55 материалов по 15 объектам, 1 778 фотографий
- GPS
- Непал,
Char Dham Durbar Bhaktapur (копии мест поклонения Индии) Ч91
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Когда-то белые, ворота сегодня выглядят неряшливо с грязными подтеками и зарослями мха кое-где. Более того, уже отсутствует резная дуга над аркой этих ворот, и хорошо, что сохранились деревянные резные панели, установленные в ниши ворот.
Так, вверху с левой стороны хорошо угадываем слоноголовый Ганеша, а справа чуть пониже Царь зверей Хануман. С краю, на высоте человеческого роста, по обеим сторонам ворот изображены благоприятные символы буддизма, то, что приносит покровительство небес и, соответственно, защищает от разного рода жизненных напастей.
Так, явственно видны рыбки, и это два священных золотых карпа, имеющих «значение настоящих природных богатств, изобилия, благополучия земных и водных просторов. Это символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий». Между рыбками размещен Символ Бесконечного Узла, который представляет собой связь всех живых существ и всего, что происходит во Вселенной. Узел не имеет ни начала, ни конца – это символ абсолютно полного обретения человеком всех мудростей и достоинств. Там еще много чего наворочено, и в целом деревянные панно выглядят впечатляюще и настраивают на нужный лад предвкушения красоты.
На фотографиях после землетрясения 2015 года можно увидеть отсутствие деревянных панно на этих входных воротах, которые потом будут возвращены на место после проведения реставрационных работ.
В Бхактапуре тоже есть центральная площадь с королевским дворцом и многочисленными храмами, и эта Дворцовая площадь (Дурбар) восходит к 12 веку, поэтому мы можем представить себе, как, должно быть, выглядел город в средневековый период.
Проходим через ворота в Старый город (Khauma Dwaar, entry gate to Bhaktapur Durbar Square), и сразу с левой стороны от этих входных Западных ворот видим огромные и величественные фигуры двух мифических стражников-львов.
Это часть величественных ворот, за которыми раньше был королевский дворец, а теперь колледж. Оригинальные ворота, к несчастью, были разрушены еще землетрясением 1934 года и не восстановлены до сих пор. Это Львиные ворота, построенные, королем Bhupatindra Malla в 17 веке, в надежде, что они будут защищать древний город.
Львиные ворота расположены внутри площади Бхактапур Дурбар, и есть легенда о том, что король отрубил руки ремесленникам, которые изваяли такую красоту. Так часто поступали правители, в целях гарантии того, что такая красота никогда не будет воспроизведена еще раз в другом месте.
Рядом с львами две великолепные каменные барельефы Bhairab (Шивы) и Дурги (убивающей демона-быка Mohisha). У Дурги восемнадцать рук, которыми она сражается с демонами, защищая богов и мировой порядок.
Бхайрав тоже многорук, он олицетворяет ужасы мироздания и всепожирающую смерть. Все вместе эти фигуры указывают на то, насколько значимы были утраченные ворота, вход во Дворец.
В 1707 году н.э. король Бхупатиндра (1696-1722) заказал скульптуру богини Уграчанди. Хотя она малоизвестная богиня, но некоторые говорят, что она является воплощением Дурги. Результатом работы мастера стала поистине замысловатая, детализированная и потрясающая статуя Уграчанди. Восемнадцативооруженая богиня, сопровождаемая львом-хранителем, изображена в момент, когда она повергает врага своим трезубцем. Король Bhupatindra не ожидал, что статуя получится такой красивой, и был настолько впечатлен работой каменщика, что не хотел, чтобы у кого-либо из других королей в долине Катманду была такая же статуя. Итак, он рубил каменщику правую руку. Конец истории? Похоже, нет...
Справа от входа в Басантапур чоук находится свирепая статуя Бхайрава. Изображенный с двенадцатью руками, он украшен ожерельями из обезглавленных врагов. Bhairab олицетворяет Шиву в его «страшной и ужасной» форме, но именно она служит защитой от врагов, жадности, похоти и гнева. Интересно, что Бхайрав также считается в буддизме как свирепая форма Манджушри, Бодхисатвы, который должен был осушить озеро, чтобы была сформирована долина Катманду. Но, это уже другая история.
Вернемся к каменщику, который потерял руку, после того, как изваял близлежащую статую Уграчанди? Несмотря на отсутствие одной руки, ему все же удалось сделать и статую Бхайрава чуть позже. История гласит, что король Bhupatindra, узнав это и увидев статую, лишил каменщика и другой руки. Вот так королевское соперничество стоило человеку его рук.
Эти входные ворота вели в район, который был известен как Basantpur Чоук. Этот огромный двор, раскинувшийся здесь, имел различные архитектурные сооружения, включая дворцы, королевские бани, храмы и, конечно, интересные истории. Двор является частью королевского дворца, и, как говорят, он имел 99 дворов. Теперь, из всех осталось только пять.
В отличие от других площадей, Дурбар Бхактапура не находится в центре города, а расположен к северу от него, и соединен только небольшими переулками с более важной и внушительной площадью, известной как Таумади Тол, расположенной на юго-востоке и ниже площади Дурбар. Прован, наш гид, с грустью сообщает нам, что нынешняя площадь Дурбар является тенью своего роскошного прежнего «я», поскольку большая часть ее исчезла или была разрушена до основания во время землетрясения 1934 года. Еще в 1742 году оставалось 12 дворов, но ущерб от землетрясения 20 века был настолько велик, что длительное время правительство тянуло с его восстановлением. Именно поэтому, выйдя за ворота, мы видим достаточно большую и пустую площадь, совершенно отличную от избыточно загруженной, с моей точки зрения, аналогичной в Катманду.
Наш взгляд устремлен вперед, но перед тем, как пойти дальше, Прован обращает наше внимание на 4 небольших храма, построенных как копии в миниатюре известнейших индуистских мест поклонения. Это место известно как Char Dham («четыре обители»), и это набор из четырех мест паломничества в Индии.
Это Jagannatha (Джаганнатх) в Ориссе, Rameshvara (Рамешвара) в Тамил-Наду, Kedarnath (Кедарнатх) и Badrinath (Бадринат) в Уттар-Прадеш. Их построили для королевской семьи Малла, чтобы, не утруждая себя длительным путешествием, можно было совершить паломничество к святыням, расположенным прямо под окнами королевского дворца.
Эти храмы расположены с правой стороны от входа, и каждый из них имеет свой неповторимый вид. Сквозная беседка с четырьмя колоннами под куполом с лингамом в центре на возвышении – это Rameshvara, особо чтимый как поклонниками Шивы, так и поклонниками Вишну. И как в индийском оригинале, здесь на подиуме установлен лингам (мужское начало), возведенный на йони (женское начало). Считается, что в оригинале он был установлен Рамой с целью искупления греха убийства брахмана Раваны.
За храмом Рамешвара в углу прячется Badrinath, обитель Вишну, где он совершал аскетическое медитирование. Индийский Бадринат называют землей медитации и покаяния или небесами на земле. По преданию именно здесь были записаны Веды – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
Джаганнатх – это «духовный рай на земле», но мы не нашли его здесь, а вот Кедарнатх расположен чуть дальше за Кришна Мандиром.
Эта резиденция Шивы, и даже более, считается, что этот храм в Индии построил сам Вишну. Кедарнатх считается местом освобождения от мирского бремени, здесь можно получить благословение-даршан самого Шивы. Одна из легенд о Кедарнатхе гласит, что Вишну и Шива договорились жить в Гималаях по соседству, Вишну поселится в Бадринате, а Шива в Кедарнатхе.
Все эти храмы в Индии расположены в местах священного паломничества (tirtha), поэтому и здесь они имеют иногда название Rameshvara tirtha, Kedarnath tirtha.
Интересно, что в Индии каждый из этих четырех храмах расположен в разных направлениях света: Джаганнатх на востоке, Рамешвара на юге, Бадринат на севере и Кедарнатх на западе. Когда я писала этот рассказ, то, конечно, сунула нос в интернет, чтобы посмотреть, каким архитектурным чудесам аналогичны местные копии. Однако, удивительное дело, но вот непальский Бадринат в Бхактапуре оказался совершенно не похож на своего яркого и красочного индийского собрата. Хотя, там же написано, что в индийском Бадринате огромное количество храмов и построек, и возможно как образец была выбрана одна из них.
Непосредственно перед храмами Рамешвара и Бадринат находится храм с узнаваемыми очертаниями, какие мы видели в изобилии на Дурбаре Катманду. Это Gopinath Krishna Temple, двухъярусный храм, имеющий различные воплощения Вишну на стойках-распорках. На столбе у входа вознеслась к небесам статуя Гаруды. Когда мы спросили у Прована, где же все-таки аналог Джаганнатха, то он удивленно указал нам на храм Кришны.
В этом храме три святилища, посвященных Кришне, Радхе (женской форме Бога в индуизме) и Балараме (в индийской мифологии старший брат Кришны, почитаемый часто как воплощение самого Вишну).
Даже осмотрев небольшой пятачок старого города, сразу заностальгировали по Бутану с его строгой, величественной архитектурой и просторами. Я отдаю должное непальской искусной резьбе по камню, дереву, но здесь снова нагромождение и хаос, при том, что в Бхактапуре все же больше порядка и чистоты, чем в Катманду. Даже транспорт здесь под запретом. Ну да, к счастью, город сам небольшой, за несколько часов можно ознакомиться с ним. И мы выдвигаемся на Басантапур Чоук Дворцовой площади Дурбар дальше, к следующей группе храмов — Художественная галерея в Королевском дворце Бхактапура. Ч.92
Продолжение следует...
- Адрес:
Char Dham
Durbar Bhaktapur - Дополнительная информация:
Hours: 10am-5pm Wed-Sun, to 3 pm Mon, to 4 pm Wed-Sun mid-Oct–mid-Jan
Entrance Fee: Price foreigner/SAARC Rs 150/50, camera/video Rs 100/200
Дешёвый ✈️ по направлению Бхактапур
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Как я побывал на большом буддийском мероприятии в Непале
Место, где Будда скормил себя тигрице
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: