Из всех арт-объектов на плайе Храм является самым притягательным. Потому что это не просто произведение искусства, но сакральное место.
2. История храмов на плайе начинается в 2000-м году, когда три друга Дэвид Бэст, Джек Хей и Майкл Хэффлин решили привезти на фестиваль свой собственный арт в виде небольшого храма, который они назвали «Храм Разума». Храм был готов, но буквально перед выездом на фестиваль разбился на мотоцикле Майкл. В память о своем друге Дэвид и Джек сделали в храме мемориал. А потом они увидели, что и другие люди что-то пишут на стенах и приносят различные предметы не только в честь как Майкла, но своих ушедших близких.
3. В следующем году Дэвид и Джек уже целенаправленно строили с помощью друзей и волонтеров «Храм Слез», которому тоже было суждено сгореть вместе с тысячами надписей, фотографий, браслетиков, лент и других маленьких вещичек, напоминающих о тех, кого не стало. Затем были Храмы Радости, Чести, Звезд, Прощения и многие другие, которые привозили не только родоначальники Бэст и Хей, но и другие команды художников. В 2015 году мы пришли в Храм Обещания, построенный в калифорнийском городе Аламеда группой «храмостроителей» Dreamers Guild из Сан-Францизско.
4. И снова: огромные денежные ресурсы, сотни часов планирования и координирования, горы строительного материала, недели работы и десятки волонтеров.
10. Храм находится в отдалении от шума и веселья города. Здесь довольно тихо и спокойно. Музыки нет, только иногда где-то нежно звенит колокольчик, или играет флейта, или тянет грустную ноту аккордеон.
11. На стенах тысячи фотографий и десятки тысяч надписей. Чаще послания со словами любви, нежности, прощения и благодарности умершим. Реже живым, с кем разошлись судьбы, или кого нужно простить.
12. Трогательный снимок. Дедушка, явно не имеющий никакого отношения к фестивалю, приехал с сыном-бернером в храм, чтобы написать последнее послание своей жене и отпустить ее память. А может и душу.
13. Фата, детские рисунки и одежда. Набросок собачки с подписью «я скучаю за тобой». Записка «Эли, пришло время отпустить друг друга на свободу. Шлю тебе свою любовь — ты можешь идти своим путем». «Я не ограничен вирусом. Я прощаю себя. Я здоров и целостен и буду отдавать и получать любовь». «R.I.P. iDesign 2005-2015».
14. «Храм появился потому, что он не мог не появиться. Людям обязательно нужно было место, где можно уединиться, помедитировать и поскорбеть», — говорит Дэвид Бэст.
15. Также трогательно видеть фото ушедших бернеров. Когда-то они тоже приходили в храм, рассматривали фото и читали надписи. А теперь сами на его стенах.
16. Как сказал когда-то Екклесиаст «Лучше ходить в дом плача, чем в дом смеха». Даже наблюдая со стороны за людьми, пришедшими сюда отпустить боль, в голове становится чище и светлее. И понятнее.
18. Для кого-то храм на плайе, возможно, единственное место, где они смогли по-настоящему выплакаться.
19. Удивительное место, где сочетается радость и грусть, боль и облегчение, покой и движение. Только ради того, чтобы провести день в храме можно ехать в Неваду.
20. Потрясающий музей человеческих судеб, на короткое время принявший в себя множество дорогих имен и памятных вещей.
22. Как и Мен, Храм тоже нужно подготовить к сожжению. С раннего утра к нему прибывают тягачи с материалом.
23. А сам он огорожен. Те, кто не успели оставить записки еще могут это сделать — по периметру оградки ходят волонтеры, которые могут отнести их к Храму.
25. Вечером оставшиеся жители Блэк Рок Сити в непривычной тишине движутся в одном направлении — к Храму.
26. Так же молча рассаживаются в круг. Мутанты тоже здесь, но и они безмолвны. В полной тишине, без всяких салютов где-то в задней части Храма вспыхивает огонек и начинает распространятся во все стороны.
28. Впервые за всю неделю плайя погрузилась в тишину. Бернеры, многие со слезами на глазах провожают в последний путь Храм, а с ним и все, что они в нем оставили.
29. Храм тоже горит довольно долго, но никто никуда не торопится. На секунду я представляю, что сам только что похоронил близкого человека, а в горящем храме оставил его самую лучшую фотографию и какую-нибудь дорогую нам обоим вещь... Лучше не представлять.
30. А затем падает самая высокая арка и по толпе проносится короткий вопль, похожий на волчий вой или на ритуальные завывания древних плакальщиц. И снова тишина.
31. Спустя пару минут пожарные разрешают подойти к огню. И люди так же молча, неторопливым шагом направляются к центру. Потрясающее зрелище, напомнившее мне сцену на пляже из фильма «Город Ангелов».
32. Это минимальное расстояние, на которое можно приблизиться к пожарищу. Иначе начнут дымиться волосы на голове.
33. Так же, как и на месте Мена, люди еще долго будут находится у костра Храма. А там, где стоял Мен продолжают сжигать свои работы художники. И на этом огне жарить маршмэлло.
36. Реклама чего-бы то ни было на плайе не приветствуюется. В том числе и реклама прокатной конторы Budget.
37. Это мы с собой привезли ящик с инструментами и то думали, что это было лишним. А кто-то привозит всю свою мастерскую.
41. Собираемся и мы. Разгружать машину и раскладываться было намного интереснее, чем собирать пыльное барахло и пихать его в машины.
44. Можно прощаться. Майкл и Таня возвращаются в Монтану, Влад и Таня в Сиэтл. Наш путь лежит в Калифорнию: Сан-Франциско, Йосемити парк, Долина Смерти, а затем снова на восток, до самого Бостона.
45. На выезде из города к машине подходят волонтеры, которые приехали сюда за месяц до нас и уедут месяц спустя. Спрашивают, есть ли у нас лишние продукты и напитки, которые не обязательно везти домой. У нас ничего лишнего нет, машина и есть наш дом. У ребят в грузовичке что-то нашлось.
54. Гордый хозяин «ласточки» — Бум-Бум, кажется. Говорит, что автобус всегда хорошо обслуживался и, не смотря на пробег в полмиллиона миль, работает как часы. А в этом году Бум-Бум собирает команду, чтобы поехать на нем в Коста-Рику. Удачи ребятам.
55. Впереди нас стоит еще один примечательный аппарат. Вот как можно на таких динозавриках отправляться в большие путешествия (13 часов до Сиэтла), я не понимаю.
57. Еще немного постоим, заодно можно сбегать в туалет. Туалет с сюрпризом: три кабинки установлены на довольно мягком прицепе и каждый раз, когда кто-то забирается на него или спрыгивает на землю, стоящий, а тем более сидящий на толчке испытывает на себе неплохую амплитуду колебания. Везде развлечения.
60. Спустя четыре часа пробки приближаемся к дороге. Перед самым выездом с плайи замечаем наклейку на бампере: «Мой отпуск — твой самый ужасный кошмар». Так и есть. И мы это обожаем.