55 материалов по 15 объектам, 1 778 фотографий
- GPS
- Непал,
Молящийся монарх и безвестные авторы непальского Бхактапура
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Статуя с восседающим на её вершине коленопреклонённым королём Бхупатиндра Малла, вознесена на высокую колонну напротив Таледжу Чоука и его одноименного храма. Молящийся король смотрит на еще одно свое детище — великолепные ворота своего дворца. Из всех статуй всех Дурбаров, установленная в 1699 г., здешняя статуя короля по справедливости считается самой красивой колонной среди подобных ей (также установленных в Патане и Катманду).
Возведение такого амбициозного монумента было вполне заслуженно, так как именно этот король был ответственен за возведение большинства сооружений на площади Дурбар Бхактапура.
Бронзовая, позолоченная статуя короля, сидящего скрестив ноги и со сложенными руками в виде вечного приветствия Намаскара (или Намасте), выглядит довольно впечатляюще, так как король обозрим, но все же недоступен. Колонна установлена так, что Бхупатиндра вечно молится богине Таледжу, покровительнице города, которой посвящен храм, находящийся на территории королевского дворца.
Есть интересная история об этой колонне короля Бхупатиндры Малла. Говорят, что король подсмотрел идею строительства этой статуи у своего двоюродного брата, короля Малла Катманду. Он попросил своего кузена одолжить ему ремесленника, который построил колонну на площади Катманду Дурбар. Однако Бхупатиндра не удержался, сделав статую выше той, что была в Катманду. Король Катманду, увидев это, очень рассердился и потребовал, чтобы мастер уменьшил высоту колонны и сделал это в глухую ночь, когда никто не видел этого.
Не смея противоречить своему хозяину, мастер так и сделал, но когда Bhupatindra наутро увидел результат, то он был действительно безутешен и взбешен. Тогда мастер, будучи слугой двух господ, либо пожалел короля Бхактапура, либо испугался его гнева, в любом случае, он вернул статую на ее прежнюю высоту. И логика в этом тоже была, потому что на тот момент королевство Бхактапур было наиболее сильным в долине, а, следовательно, эго его правителя имело все основания для возвеличивания себя. Можно сомневаться в правдивости этой истории, предположить, что она из серии легенд и фантазий, окружающих всегда сильных мира сего, одно ясно без сомнения, сей факт указывает на жесткое соперничество, которое присутствовало между тремя Королевствами Малла долины Катманду в те времена.
Если не вдаваться в замысловатую историю линии королей Малла, то может показаться, что все их взаимоотношения вращаются вокруг их «художественного соперничества». Долина Катманду была достаточно изолированной в течение длительного времени, и в тоже время разделена на три королевства, что спровоцировало правителей на постоянные сражения друг с другом, как физически, так и в искусстве.
Да, это так, короли и их отпрыски-наследники сражались постоянно, но эти противостояния были более кровавыми и свирепыми, чем вам расскажет гид. Вместо этого гиды сосредоточатся на одном из более мирных аспектов прошлых времен королей, сведя вражду к формуле «Если сосед сделает что-то хорошее, я сделаю еще лучше». Однако не думайте, что это как-то касалось местного населения, нет, все для себя любимого и во славу собственных амбиций, для утехи души и тела. В значительной степени каждая из трех королевских столиц (Катманду, Бхактапур, Патан) стала известной своими произведениями искусства, зданиями и храмами. Именно теми, которые мы и все другие туристы посещаем в Непале.
У любого туриста не возникает никакого сомнения в том, что именно династическое соперничество оставило нам эту потрясающую коллекцию произведений искусства и зданий. Тем не менее, когда ты слышишь, что «это было сделано таким-то королем», ты реально понимаешь, что не сам же он ваял скульптуры и возводил здания. Тысячи безымянных авторов оставили нам частичку своего труда, но их имена совершенно невозможно воссоздать, потому что было не принято подписывать свои произведения, или оставлять сведения о своем участии в их создании. Специальные инспекторы тщательно следили за этим, потому что разрешалось указывать имена только короля или донаторов. Более того, как я уже писала, многие поплатились за создание шедевров своим здоровьем! (Char Dham Durbar Bhaktapur (копии мест поклонения Индии) Ч91). Во многих странах имена зодчих известны, ими гордятся, о них много пишут, но в Непале, похоже, от этих умельцев остались только их произведения, которые надолго пережили их в веках. Увы, история искусства во всех странах разная, и иногда печальная и трагическая. Однако хочется надеяться на изменение технологии, которое поможет археологам в будущем раскрыть тайну безвестных художников.
Монумент очень замысловатый, но самое удивительное, что он никак не пострадал в ходе многочисленных землетрясений, которым периодически подвержена долина Катманду. Давайте внимательно присмотримся к деталям статуи: на огромном лотосе установлен трон короля, который поддерживают четыре льва, смотрящие во все стороны света и охраняющие своего господина. А под лотосом на дворец смотрит свернувшаяся в петлю мудрая змея с раздувшимся капюшоном и готовая к броску. Несмотря на смиренную позу короля, у его ног вполне угадывается оружие. Зонтик над его головой, скорее символическая защита от злых духов, чем реально от палящего солнца. Однако самое удивительное в изображении короля – это головной убор, серьги в ушах и даже кольца на пальцах! Историки говорят, что его одежда соответствует общепринятой для тех дней.
Из интересного, что мы узнали от Прована, это то, что возможно, эта статуя, служила моделью для королевских портретов. Впрочем, наверное, наоборот – сперва сделали маленькую статую, а потом аналогичную поместили на колонну. В Непале принято, чтобы состоятельные покровители делали свои портретные скульптуры и устанавливали их в храмах в качестве заявления о своей горячей преданности божеству, размещенному внутри. Учитывая относительно большие размеры портретной скульптуры короля и отличное мастерство, вполне вероятно, что эту фигуру могли бы расположить за пределами главной святыни важного храма, перед дверью святилища и божества внутри него.
Буквально на одном основании с колоколами высится очень красивый и резной храм, и мы идем к нему, чтобы рассмотреть детали его украшения — Великолепный храм Vatsala Durga, разрушенный стихией. Ч.95
Продолжение следует...
- Адрес:
Durbar Square (Bhaktapur)
Дешёвый ✈️ по направлению Бхактапур