Прогуливаясь по бульвару Унтер-ден-Линден в сторону Шпрее, можно попасть на Остров музеев. Здесь располагается сразу пять музеев, которые в 1999 году ЮНЕСКО включило в список объектов Всемирного культурного наследия. Эта северная часть острова , соединяется с берегами реки благодаря мосту Монбижу.
Мост закрыт для движения общественного транспорта и образуют вход в Музей Боде, здание треугольной формы в стиле необарокко, огромный купол которого возвышается над северной частью Шпрееинзель.
Создавался музей Боде на рубеже XIX-XX вв, по желанию императора Фридриха III, бывшего большим поклонником искусств и выдающимся меценатом. Правление тяжелобольного прусского короля и германского императора продолжалось всего 99 дней. Но и за этот период 57-летний Фридрих успел сделать многое для того, чтобы поднять Берлин до европейского уровня и превратить его в музейную столицу. Основой музейного фонда нового музея должны были стать богатейшие коллекции императора.
Над созданием концепции нового музея трудился выдающийся немецкий искусствовед Вильгельм фон Боде. Ему пришла в голову изящная идея, которая позволяла элегантно соединить обширную, но достаточно разрозненную коллекцию Фридриха.
Так, Вильгельмом фон Боде впервые была сформулирована обучающая концепция, согласно которой в каждом зале музея соединяются и выставляются для экспозиции произведения искусства и предметы интерьера одного временного периода, одной исторической эпохи. Этот принцип до сих пор применяется в большинстве экспозиций музея Боде.
К постройке здания для будущего музея приступили лишь в 1897 году, по прошествии 11 лет после смерти Фридриха. Реализацией проекта занимался вполне маститый архитектор Эрнст фон Ине. Своей мощью и гармоничностью музей поразил всю Европу. Стиль строения относится к необарокко, но основной мотив его очертаний можно отнести к имперскому стилю.
Площадь музея Боде составляет шесть тысяч квадратных метров, музейные фоны состоят из коллекций живописи, средневековых скульптур и древних монет. Основная часть этих экспонатов – это подаренные Фридрихом, так называемые, собрания бранденбургских курфюрстов. Боде настойчиво и кропотливо пополнял музейные фонды, скупая экспонаты по всей Европе. За свои неустанные труды во благо и славу Германии, в 1914 году его удостоили дворянского звания.
С южной стороны Музея Боде остров пересекает линия берлинской городской электрички, которая отделяет здание Музея Боде от примыкающего к нему Пергамского музея.
Пергамский музей — самый популярный музей Берлина. Это даже не один музей, а целый конгломерат: в центральном зале находится знаменитый Пергамский алтарь — алтарь храма Зевса из Пергама (180-160 до н.э.), рельефы которого изображают битву богов и титанов. Посвященный Зевсу и Афине, покровительнице города Пергама в Малой Азии, он уже в древности причислялся к чудесам света. Алтарь был найден археологом Карлом Хуманом при раскопках Пергама, столицы малоазийского эллинистического государства. В соседнем зале находятся ворота Милетского рынка (120 н.э.), образец римской архитектуры императорской эпохи из соседнего с Пергамом города.
В южном крыле Пергамона размещается Музей Ближнего Востока. Главный его экспонат — вавилонские ворота времен библейского царя Навуходоносора II (605-652 до н.э.), посвященные богине Иштар. В этом же музее можно увидеть ассирийские рельефы, происходящие из царского дворца, с изображением воинских процессий и скульптурные изображения священной дворцовой стражи, мифических крылатых быков шеду. Если смотреть на них спереди, кажется, что они стоят, а если сбоку — что идут. Там же помещаются находки из Месопотамии, Урука, Персии.
Кроме прочего, история Пергамского музея связана и с историей России. После войны большая часть коллекции музея была вывезена в Советский союз в качестве компенсации за нанесенный нашей стране ущерб. Но в 1958 году коллекция была возвращена в тогдашний ГДР. Но не вся. Часть ее, включающая «клад Приама», найденный Генрихом Шлиманом при раскопках Трои, осталась в Москве. Затем эту часть поделили еще раз на две части. Керамические предметы были увезены в Эрмитаж, где хранятся и сейчас, а золотые предметы, знаменитое «золото Трои», хранится в ГМИИ им.Пушкина.
А вот античные скульптуры Советский Союз все-таки вернул в 1958 году. Множество скульптур было довольно в плачевном состоянии. Их долгое время реставрировали в Бразилии, а затем выставляли там. Но вот они вернулись. Оформлена выставка не по времени создания скульптур, как это обычно бывает, а по темам: «Афина», «Зевс», «Афродита» и далее со всеми остановками на Олимпе.
С юго-запада к Пергамскому музею примыкает Новый музей, который после Второй мировой войны длительное время пребывал в руинах. Здание, ставшее образцом музейной архитектуры, было построено в середине XIX века. Все пять музеев на Музейном острове были закрыты в 1939 году после начала Второй мировой войны, а в конце войны разрушены в результате бомбардировок. После войны было восстановлено только четыре музея, а Новый музей в течение десятилетий оставался руиной.
На его восстановление у правительства ГДР не было денег. Реставрация здания началась только в 2003 году и обошлась в 200 миллионов евро. Руководил ею известный британский архитектор Дэвид Чипперфилд.
На четырех этажах Нового музея общей площадью около 8 тысяч квадратных метров, как и до его разрушения, размещены коллекции Египетского музея и Музея доисторического периода и ранней истории. Всего в залах музея насчитывается более 9 тысяч экспонатов. Самый древний из них — каменный скребок, изготовленный первобытными людьми 700 тысяч лет назад. А самый "молодой" экспонат — фрагмент Берлинской стены с колючей проволокой. Возвратился в музей и самый знаменитый экспонат -известный цветной бюст королевы Нефертити, который датируется примерно 1360 годом до нашей эры и был обнаружен лишь в 1912 году. Бюст просто поражает. Он находится на стойке в комнате в гордом одиночестве, освещенный лучом света в темноте.
Фото из Википедии. Фотографировать не разрешали.
Новый музей соединяется колоннадой в античном стиле с зданием Старой национальной галереи напоминающей римский храм с апсидой.
Проектировал это здание Фридрих Август Штюлер в 1865 году. Архитектор пытался гармонично соединить в своём творении два стиля: ранний неоренессанс и поздний классицизм. Следует отметить, что Фридриху Августу так и не удалось реализовать свою задумку, поскольку он умер (не успев завершить свой проект), а воплощением идеи занялся Карл Бюсси (под чутким руководством Генриха Штрака, который отвечал за все этапы строительства галереи).
Многие считают современное здание достаточно надежным и устойчивым к пожарам, поскольку оно полностью построено из металла и кирпича (только лестница и экстерьер выполнены из песчаника).
Архитекторам удалось сохранить первоначальный интерьер здания, а вот экстерьер неоднократно обновлялся – специалисты пытались создать для галереи образ, который смог бы гармонировать с другими зданиями.
Как и множество других исторических зданий Старая национальная галерея сильно пострадала в ходе Второй Мировой войны. К тому же большая часть бесценных творений была уничтожена или продана нацистами за бесценок, — к произведениям искусства, которые не соответствовали художественным критериям Третьего Рейха фашисты были безжалостны!
Сейчас Старая национальная галерея известна своей прекрасной коллекцией французских и немецких импрессионистов 19 столетия. Тут также располагается огромное количество работ знаменитого немецкого художника Адольфа фон Менцеля, проживавшего в Берлине (1815—1905). Здесь расположилась целая «вселенная» искусства, которая представляет романтическое и классическое направление, а также бидермайер, представляющий целую эру в искусстве.
Старый музей Карла Фридриха Шинкеля является важнейшим архитектурным шедевром в Европе, построенным в стиле неоклассицизма. Музей положил начало созданию „Музейного острова“, идее Фридриха Вильгельма IV, который в 1841 году предложил превратить остров на Шпрее позади музея в „прибежище искусства и науки“.
Старый музей был построен Карлом Фридрихом Шинкелем в 1825 году с целью предоставить для общественного просмотра королевские коллекции произведений искусства. Музей стал самым старинным выставочным залом столицы и вторым публичным музеем в Германии. Шинкель же, в свою очередь, заслужил славу главного немецкого архитектора первой половины 19 века.
Здание было построено в соответствии с древнегреческим эталоном архитектуры: колонны ионического ордера на главном фасаде, конные статуи перед входом, выполненные скульпторами Альбертом Вольфом и Августом Киссом. По образцу купола Пантеона в Риме купол музея изначально также представлял из себя точную полусферу.
С 1830 года музей открылся для широкой публики. До 1845 года музей назывался Королевским.
Во время войны музей сильно пострадал, в 1966 году была произведена реконструкция здания.
После реконструкции коллекция музея постоянно пополнялась новыми произведениями античного искусства Древнего Рима и Древней Греции, в том числе находками археологических экспедиций XIX-XX века.
Чтобы осмотреть все музеи нужно достаточно много времени, коего всегда не хватает. Вот и я, к сожалению, только пробежалась по ним.