Расскажу немного о селении Богия (Bogia). Это большая деревня, находящаяся на берегу моря, в 150 км от Маданга на север. Из Маданга до центра Богии ведёт приличная (по папуасским меркам) асфальтовая дорога с выбоинами. А население Богии весьма велико – тысяч десять народу, не меньше, разместилось тут, и в основном они построили свои хижины прямо на приморском песке – это беженцы с извергающегося острова Манам. Вся Богия и её окрестности растянулись километров на двадцать вдоль побережья, и народ обитает всюду.
По размеру её можно сравнить с облцентром Ванимо, даже больше Ванимо. Бытовых же радостей тут не очень много, меньше чем в Ванимо. Электричество централизованное отсутствует, но в миссии и в главном магазине имеется генератор. За три кины можно зарядить в магазине телефон. Главный магазин притворяется супермаркетом, но ассортимент товаров тут не больше, чем в «нашем» сельпо на острове Бревенник, где мы жили полтора года назад.
В Богии есть развалины отеля, одноэтажное цементное здание, с надписью «Bogia hotel», оставшееся с колониальных времён. Сквозь него уже растёт какая-то трава, кусты. Туристический бизнес загнулся в Богии много лет назад.
Католическая миссия, где я остановился, содержит большой собор, несколько зданий для самих миссионеров. В одно из них – двухэтажное, с кухней и библиотекой, посетили меня, других гостей там не обитало (наверное, здание используется на какие-нибудь съезды святых отцев района). Здание было огорожено и запиралось на замки – захочешь, не выйдешь, если ключа нет. И там же рядом, за отдельным забором, — церковноприходская школа. Рынок, на котором продаются бананы и бетель-нат, довершает список видимых достопримечательностей Богии.
Казалось бы, ничего интересного. Но Богия важна тем, что сюда каждый день приходят лодки с Ангорама и других мест провинции Восточный Сепик – везут они бетель-нат. В этом бизнесе по всей ПНГ задействованы десятки тысяч людей. Ведь жуют бетель по всей стране, включая высокогорья, где он не растёт – и там продавцы дерут по 0,5-0,6 кины и больше за один орех. Каждый подсевший на бетель человек сжёвывает до 20 орехов (до десяти кина) в сутки. Обитатели приморских деревень не тратят денег – у них он сам растёт. А горцы свои доходы, полученные от кофе, сжёвывают и выплёвывают. Вся Папуасия в красных плевках. Так же, как чат (кат) в Эфиопии или носва в Таджикистане.
Бетель-натные лодки пригодятся всем, кто хочет переплыть из Вевакских мест в Мадангские – ведь эти провинции не соединены дорогой, и разделяют их две большие реки – Раму и Сепик. Имеют они такое же значение, как в России например Волга и Енисей. Мостов через эти реки нет. А обплывать их на моторке – дорогое и долгое занятие, в чём мы скоро все убедимся, когда я дойду до описания плавания.
Ещё скажу, что Богия – перевалочный пункт для лиц, желающих поплыть на вулканический остров Маннар или возвращающихся оттуда. Но главная стоянка лодок (и на Ангорам, и на Маннар) находится в 15 км к северу от Богии. Туда можно дойти пешком или доехать на рейсовом грузовике (такие тоже имеются). Жители Маннара на берегу продают апельсины – оказывается, их производит Маннарская вулканическая земля. Больше, я так понимаю, остров ничего не экспортирует.
Я собирался уплыть на вулкан Маннар в четверг, но не было лодок – зато проверил место их отправления. И очень обрадовался – ведь и Ангорам, и другие места оказались доступны лодочно. Папуасы обещали завтра утром плыть на Ангорам, и хотя они и называли огромные цены, я был уверен, что смогу получить скидку.
( Можно ли уплыть совсем бесплатно? Конечно. Только в первый раз папуасы наверное не возьмут, но автостопщик может жить на берегу несколько дней. Когда лодочники приплывут вторично и увидят, что «вайтмен» так и не уплыл – конечно, по доброте душевной и бесплатно возьмут горемыку. Но мне ждать не хотелось. )
Итак, я вернулся в Богическую миссию. Святой отец Михаил, заглянув вечером, убедился в том, что я ещё не уплыл. Я воспользовался случаем расспросить его, узнать его мнение о стране. Вкратце, оно таково.
«Независимость папуасам дали слишком быстро. Если бы до сих пор ПНГ была австралийской колонией, то тут были бы хорошие дороги, инфрастуктура, связь, туристы. Сейчас всё нарушено, преступность, бюрократия, коррупция. Сколько лет я живу в этом селении Богия – прогресса не вижу. Только вот сотовая связь появилась два года назад. Но Digicell – это же не папуасская, а иностранаая компания. И им стоило больших трудов пробиться на этот рынок. Зато они монополисты.
Много лет тут вообще никакой связи не было. Только радиостанция была в миссии. По радио и сообшались, если что срочное.
Папуасы не стремятся в другие страны. Ни учиться, ни зарабатывать. У них слишком сильны родственные связи. Даже бывает так: папуас едет за границу учиться – получил какой-нибудь грант, -- но, чаще всего, быстро возвращается, не выдерживает.
Малярия тут весьма распространена, я сам болел несколько раз. Если один раз переболеешь, то потом она может в любой момент образоваться вновь. Папуасы – они не лечатся, думают, само пройдёт. Заболевание уменьшается, но потом опять возобновляется. А больше всего умирает детей.
До того, как христианство пришло сюда, папуасы поклонялись духам предков. Сейчас все древние обычаи уже отмерли. Хотя в глухих местностях ещё остались, например на реке Сепик и на притоках этой реки.
Полиция тут бездействует. Даже если случается криминал. Женщине тут одной путешествовать никак нельзя – многие папуасы хотят совокупиться с белой женщиной. Тебе, как человеку мужского пола, можно, ты достаточно бравый, но всё равно нужно быть осторожным. Пару месяцев назад тут, в районе Богия, папуасы напали на троих иностранцев – два парня и одна девушка путешествовали, из Австралии. Ограбили их и исчезли. И хотя многие видели, но полиция не может найти: все тут родственники, и грабители, и полицейские, все повязаны узами родства.
Премьер-министр тут самый главный коррупционер. Его портрет размещён на банкноте в 50 кина. Народ не любит его. Все деньги разворовываются. Вот например сюда, в Богию, выделяются деньги, на какие-то проекты, и большая часть из них исчезает. И так по всей стране.»
Да, в миссии я подчерпнул ещё и божественное знание: на первом этаже была библиотека. Я изучил большой том «Drama Vatican II». Про 2-й Ватиканский собор Католической церкви, проходивший в течение трёх лет в 1960-х годах и приведший к обновлению самых разных сторон католической церкви. Подробно переписывать состав книги не буду – почитаете сами в Интернете.
И ещё отмечу интересное явление – в Богия мной заинтересовались полицейские! Они не имели никакой униформы, но сидели втроём и представились ментами. Спрашивали, знают ли в управлении провинции, что я – здесь. Я быстро распрощался с милиционерами и ушёл, под их неспокойные возгласы, что тут, мистер, очень опасно!