руси ), пересказывать их нет никакого смысла, я только остановлюсь на удививших меня самого фактах.
Это первый в России храм, посвященный Покрову Богородицы. Да и сам этот праздник чисто российский, выражаясь современным языком, «не имеющий аналогов» в греческом православии. Он был учрежен Андреем Боголюбским как символ особенного покровительства (покрова) Богородицы над самим князем Андреем и Русью. Хотя есть мнения, что изначально храм имел другое посвящение.
Дата постройки церкви точно неизвестна. Самое древнее упоминание есть в Новгородской летописи «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица»
По легенде храм построен из камня, который болгары отправляли Боголюбскому в качестве контрибуции. «Поставки» шли по рекам Нерль и Клязьма и каждый десятый выгружался на месте будущей стройки. Храм был построен за рекордно короткие сроки, всего за один строительный сезон(«единым летом») .В то время как обычно строили три-четыре года!
Холм, на котором стоит церковь, дело рук человеческих! Вот кстати как считают выглядел храм в то далекое время.
А так в начале позапрошлого века.
Ну и конечно загадка удивительных резных рельефов. Они очень разные. Тут и библейский царь Давид ( кстати все Давиды сделаны разными мастерами),и львы , и грифоны с ланями, и чередующиеся женские лики, и мужские лица, и святые, и вообще непонятные "свинячьи рыла".
Сколько же есть версий и интерпретаций! Некоторые исследователи вообще считают, что рельефы сделаны в разное время и что более "христианские" появились значительно позже при подновлениях храма, да еще композиции из-за этого оказались перепутаны. Древние "пазлы" сложились неправильно, ставя в тупик современных исследователей.
Ну и удивительна история спасения храма. В 1784 году покинутую уже много лет церковь игумен Боголюбского монастыря Парфений ( Родина должна знать своих «героев») решил, что зря пропадает много строительного материала. Ну а дальше то ли чудо, то ли простая человеческая жадность (подрядчик запросил двойную плату за снос «ветхого», но очень прочного храма) спасли бесценный памятник от уничтожения. В противном случае о церкви, которая, по мнению Игоря Грабаря «является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства», мы бы могли бы только читать в очень специальных книгах по древнерусскому искусству!