О двух новостях. Утро третьего дня принесло нам две новости, как всегда плохую и хорошую. Позвонил Мурат и сказал, « что проехать от Черекского ущелья к Чегемскому через перевалы не получится из-за вчерашних дождей, так как местами смыло дорогу». Хорошая новость была в том, что мы все равно попадем в Чегем, правда через Нальчик, и к нам присоединится жена Мурата Танзиля , друг Хызыр и его супруга Эмиля.
О блокпостах. В Чегемское ущелье мы поехали, не выезжая на основную трассу, через Герпегеж и Хасанью. Не доезжая до Нальчика, нашу маленькую колону остановили на блок-посту, весь вид которого говорил, что на Кавказе, все же, не все спокойно. Вернее остановили нас, а Мурат остановился « за компанию». Хызыр вышел из своей машины, показал старшему офицеру поста какую-то корочку, что-то сказал и вернулся к себе. Через некоторое время, этот офицер, подошел к нам и, взяв документы, спросил : «откуда мы?». Получив ответ, что из Москвы, он молча вернул документы и пожелал счастливого пути. Позже я поинтересовался у .., что же он такое сказал о нас. ... «Да ничего особенного. Сказал, что ты из Москвы, и что бы он с тобой был поосторожнее»
.
О топливе. В Лечинкае мы решили заправиться, и опять, проявилась местная специфика. Дизельное топливо, оказалось «местное» (в прямом смысле местного производства), поэтому мы долго решали, стоит ли им заправляться. Но на близлежащих заправках топливо было точно такое, а возвращаться в Нальчик не хотелось , добавив присадки в бак, мы рискнули, и все прошло благополучно.
О Чегемском ущелье. От других ущелий Кабардино-Балкарии оно отличается тем, что дорога идет почти по его дну, а теснина очень узка и имеет высокие отвесные стены. Самая узкая часть теснины не превышает 16-20 метров, а высота стен в этом месте достигает 200-300 метров. Основные достопримечательности: Чегемские водопады, грот Кала-Тюбю, Верхне-Чегемское городище, мавзолеи.
О Чегемских водопадах. Это, конечно, отлично известное туристам место. Огромное количество автобусов, развалы торговцев сувенирами, всепроникающий запах шашлыка, толпы экскурсантов, но все равно красиво так, что захватывает дух!
О дороге в Булунгу. Протиснувшись через коридор образованный из автобусов стоящих по обе стороны дороги, мы двинулись дальше по узкой и разбитой тропе. Но через пару километров ситуация выправилась и мы поехали дальше по вполне приличному грейдеру. Светило солнце и даже не верилось, что вчера на нас с этого же неба обрушивались потоки воды. Дорога открывала то водопад, звенящим потоком, падающий в Чегем, то живописные скалы, нависающие над бурной рекой, то прямо таки блестящую на солнце горную гряду. Неожиданно мы увидели парапланы, которые как орлы, повинуясь только течению ветра, парили над нашими головами.
О башне Балкаруковых. Это единственная в своем роде башня на Северном Кавказе, построенная в XVII веке по заказу Ахтунга Балкарукова мастерами из Сванетии. Ахтунг хотел скрыть за ее стенами красавицу жену, похищенную им в Дагестане. Четырехэтажная башня, увенчанная парапетом, раньше была еще окружена стеной с воротами и бойницами, но сейчас вокруг нее были только хозяйственные постройки, маленький веселый ручеек и остов брошенного автобуса.
О «камне позора». Недалеко от башни, около моста через Джилги-Су стоит «камень позора», к которому в средневековье привязывали преступников.
О газопроводе. Поразило полное отсутствие людей в Эльтюбю, которые, как потом оказалось, практически всем селом красили в желтый цвет, пролегающий по поселку газопровод.
О мавзолеях. В окрестностях Эльтюбю, на высоком склоне у самого подножия горного хребта расположено древнее кладбище. Таких склепов-кешене я не видел нигде на Кавказе. Один из них просто огромный, другие были поменьше, разной формы: квадратные и шестиугольные. В молчании бродили мы среди этих немых свидетельств бренности человеческой жизни. В отличие от Осетии и Ингушетии, где склепы полны костей покойников, внутри здешних мавзолеев царила девственная пустота( все захоронения были вывезены учеными при раскопках и реставрации). Если в Осетии запах тлена и смерти исходящий из могильников (хотя в склепах не хоронят наверное уже лет триста) гонит любопытных побыстрее уйти и не тревожить покой усопших, здесь мы не спеша гуляли, осматривая памятники и делясь впечатлениями от увиденного.
О войне. В Булунгу, одном из немногих мест, куда балкарцы вернулись после депортации, посреди села стоится памятник, где за стилизованными скорбными женскими фигурами, расположились таблички с именами сотен людей, жителей этих мест, отдавших свои жизни в боях с фашистами. А ведь балкарцев несправедливо обвиняли как раз в массовом сотрудничестве с немцами.
Снова о том, что не увидели. И снова дождь вмешался в наши планы. Верхнечегемское городище, знаменитая «греческая лестница», грот Кала-Тюбю, дом-музей балкарского поэта Кайсына Кулиева, остались на следующую поездку. Зато шашлык удался на славу!
О расставании. Мы расстались с Муратом и его друзьями на том же месте, где три дня назад повернули в Урвани в сторону Голубых Озер. Расстались, что бы наверняка, снова встретиться. За три, таких коротких, но насыщенных событиями дня мы столько нового узнали о такой близкой, но такой неизвестной Балкарии, подружились с замечательными людьми и приобрели еще одно, но очень четкое желание — обязательно вернуться сюда еще раз.